Терапевтическая когнитивная оценка
Терапия когнитивной оценки была развита как интегративный подход к изменению личности несколько лет назад. Она предполагает, что аффект, поведение и познание - это взаимозависимые и взаимовлияющие психологические компоненты и что источником побуждения является поиск человеком психологической безопасности, которой он пытается достичь при помощи повторения определенного привычного опыта. Этот подход подразумевает социальное научение и межличностные взаимодействия, его процедуры включают в себя элементы клиентцентрированной терапии и гештальт - терапии в дополнение к РЭТ. Однако терапия когнитивной оценки - это не набор определенных процедур, а скорее уникальное, как считают его авторы, теоретическое понимание, которое помогает клиенту постигать и изменять себя.
Название "терапевтическая когнитивная оценка" (ТКО) было принято, чтобы подчеркнуть тот факт, что развитие у клиента оценочной познавательной способности является целью психотерапевтического вмешательства. Становится все более очевидным, что люди редко осознают некоторые из своих наиболее существенных оценок; они функционируют на основе бессознательных алгоритмов -сохраненных и установившихся способов для обработки социальной информации. (Под алгоритмами имеются в виду определенные правила для оценки переживаний.) Это означает также смещение акцента внимания специалистов с осознаваемого процесса познания к неосознаваемому, последний должен выводиться из того, что люди говорят и делают.
Подобно большинству форм психотерапии начала 1980-х гг., ТКО использовалась главным образом для лечения таких состояний, как беспокойство и депрессия. Психологическое состояние некоторых клиентов не улучшалось, или они не сохраняли улучшения, или продолжали работать с терапевтами, авторами этого метода, после того как наступало улучшение. Почему? Ответ был найден в характеристиках их индивидуального предрасположения. Нарушения - результат психосоциальных стрессогенных факторов, взаимодействующих с переменными индивидуальности. В результате ТКО сосредоточилась почти исключительно на лечении "индивидуальной уязвимости" клиентов.
Основные положения ТКО. Терапевтическая когнитивная оценка берет начало от общей теории систем, которая предполагает взаимозависимость элементов системы. Компоненты в ТКО - это психические процессы, аффект, поведение и познание. Термин "аффект" относится главным образом к субъективным эмоциональным чувствам и ощущениям. (Термин "эмоция", по мнению авторов, относится к физиологическим изменениям.) Поведение обозначает скорее характерные способы взаимодействия, чем отдельные поведенческие акты. Познание включает в себя содержание умственной деятельности, которое может состоять из логичных и нелогичных положений, фактической и фантастической информации и т. д., и что особенно важно, оценочных познавательных способностей или оценок. Теория когнитивного диссонанса поддерживает идею о взаимозависимости аффекта, поведения и познания. Наблюдения и эксперименты бихевиористов показали, что изменения во внешнем поведении приводят в результате к внутренним изменениям в области аффекта и познания вопреки более распространенному мнению, которое гласит, что "если вы изменяете ваше мнение, вы будете действовать по-другому".
Многие направления когнитивно - бихевиоральной терапии признают взаимозависимость этих трех компонентов, но не применяют их на практике. Причиной может быть принятие широко известной модели "стимул-реакция", в которой эмоция рассматривается как результат познавательной обработки некоторых внутренних или внешних стимулов. В РЭТ, например, считают, что посредником между стимулом и эмоциональной реакцией будут убеждения (рациональные или иррациональные), и исследования показали, что при изменении убеждений появляются новые эмоциональные реакции. Это то, что могло бы называться эмоциями "испуганного животного": животное реагирует страхом и бегством на предъявленный стимул, который оценивается как опасный. Это "эмоциональный эпизод", который, согласно модели Д. Векслера, состоит из следующих шагов:
- стимул;
- обнаружение стимула;
- скрытое описание наблюдаемого стимула;
- вывод относительно предъявленного стимула;
- оценка;
- эмоциональная реакция, определенная оценками;
- решение относительно того, как реагировать, и поведенческая реакция;
8. обратная связь (подкрепление) относительно поведенческой реакции.
В дополнение к внешним стимулам люди в отличие от животных реагируют на внутренние стимулы - свои собственные мысли и чувства.
