Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений
Другими словами, установив корреляцию переменных, мы можем судить не о детерминантах и производных, а лишь о том, насколько тесно взаимосвязаны изменения переменных и каким образом одна из них реагирует на динамику другой.
При использовании данного метода оперируют той или иной разновидностью коэффициента корреляции. Его числовое значение обычно изменяется от -1 (обратная зависимость переменных) до +1 (прямая зависимость). При этом нулевое значение коэффициента соответствует полному отсутствию взаимосвязи динамики переменных.
Например, коэффициент корреляции +0,80 отражает наличие более выраженной зависимости между переменными, чем коэффициент +0,25. Аналогично, зависимость между переменными, характеризуемая коэффициентом -0,95, гораздо теснее, чем та, где коэффициенты имеют значения +0,80 или + 0,25 («минус» указывает нам только на то, что рост одной переменной сопровождается уменьшением другой).
В практике психологических исследований показатели коэффициентов корреляции обычно не достигают +1 или -1. Речь может идти только о той или иной степени приближения к данному значению. Часто корреляция считается выраженной, если ее коэффициент выше +0,60. При этом недостаточной корреляцией, как правило, считаются показатели, располагающиеся в интервале от -0,30 до +0,30.
Однако, сразу следует оговорить, что интерпретация наличия корреляции всегда предполагает определение критических значений соответствующего коэффициента. Рассмотрим этот момент более подробно. « Вполне может получиться так, что коэффициент корреляции равный +0,50 в некоторых случаях не будет признан достоверным, а коэффициент, составляющий +0,30, окажется при определенных условиях характеристикой несомненной корреляции. Многое здесь зависит от протяженности рядов переменных (т. е. от количества сопоставляемых показателей), а также от заданной величины уровня значимости (или от принятой за приемлемую вероятность ошибки в расчетах).
Ведь, с одной стороны, чем больше выборка, тем количественно меньший коэффициент будет считаться достоверным свидетельством корреляционных отношений. А с другой стороны, если мы готовы смириться со значительной вероятностью ошибки, то можем посчитать за достаточную небольшую величину коэффициента корреляции. » Существуют стандартные таблицы с критическими значениями коэффициентов корреляции. Если полученный нами коэффициент окажется и чем указанный в таблице для данной выборки при установленном уровне значимости, то он считается статистически недостоверным.
Работая с такой таблицей, следует знать, что пороговой величиной уровня значимости в психологических исследованиях обычно считается 0,05 (или пять процентов). Разумеется, риск ошибиться будет еще меньше, если эта вероятность составляет 1 на 100 или, еще лучше, 1 на 1000.
Итак, не сама по себе величина подсчитанного коэффициента корреляции служит основанием для оценки качества связи переменных, а статистическое решение о том, можно ли считать вычисленный показатель коэффициента достоверным.
Зная это, обратимся к изучению конкретных способов определения коэффициентов корреляции.
Значительный вклад в разработку статистического аппарата корреляционных исследований внес английский математик и биолог Карл Пирсон (1857-1936), занимавшийся в свое время проверкой эволюционной теории Ч. Дарвина.
Обозначение коэффициента Пирсона (r) происходит от понятия регрессии - операции по сведению множества частных зависимостей между отдельными значениями переменных к их непрерывной (линейной) усредненной зависимости.
Формула для расчета коэффициента Пирсона имеет такой вид:
где x, y - частные значения переменных, ∑ - (сигма) - обозначение суммы, а , - средние значения тех же самых переменных. Рассмотрим порядок использования таблицы критических значений коэффициентов Пирсона. Как мы видим, в левой его графе указано число степеней свободы.
Определяя нужную нам строчку, мы исходим из того, что искомая степень свободы равна п-2, где п - количество данных в каждом из коррелируемых рядов. В графах же, расположенных с правой стороны, указаны конкретные значения модулей коэффициентов (см. следующую страницу).
