Особенности самосознания в старости
Проблема общ-я пожил людей, их адап-ция к нов ролям и усл жизни не только сущ-ет, но и более значима для этого возраста по срав с предыд. Успешн социализация пож. людей-условие поддержания высокого Ур кач-ва их жизни. Среди наиб важных проблем они сами называют одиночество, здоровье и матер проблемы. Соц сит разв-я пож людей связана с новым ролями, предписанными пенсионным возрастом. Изменяется содержание и соотношение ролей - к старости ролевой диапазон сужается что ведет к потере идентичности. К пенсионерам меньше ожиданий и требований, их вводит это в депрессию и тревогу, чувство отчужденности от общества.
Т.о. 1)Ур ролевой адаптации служит критерием соц адап-ции.
2) соц адаптацию определяет статусная и ролевая принадлежность, кот прямо пропорциональна уровню соц идентичноти.
3)форм-е нов активной жизн-й позиции, кот отраж-т переоценку прошлых ценностей, пересмотр установок, позитивное отношение к собств старению, вкл-е в нов виды деятельности.
Лидерс утв-ет: ведущая д-ть в пож возрасте - особая внутр д-ть, направленная на принятие своего жизн пути. (тз совпадает с Эриксоном). В возр ок 60 лет человек осмысливает прожит годы, ищет свою инд-ть и значимость своей жизни. На уровне рефлексии идет бессознательно пр-с осмысления и поиска своей самости, пож люди рефлексируют для ретроспективной оценки достигнутого. Пож люди более инровертированы и экстернальны. Коста и Мак-Крей на самооц влияет занятость, нужность. Размышления о смерти: что значит смерть для человека, что она значит для близких, как преод страх (у многих усиление религиоз начала). У пож людей меняется масштаб воприятия - ценность не в личн достиж а в стабильности общ-ва.
Отражение психологических особенностей в детском и юношеском фольклоре.
Тихомиров
Функции страшилок:
1.функция переработки страха (рассказывая о кошмарах человек меньше этого боится).
2.социальная- не все умеют рассказывать страшилки, а только ребенок с хорошим вербальным развитием (лагерь, больница, детская)
3.протест в отношении родителей, выражение агрессии (мама в страшилке плохая)
4.обозначение своего психологического и физического пространства(зло появляется в доме через какой-либо изъян-«на стене было красное пятно»)- некоторые опасения человека по поводу нарушения его пространства
В 6 лет еще не рассказывают, а в 11 уже- мало живут страшилки (у девочек намного дольше, чем у мальчишек). Мальчики раньше дистанцируются по половому признаку.
Якобы детские страшилки создаются взрослыми(мальчик с гитарой гранату нашел). В этих стихах проявляется выражение агрессии вообще.
Нематериальные аспекты суб. культуры:
1.молодежный сленг:
а. выражение чувств
б. экономия речевого сообщения (зажигаем- весело проводим время)
в. идентификационная- если разбираюсь, значит принадлежу к группе
г. маскировочная- чтобы не поняли другие (в криминале)
д. которых нет в русском языке (зашибись)
2.музыка- все слушают в этом возрасте. В музыке молодежной больше драйва- более громкая, более настырная, более стимулирующая телесные ощущения.
а. разрядка сексуальной агрессии. Это стремление уходит с возрастом.
б. разрядка общей агрессии- тяжелый рок слушают агрессивные.
в. идентификационная- нужно разбираться в музыке.
г. престижная функция- дорогие концерты, дорогие плееры- нужны деньги.
3.литература-фантастика-уход от реальности, релаксация.
В юношеском возрасте активно происходит становление мировоззрения- система наиболее общих взглядов на мир, индивидуальная философия. Мировоззрение формируется благодаря богатому опыту взаимодействия с миром.
Дошкольники: бытовые рассказы, сказки (есть мораль). способств развитию, ограничено колв-во героев, обучают типичным чертам. динамичность сюжата. связь между благодеянием и наградой, проступком и наказанием, чего нет в жизни. сказки содержат эмоциональный компонент (страх либо радость). дети негат реагир на смешение типич черт чел и эмоций, детям нужна однозначность. в детстве страхи присутствуют. Полит анекдоты (4года): постигает соц полит устр-во, интерес к гос символике. Они узко локальны, не передаются поколениям.
3категории: псевдодетские, истиннодетские, экспромты.
Ф-ции: осмысление терминов, социал-ция, идентификация (рассказывают рассказ тому, кому доверяют), самоутвержд-е, осмеяние лидера. Страшилки – оч устойчивый фольклор. Сюжеты: силы зла проникают, запрет-нарушение-кара
Розин изучал фольклор у субкультур: рассказы о родителях и рассказы о себе. тема неразвитости родителей-не понимают жизни молодых людей, мотив их слишком большой приверженности к дому, цель- подчеркнуть свою индивидуальность, способность отказаться от благ.
три вида рассказов о себе: «жертва», «ваитель», «шут». жертва-отвержение здорового образа жизни, как «загнать себя в гроб», художественное восприятие действительности. Воитель-рассказ о нанесении ущерба вещам родителей. Шут-мало отличается от воителя, но здесь все как бы не всерьез.