В ТКО выводы и оценки основаны на том, что называется личными жизненными правилами. Это индивидуальные версии взаимосвязанных и причинно-следственных отношений, которые существуют в естественном и социальном мире, и индивидуальные версии моральных принципов и социальных ценностей. Например, кто-то может иметь логически выведенное правило, что все собаки кусаются, если подойти к ним слишком близко, и оценочное правило, что физической боли надо избегать. Основанное на этих правилах логическое заключение гласит, что должно избегать собак, чтобы избежать боли, и человек с фобией делает именно так.
Эта когнитивная модель посреднической роли эпизодической эмоции объясняет реакции человека в определенных ситуациях и особенно применима и полезна в понимании и уменьшении эмоционального дистресса, связанного с кризисами. Однако данная модель "стимул-реакция-эмоция" не относится к клиентам, которые не находятся в кризисе. Эмоциональные нарушения, от которых люди желают избавиться, - скорее личностные, чем ситуационные; скорее хронические, чем эпизодические. Эмоциональный эпизод стал менее важным для данного подхода, поскольку ТКО сосредоточилась больше на изменениях личности.
Кроме того, существенным моментом является влияние аффекта на поведение и познание. Вспомните, что люди обладают эмоциональными привычками, т. е. они являются приученными к некоторым эмоциональным чувствам. Чтобы сохранить эмоциональные привычки, они должны привести свои высказывания и действия в согласие со своими чувствами. Привычные эмоции зависят от поведения и познания, которые будут сохранять и воспроизводить их. Мало того, что люди привыкают к некоторым чувствам: им необходимо заново испытывать эти чувства, чтобы иметь ощущение психологической безопасности. Люди чувствуют себя наиболее удобно и безопасно в знакомой обстановке, со знакомыми людьми. Слишком много привычных дружеских отношений могут стать скучными, но слишком много новинок могут стать угрожающими. Согласно ТКО, каждый человек имеет неосознанные личные жизненные правила, которые предписывают, что он должен чувствовать; тогда у человека имеет место характерный для него эмоциональный настрой.
Когда субъективные эмоциональные переживания не соответствуют привычному для человека эмоциональному настрою, автоматические процессы активизируются, чтобы возвратить чувства в предписанный диапазон эмоционального настроя. Отклонения ниже привычного эмоционального уровня, т. е. когда кто-то чувствует себя хуже, чем обычно, исправляются определенными поднимающими настроение мыслями и действиями, которые известны как защиты. Психологические защиты, согласно ТКО, являются просто автоматическими процессами, которые возвращают эмоциональное состояние человека к привычному уровню. Аналогично когда чувства превышают этот уровень, т. е. когда кто-то чувствует себя слишком хорошо, автоматические процессы начинают работать, чтобы возвратить человеку его привычное состояние.
У каждого человека есть характерный только для него эмоциональный настрой, который зависит от индивидуальной истории развития. Привычный эмоциональный настрой возникает на основе повторяющегося соприкосновения с определенными событиями, и обычно это происходит в лоне семьи, но также и с определенными моделями проявления эмоций и взаимодействия. В ТКО привычные эмоциональные пережидания, которые обеспечивают ощущение безопасности, называются личностно-типичными аффектами. Когда они позитивны, никто не обращает на них внимания, потому что существует культурная ценность (например, в США), что чувствовать себя хорошо - это хорошо. Люди с такой ценностью сознательно стремятся испытывать хорошие чувства и побуждают себя участвовать в доставляющей удовольствие деятельности и межличностном взаимодействии.
Когда личностно-типичные аффекты негативны (например, беспокойство, гнев), они побуждают людей к поиску того опыта, который продуцирует эти негативные чувства. Человек "умирает от голода" без негативных, но привычных аффектов и ищет их повсюду. В то же время человек сознательно принимает культурную норму, что чувствовать себя хорошо - это хорошо. Такое несоответствие между тем, чего человек сознательно хочет, и тем, чего неосознанно желает, может запутывать его и побуждать искать помощи. Лечение, однако, будет ограничено потребностью клиента чувствовать то, что противоречит тому, что он считает желательным. Консервативные тенденции личностно-типичных аффектов препятствуют продвижению к целям терапии и ведут к сохранению симптомов.
Может показаться, что гипотеза, согласно которой часть людей неосознанно предпочитает чувствовать себя скорее плохо, чем хорошо, противоречит устоявшемуся и имеющему биологические истоки в психологической теории принципу. Основанием для большинства психологических положений о человеческой природе является принцип гедонизма, т. е. что любые живые существа, включая людей, желают удовольствия и избегают боли.