Число степеней «свободы» | Уровни значимости | |||
0,05 | 0,02 | 0,01 | 0,001 | |
0,99692 0,9500 0,878 0,811 0,754 0,707 0,666 0,632 0,602 0,576 0,553 0,532 0,514 0,497 0,482 0,468 0,456 0,444 0,433 0,423 0,381 0,349 0,352 0,304 0,288 0,273 0,250 0,232 0,217 0,205 0,195 | 0,99951 0,9800 0,9343 0,882 0,833 0,789 0,750 0,715 0,685 0,658 0,634 0,612 0,592 0,574 0,558 0,543 0,529 0,506 0,503 0,492 0,445 0,409 0,381 0,358 0,338 0,322 0,295 0,274 0,257 0,242 0,230 | 0,99988 0,9900 0,9587 0,9172 0,875 0,834 0,798 0,765 0,735 0,708 0,684 0,661 0,641 0,623 0,606 0,590 0,575 0,561 0,549 0,537 0,487 0,449 0,418 0,393 0,372 0,354 0,325 0,302 0,283 0,267 0,254 | 0,9999988 0,9990 0,9911 0,9740 0,9509 0,9249 0,898 0,872 0,847 0,823 0,801 0,780 0,760 0,742 0,725 0,708 0,693 0,679 0,665 0,652 0,597 0,554 0,519 0,490 0,465 0,443 0,408 0,380 0,357 0,338 0,321 |
Причем, чем правее расположен столбик чисел, тем выше достоверность корреляции, увереннее статистическое решение о её значимости.
Если у нас, например, коррелируют два ряда цифр по 10 единиц в каждом из них и получен по формуле Пирсона коэффициент, равный +0,65, то он будет считаться значимым на уровне 0.05 (так как больше критического значения в 0,632 для вероятности 0,05 и меньше критического значения 0,715 для вероятности 0,02). Такой уровень значимости свидетельствует о существенной вероятности повторения данной корреляции в аналогичных исследованиях.
Теперь приведем пример вычисления коэффициента корреляции Пирсона. Пусть внашем случае необходимо определить характер связи между выполнением одними и теми же лицами двух тестов. Данные по первому из них обозначены как х, а по второму как у.
Для упрощения расчетов введены некоторые тождества. А именно:
При этом мы имеем следующие результаты испытуемых (в тестовых баллах)
Испытуемые | x | y | x2 | y2 | хy |
Первый | |||||
Второй | |||||
Третий | |||||
Четвертый | |||||
Пятый | |||||
Шестой | |||||
Седьмой | |||||
Восьмой | |||||
Девятый | |||||
Десятый | |||||
Одиннадцатый | |||||
Двенадцатый | |||||
Сумма |
Заметим, что число степеней свободы равно в нашем случае 10. Обратившись к таблице критических значений коэффициентов Пирсона; узнаем, что при данной степени свободы на уровне значимости 0,999 будет считаться достоверным любой показатель корреляции переменных выше чем 0.872. Это дает нам право считать полученный коэффициент свидетельством несомненной корреляции рядов х и у.
Применение линейного коэффициента корреляции становится неправомерным в тех случаях, когда вычисления производятся в пределах не интервальной, а порядковой шкалы измерения. Тогда используют коэффициенты ранговой корреляции. Разумеется, результаты при этом получаются менее точными, так как сопоставлению подлежат не сами количественные характеристики, а лишь порядки их следования друг за другом.
Среди коэффициентов ранговой корреляции в практике психологических исследований довольно часто применяют тот, который Предложен английским ученым Чарльзом Спирменом (1863-1945), известным разработчиком двухфакторной теории интеллекта.
Используя соответствующий пример, рассмотрим действия, необходимые для определения коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Формула его вычисления выглядит следующим образом:
где d - разности между рангами каждой переменной из рядов х и у,
п - число сопоставляемых пар.
