Самодетерминация развития человека

Развитие идеи свободы человека связано с разработкой понятия самодетерминации, которое используется как объяснительное на психологическом уровне рассмотрения механизмов свободы. Авторы концепции самодетерминации американские психологи Э. Дэси и Р. Райан определяют самодетерминацию как собственную активность человека, его способность самостоятельного выбора направления саморазвития. Данное понятие дает возможность учитывать как собственный внутренний выбор человека, так и объективно существующие ограничения свободы выбора (физические, физиологические, социально-исторические и др.), т.е. позволяет избежать абсолютизации и того и другого, приводящей к тупиковому варианту развития любой теории. Э. Деси считает, что самодетерминация является не только способностью, но также и потребностью. Он определяет ее в качестве основной врожденной склонности, которая ведет организм к вовлеченности в интересующее поведение, обычно способствующее развитию умений осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой.

У. Тейджсон определяет свободу как переживание самодетерминации, связанное с самоосознанием. Он считает, что психологическая свобода, или сила самодетерминации, неразрывно связана со степенью и масштабами самосознания и тем самым тесно коррелирует с психологическим здоровьем и аутентичностью. Индивидуальной переменной является «зона личностной свободы», которая варьирует в разных ситуациях. Тайджсон выделяет три параметра свободы: 1) уровень когнитивного развития, 2) объем внешних ограничений, 3) подсознательные внутренние детерминанты и ограничения. Ключевым процессом в обретении и расширении свободы является рефлексивное осознание детерминант и ограничений собственной активности.

Близкие взгляды развивает Дж. Истебрук, уделяющий специальное внимание контролю над базовыми потребностями и тревогой, рождающейся в отношениях с внешним миром. Эффективность контроля и степень свободы оказываются непосредственно связанными с интеллектуальными способностями, обучаемостью и компетентностью.

Дж. Ричлак также выдвигает на первый план проблему самодетерминации. Он видит основание свободы в способности самого субъекта, исходя из своих желаний и формулируемых на их основе осмысленных целей, детерминировать собственные действия, включаться в систему самодетерминации своей активности и ее переструктурировать, дополняя каузальную детерминацию поведения целевой. Основой того, что обычно называют «свобода воли», является, по Ричлаку, диалектическая способность саморефлексии и трансценденции, позволяющая субъекту ставить под вопрос и изменять те предпосылки, на которых строится его поведение.

При этом исследователи подчеркивают, что следует различать самодетерминацию, с одной стороны, и саморегуляцию или самоконтроль – с другой. В последнем случае регуляторами могут выступать интроецированные нормы, мнения и ценности авторитетных других, социальные или групповые мифы и т.п. При подлинной самодетерминации субъект выступает как автор своего поведения. Самодетерминация является высшим уровнем саморегуляции личности, выражающейся в способности осуществлять выбор, опирающейся на ее глубокое осознание. Для данного уровня характерны богатство внутренних мотивов, внутренних смыслов, переживание личностью себя как творца собственной судьбы. Источником самодетерминации выступают мотивационные детерминанты, смысл которых человек находит для себя сам.

Итак, в зарубежной психологии саморазвитие человека рассматривается в контексте проблемы «детерминация – свобода» личности. В теориях, основанных на идее внутренней (интрапсихической) детерминации, в качестве источника саморазвития выделяются:

1) внутренние противоречия, внутренний конфликт (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

2) врожденное стремление человека к обретению духовных ценностей (Э. Шпрангер);

3) стремление к самоосуществлению или самоисполнению (Ш. Бюлер);

4) стремление различных компонентов личности к единству – к обретению самости (К.Г. Юнг), к проприуму (Г. Олпорт).

В теориях взаимной детерминации локусом детерминации являются взаимодействие с другими людьми и элементами окружения, предшествующие события жизни (А. Бандура, Дж. Келли).

Индетерминационная гуманистическая психология акцентировала творческий потенциал человека, его потребность в самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс).

В теориях самодетерминации источниками саморазвития полагают:

· собственную активность человека, его способность к самостоятельному выбору направления саморазвития (Э. Дэси, Р. Райан);

· рефлексивное осознание детерминант и ограничений собственной активности (У. Тейджсон);

· контроль над базовыми потребностями и тревогой, рождающейся в отношениях с внешним миром (Дж. Истебрук);

· диалектическую способность к саморефлексии и трансценденции (Дж. Ричлак).

В рассмотренных теориях выделяется либо инстанция, управляющая саморазвитием: самость (К.Г. Юнг), проприум (Г. Олпорт), Я-концепция (К. Роджерс); либо принцип, на основе которого осуществляется саморазвитие: принцип самоэффективности, саморегуляции, самоподкрепления (А. Бандура), интерпретации и прогноза (Дж. Роттер, Дж. Келли), самореализации, самоактуализации (А. Маслоу).

На основе проведенного анализа нами предлагается следующая модель детерминации саморазвития, раскрывающая основные представления о нем в зарубежных теориях личности (рис.1).

Самодетерминация развития человека - student2.ru А а

Столкновение с Я

о

в в1В

Раскрытие Я

а1

Рис. 1. Модель детерминации саморазвития

В модели представлены две плоскости и четыре вектора. Первую плоскость (вертикаль А), которая отражает направленность саморазвития, задают два вектора: центробежный (ао) – внутренний конфликт и центростремительный (оа1) – цель, ценности, перспектива. Вторую плоскость (горизонталь В), отражающую структурную сложность источника саморазвития, задают два других вектора. Вектор во направлен на поиск инстанции, которая управляет саморазвитием (самость, проприум, Я-концепция). Вектор ов1 – на выделение принципов, которые управляют саморазвитием, – принципов самоэффективности, саморегуляции, самоподкрепления, самореализации, интерпретации и прогноза.

Векторы ао и во определяют контекст саморазвития, в основе которого – направленность на внутренний конфликт и поиск инстанции, способной управлять саморазвитием. Этот контекст можно обозначить как «Столкновение с Я». Векторы оа1 и ов1 задают контекст саморазвития, актуализирующегося направленностью на цель, ценности, перспективы и поиск принципа, который может управлять саморазвитием. Этот контекст можно обозначить как «Раскрытие Я».

Таким образом, анализ зарубежных психологических теорий позволяет сделать следующие выводы. Саморазвитие понимается большинством исследователей как процесс роста «Я» человека, его движение к личностной зрелости. Можно выделить два основных контекста проявления саморазвития: «Столкновение с Я» и «Раскрытие Я».

Наши рекомендации