Основанием для большинства психологических положений о человеческой природе является принцип гедонизма.
Потребность в негативном личностно - типичном аффекте, кажется, является исключением из этого принципа. Чем может подкрепляться переживание негативных аффектов? Ответ в рамках ТКО заключается в том, что эти переживания в определенных условиях подкреплялись больше, чем удовольствие или предотвращение боли.
Никакое подкрепление не является абсолютным, его сила зависит от того, в каком состоянии находится организм - депривации или насыщения. Еда является подкреплением тогда, когда организм голоден, но она не обладает свойствами подкрепления, когда организм насыщен. Точно так же, когда человек лишен привычных чувств, он будет искать их, не осознавая этого и не принимая осознанных решений. Когда же человек "насыщен" привычными чувствами и эмоциональный настрой согласован, у него появляется ощущение психологической безопасности.
Чтобы завершить специальный словарь, используемый в ТКО, отметим, что поведенческие реакции, которые обслуживают личностно-типичные аффекты, называются поведением поиска безопасности. Как правило, это поведение в области межличностного взаимодействия, которое вызывает предсказуемые реакции других людей, и эти реакции стимулируют предсказуемые чувства субъекта. Например, если гнев - личностно-типичный аффект, субъект может участвовать в провокационных действиях, которые в результате, конечно, вызовут именно те реакции, которые разгневают субъекта Познавательные способности, обслуживающие личностно - типичные аффекты, называются оправдывающими, потому что они обеспечивают объяснение этих чувств. Например, если беспокойство - личностно - типичный аффект, человек мог бы полагать, что случится что-то ужасное. Когда нет никакого подтверждения того, что может произойти что-нибудь ужасное, а человек продолжает думать, что это произойдет, это будет оправдывающей познавательной способностью, т. е. мысль оправдывает чувство.
План обычной когнитивно - бихевиоральной терапии состоит в том, чтобы определить некоторые поведенческие реакции и познавательные способности как цели изменения. Направленность этих целей логически обоснована: задания на дом клиенту направлены на закрепление новых форм поведения, и ему показывается очевидная необоснованность оправдывающих познавательных способностей.
В ТКО предполагается, что люди, которые действуют против своих собственных интересов, ищут безопасности в привычных чувствах. Вместо того чтобы убеждать клиента в том, что он заблуждается, и оспаривать его видение ситуации, мы выявляем присутствие личностно-типичных аффектов, форм поведения поиска безопасности и оправдывающих познавательных способностей и объясняем их клиенту.
Главная тактика в ТКО - это понимание эмоциональных, поведенческих и познавательных паттернов таким образом, чтобы клиент мог понимать их в этом же ключе. Проницательное понимание своих личностных особенностей является основой для любого изменения, так как клиент может тогда сознательно работать с собственными внутренними силами и устремлениями. Клиент может быть предупрежден относительно силы привычных чувств, которая будет работать против изменений. Когда клиенты понимают, что они сознательно желают изменений и готовы к ощущению психологической опасности, они тем самым подготовлены к некоторому необходимому уровню внутреннего разногласия и дискомфорта. Тогда они могут работать сами со своими эмоциями.
Стыд, жалость к себе (в противовес чувству собственного достоинства) - важные чувства, на которые обращают особо пристальное внимание в ТКО. Стыд -это чувство личностных недостатков и дефектов, которые являются настолько плохими, что они должны храниться в секрете. В отличие от вины, которая касается действий, нарушающих правила группы, нормы общества или заповеди религии, стыд относится к чувству личностного несоответствия. Эта форма самокритики и самопроклятия настолько распространена, что многие чувствует себя подобно изгою в компании друзей или в кругу семьи. Эти чувства могут сопровождаться также самоизоляцией, для того чтобы избежать разоблачения и дальнейшей критики. Беспокойство возникает из опасения, что тайные слабости будут замечены другими.
Однако когда стыд - это личностно-типичный аффект, он будет рассматриваться скорее как стремление к оскорблениям, чем как избегание их, несмотря на то что в этом нет никакого рационального смысла. Почему человек действует так, как будто он стремится испытывать чувство стыда? Потому, что это привычное эмоциональное состояние, которое приносит ощущение безопасности. Неудивительно, что эти люди часто испытывали стыд в детстве и юности; их часто оскорбляли родители, и многие из них подвергались сексуальному насилию. В то время как они сознательно ненавидят стыд, они постоянно действуют так, как будто стремятся к нему, это говорит о том, что данное чувство является личностно - типичным аффектом и что их действия - это образец поведения поиска безопасности.
