Техника «Классические пары» («Классические тройки»)
Участникам раздаются маленькие карточки с написанными (напечатанными) на них понятиями, явлениями, фамилиями людей, именами сказочных и фольклорных персонажей и т.п., имеющими классическую или общеизвестную связь между собой.
Например, классические пары:
- Дед Мороз — Снегурочка;
- Ромео — Джульетта;
- Чук — Гек;
- дебет — кредит;
- Иван — Марья;
- сестрица Алёнушка — братец Иванушка;
- Штепсель — Тарапунька.
Классические тройки:
- солнце — воздух — вода;
- ум — честь — совесть;
- пришел — увидел — победил;
- К. Маркс — Ф. Энгельс — В. И. Ленин;
- Илья Муромец — Алеша Попович — Добрыня Никитич;
- Г. Вицин — Ю. Никулин — Е. Моргунов.
Участники должны найти и составить «классическую» пару или тройку.
Интерактивное обучение в диадах и триадах помогает выработать навыки сотрудничества в микрогруппах, т.е. в ситуации камерного общения; оно может предшествовать обучению в малых группах.
Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих задач. Объединение обучающихся в группы может иметь как относительно постоянный (творческая лаборатория или проблемная группа, действующие в течение всего периода обучения), так и временный (одно занятие) характер. Одной из техник организации групповой работы в четверках является «Междусобойчик» (вариант «Мозаики») (табл. 1).
При правильной организации групповой работы по выполнению задания продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: формулируются правила кооперации, сотрудничества, которые способствуют поиску общего решения. Увеличение численного состава группы приводит к тому, что камерные формы работы, приемлемые для диад и триад, сменяются дискуссионными. Учебная дискуссия является одной из популярных, но не так часто и охотно используемых педагогами-практиками форм познания, поскольку этот метод требует большой подготовительной работы и особого мастерства, заключающегося в умении руководить ходом дискуссии и втягивать в процесс обсуждения неактивных участников, поддерживать интерес обучающихся.
Таблица 1 Техника организации групповой работы в четверках — «Междусобойчик»
Этап | Содержание деятельности |
1. Индивидуальная работа | Педагог предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект какой-либо статьи, составить перечень необходимых профессиональных компетенций выпускников, продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т. д. На подготовку и выполнение данного задания дается 15 — 20 мин. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания |
2. Работа в парах (горизонтальные связи) | Каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цельданного этапа заключается в нахождении совместного, парного решения. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение обоих участников. Время для обсуждения — 10 мин |
3. Работа в парах (вертикальные связи) | Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения — 10 мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение |
4. Принятие группового решения | Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цельданного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде опорного конспекта, рисунка, схемы, стихов и т.д.). Время — 10 мин |
Более подробно на технологии организации дискуссионного обсуждения мы остановимся в главе «Дискуссия как метод интерактивного обучения», а сейчас ограничимся общими советами по организации групповой работы со взрослыми.
1. При создании атмосферы учебного сотрудничества в группе необходимо учитывать, что опыта такой формы общения у взрослых обучающихся либо было недостаточно, либо не было вообще.
Панина
2. Для оптимизации внутригруппового взаимодействия целесо
образно подготовить для каждой группы структурирующий рабо
чий процесс карточки, а также наделить членов малых групп оп
ределенными полномочиями (обязанностями, ролями).
3. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо давать ее
образец.
4. Преподавателю следует подробно расписать и обосновать свою
собственную деятельность во время группового обсуждения. Однако
в работе со взрослыми преподаватель может не участвовать в ра
боте групп и заняться какой-либо другой деятельностью: анали
зом прошедшего этапа работы, подготовкой следующего, расста
новкой в нужном порядке технических средств в аудиториях, про
смотром необходимых учебных материалов и др.
5. По-настоящему образец совместной работы будет освоен толь
ко после разбора нескольких ошибок. Главный принцип — анали
зировать не саму содержательную ошибку, а ход взаимодействия,
приведший к ней. Типичные ошибки стоит обыграть.
6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько
профессиональные, сколько человеческие достоинства участни
ков: толерантность, доброжелательность, вежливость, открытость
и др. Оценивать можно только общую работу группы.
7. Педагогу очень важно анализировать свое профессиональное
поведение и свою деятельность на занятии, не жалеть времени на
«педагогические заметки». Такие записи помогают проследить, что,
как и почему происходило на занятии; где взаимодействие «зави
сало», с чем это было связано и т.д.
2.4. Рефлексивное подведение итогов
Когда учащиеся уже активно включаются в процесс совместной образовательной деятельности, важно регулярно возвращаться назад, сверяться с теми правилами, о которых договорились вначале. Сквозная и итоговая рефлексия занятия является важнейшей составляющей интерактивного обучения.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение) — это «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе других, своих задач, назначения» [10, с. 469].
Рефлексия может быть групповой и проводиться по поводу занятия в целом, отдельного этапа или эпизода, по поводу деятельности микрогруппы или же индивидуальной (анализ своего поведения, своих «приращений» и т.д.).
Рефлексия процесса образовательной деятельности и продукта (полученного результата) помогает: каждому участнику — опре-
делить его личный уровень продвижения; группе — путем рефлексии улучшить процесс повышения квалификации, сделать совместную деятельность более комфортной и продуктивной; команде преподавателей — лучше организовать собственную работу.
Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии и чтобы в нее на первых порах включались все члены группы.
Возможные вопросы для рефлексии групповой работы: легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не вполне разделяющий это мнение или недостаточно уверенный в его правильности? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь преподавателя? Какой новый опыт вы приобрели в групповой работе? Как можно улучшить работу в группе?
С первых же дней занятий для активизации участников стоит ввести правило трех «нельзя» при проведении групповой рефлексии: 1) нельзя говорить, что все уже сказано; 2) нельзя отказываться высказывать свое мнение группе (под любым предлогом); 3) нельзя прятать за высказыванием свое плохое настроение или неприязнь к кому-либо. При эмоциональной рефлексии необходимо настроить участников на то, что чувства, испытываемые ими, могут быть сходными, но не идентичными, поэтому словесно выражаться они могут тоже по-разному.
Если преподаватель заинтересован в конструктивной и искренней оценке происходящего, он должен быть готов к различным точкам зрения участников занятий. Случается, что высказываются и негативные отзывы по поводу проведенного занятия, недостаточной, по мнению обучающихся, помощи преподавателя или неактуальности проблемы, вынесенной на обсуждение. Попытка пресечь подобные высказывания чревата в будущем отказом обучающихся принимать участие и в анализе, и в самой групповой работе.
Нужно ли бояться негативных отзывов взрослых обучающихся о работе? Нет, они все равно будут иметь место, поскольку далеко не все взрослые готовы к такой коммуникативно-интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но нужно определить истоки негативной оценки, а для этого преподаватель должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние недовольного участника. Был ли он принят в группо-вУю работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к нему (его высказыванию) со стороны коллег, самого педагога? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания профессиональным интересам и возможностям участников?
При рефлексивном оценивании занятия важна совместная работа слушателей (обучающихся) и преподавателей. Только при этом условии можно рассматривать рефлексию не как контроль со стороны, а как самооценку в целях профессионального роста и совершенствования .
О чем еще нужно помнить на этапе рефлексии? Обучающиеся к концу занятия или дня уже устают, внимание рассеивается, поэтому часто бывает так, что группа выслушивает реплики первых трех-четырех человек, а затем кто-то из участников отключается, кто-то начинает переговариваться и т.д. Преподаватель должен привлечь внимание обучающихся, потому что такой шум может служить для говорящего сигналом, что его мнение не очень интересно и значимо для окружающих. В этой ситуации стоит напомнить о принятых правилах работы группы.
Завершает этап рефлексии всегда преподаватель, и он, кроме конструктивной критики, не должен скупиться на позитивные оценки, добрые слова и выражения: «Вы меня очень обрадовали», «Я многому у вас научилась!», «Благодарю за занятие» и т.п.
Приведем примеры некоторых техник проведения экспресс-рефлексии (более подробно о техниках получения обратной связи см. главу 8).
«Синквейн» (пятистрочие)
На маленьком листочке бумаги участникам предлагается заполнить 5 строчек:
1-я строка — одно имя существительное (можно написать произвольно, но чаще задается преподавателем);
2-я строка — два прилагательных (выражающих ассоциации относительно понятия, обозначенного существительным);
3-я строка — три глагола;
4-я строка — предложение;
5-я строка — заключительное слово или фраза.
Содержание 2-5-й строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й строке, например:
1. День.
2. Плодотворный, насыщенный. .,
3. Увлекает, проблематизирует, заставляет задуматься.
4. За этот день я узнала много нового о себе и своих коллегах.
5. Спасибо всем (Хорошо, что все дни такие разные).
Предварительные итоги
По истечении трети или половины всего времени семинара участники собираются вместе.
Проделанная работа анализируется по аспектам, которые определяются предварительно (о методах анализа см. раздел 5.3). Могут быть предложены, например, следующие вопросы: - Чему я уже научился(лась)?
- Какие у меня остались вопросы?
- На что обязательно нужно обратить внимание в ближайшее время?
- Следует меньше...
- Следует больше...
- До сих пор я чувствовал(а) себя на этом семинаре...
Затем результаты выносятся на общее обсуждение. Важнейшие мнения о проделанной работе и высказанные пожелания относительно дальнейших занятий фиксируются, если с ними согласны все участники. Запланированные вопросы программы исследуются на предмет их соответствия высказанным участниками интересным предложениям. Нужно выяснить, есть ли пункты, которые можно изменить для более полного соответствия семинара требованиям группы, а также определить, что поможет ликвидировать помехи и препятствия в работе.
Примечания:
- при вовлечении участников с их представлениями и опытом в форми
рование программы возрастает их собственное чувство ответственности за
обучение;
- семинар становится не просто формальным выполнением обязанно
сти, но способствует удовлетворению интересов его участников.