Жалость к себе предполагает, что некто чувствует себя жертвой несправедливости, безразличия. Жалость к себе не ведет к инициативе самоусовершенствования, потому что чувства подтверждают бессилие что-либо изменить. Когда жалость к себе - личностно-типичный аффект у человека, для него характерно поведение поиска безопасности, которое направлено на поиск преимуществ у других и приводит к тому, что эти люди оправдывают жалость к себе, воспринимая себя как жертв других людей или обстоятельств. Поскольку они воображают себя слабыми, но заслуживающими помощи, они кажутся пассивными, зависимыми, они неохотно берут на себя ответственность или инициативу, чтобы удовлетворить свои собственные желания. Депрессивно настроенные люди обычно видят себя жертвами, и поэтому жалость к себе должна рассматриваться в связи с депрессией.
И стыд, и жалость к себе часто выражаются в гневе. Когда гнев вызывается стыдом или жалостью к себе, то обычно его цель - люди, которые пристыдили или преследовали этого человека, или те, кто отказался помочь. Поскольку ощущение себя слабым возникает всякий раз, когда возникает чувство стыда или жалости к себе, гнев в такой ситуации бесплоден и редко непосредственно направлен на соответствующую цель из-за опасения возмездия. При рассмотрении проблем гнева желательно обратить внимание на стыд или жалость к себе и на отношение к себе как к жертве.
ТКО поддерживает более позитивные виды самооценки и работает над усилением чувства собственного достоинства клиентов. Далее, ТКО настаивает на том, чтобы чувство собственного достоинства было основано только на собственных решениях и действиях человека, которые являются совместимыми с его сознательно принятыми личными жизненными правилами. Люди уважают себя, когда они делают то, что правильно с их точки зрения, для этого они должны понимать, что правильно и неправильно в данное время. Чувство собственного достоинства тогда находится под контролем человека; так как он должен делать только то, что считает правильным. Индивидуум, а не другие люди обладает властью над самооценкой. То, как вы себя оцениваете, - это вопрос о необходимости сделать моральный выбор, а не получить одобрение других, хотя уважающий себя человек настаивает на том, чтобы другие относились к нему с уважением. Консультант не решает, что нравственно для клиента - это является задачей клиента, которую он решает, согласуясь со своими моральными принципами и социальными ценностями.
Чувство собственного достоинства противостоит стыду и жалости к себе. Трудно чувствовать себя виновным или стыдиться чего-либо, когда вы делаете то, что считаете правильным и при этом вы не испытываете жалости к себе. Подход ТКО к самооценке заключается в том, что чувство собственного достоинства, основанное на моральных действиях, дает силу. Человеку, который чувствует в себе силы, не так легко почувствовать стыд или жалость к себе, потому что он чувствует себя равным и заслуживающим внимания, а не низшим и уязвимым.
Хотя ТКО была разработана для индивидуальной психотерапии, ее концепции также успешно применялись в группах, парах, в детских и детско-родительских взаимодействиях. Эти концепции могут быть полезны, предлагая свежий взгляд на факторы сопротивления психотерапевтическим изменениям и сохранения статус-кво клиентом.
Одна из самых последних моделей в когнитивном подходе - краткосрочное интегративное консультирование (КИК) - была разработана, чтобы удовлетворить
потребность в краткосрочных психотерапевтических вмешательствах. Согласно ей, консультант быстро оценивает индивидуальные особенности клиента, которые препятствуют его повседневной жизни. Выслушать, как клиент описывает трудности в отношениях с другими, саморазрушающее поведение, обычно бывает достаточно. (Психологические тесты могут использоваться, чтобы ускорить этот процесс.) Затем консультант дает обратную связь, делится впечатлениями и показывает клиенту, в чем заключаются его проблемы. Целью здесь является быстрое самопонимание. Затем консультант и клиент разрабатывают план работы, направленной против дисфункциональных тенденций, учитывая особенности индивидуальности клиента.
"Вооруженные" самопониманием, большинство клиентов смогут помочь себе без частых контактов с профессиональным консультантом. Четкое фокусирование на психологических процессах аффекта, межличностного поведения и познания устраняет необходимость знать множество отнимающих время деталей, считают сторонники когнитивного подхода в практике психологической помощи.