Пусть х и у- показатели успешности выполнения испытуемыми некоторых видов деятельности (оценки индивидуальных достижений). При этом мы располагаем следующими данными:
Испытуемые | х | ранг х | у | ранг у | d | d2 |
Первый | ||||||
Второй | 2.5 | 2.5 | 6.25 | |||
Третий | 2.5 | 2.5 | 6.25 | |||
Четвертый | ||||||
Пятый | 7.5 | 2.5 | 6.25 | |||
Шестой | 6.5 | 7.5 | ||||
Седьмой | 6.5 | 2.5 | 6.25 | |||
Восьмой | ||||||
Девятый | ||||||
Дясятый |
Заметим, что вначале производится раздельное ранжирование показателей в рядах х и у. Если при этом встречается несколько равных переменных, то им присваивается одинаковый усредненный ранг.
Затем осуществляется попарное определение разности рангов. Знак разности несущественен, так как по формуле она возводится в квадрат.
Как мы видим, показатель коэффициента корреляции в данном случае составляет ничтожно малую величину. Тем не менее, сопоставим его с критическими значениями коэффициента Спирмена из стандартной таблицы.
n-2 | 0.05 | 0.01 | п-2 | 0.05 | 0.01 | /1-2 | 0.05 | 0.01 |
0,94 | 0,48 | 0,62 | 0,37 | 0,48 | ||||
0,85 | 0,47 | 0,60 | 0,36 | 0,47 | ||||
0,78 | 0,94 | 0,46 | 0,58 | 0,36 | 0,46 | |||
0,72 | 0,88 | 0,45 | 0,57 | 0,36 | 0,45 | |||
0,68 | 0,83 | 0,44 | 0,56 | 0,34 | 0,45 | |||
0,64 | 0,79 | 0,42 | 0,54 | 0,34 | 0,44 | |||
0,61 | 0,76 | 0,42 | 0,53 | 0,33 | 0,43 | |||
0,58 | 0,73 | 0,41 | 0,52 | 0,33 | 0,43 | |||
0,56 | 0,70 | 0,40 | 0,51 | 0,33 | 0,42 | |||
0,54 | 0,68 | 0,39 | 0,50 | 0,32 | 0,41 | |||
0,52 | 0,66 | 0,38 | 0,49 | 0,32 | 0,41 | |||
0,50 | 0,64 | 0,38 | 0,48 | 0,31 | 0,40 |
Вывод: между указанными рядами переменных х и у корреляция отсутствует.
Надо заметить, что использование процедур ранговой корреляции предоставляет исследователю возможность определять соотношения не только количественных, но и качественных признаков, в том, разумеется, случае, если последние могут быть упорядочены по возрастанию выраженности (ранжированы).
Нами были рассмотрены наиболее распространенные, пожалуй, на практике способы определения коэффициентов корреляции. Иные, более сложные или реже применяемые разновидности данного метода при необходимости можно найти в материалах пособий, посвященных измерениям в научных исследованиях.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: корреляция; корреляционный анализ; коэффициент линейной корреляции Пирсона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена; критические значения коэффициентов корреляции.
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы возможности корреляционного анализа в психологических исследованиях? Что можно и что нельзя выявить с помощью данного метода?
2. Какова последовательность действий при определении коэффициентов линейной корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена?
Упражнение 1:
Установите, являются ли статистически достоверными следующие показатели корреляции переменных:
а) коэффициент Пирсона +0,445 для данных двух тестирований в группе, состоящей из 20 испытуемых;
б) коэффициент Пирсона -0,810 при числе степеней свободы равном 4;
в) коэффициент Спирмена +0,415 для группы из 26 человек;
г) коэффициент Спирмена +0,318 при числе степеней свободы равном 38.
Упражнение 2:
Определите коэффициент линейной корреляции между двумя рядами показателей. Ряд 1:2,4,5,5,3,6,6,7,8,9
Ряд 2: 2,3,3,4,5,6,3,6,7,7
Упражнение 3:
Сделайте выводы о статистической достоверности и степени выраженности корреляционных отношений при числе степеней свободы равном 25, если известно, что составляет:
а) 1200;
б) 1555;
в) 2300.
Упражнение 4:
Выполните всю последовательность действий, необходимых для определения коэффициента ранговой корреляции между предельно обобщёнными показателями успеваемости школьников («отличник», «хорошист» и т.д.) и характеристиками выполнения ими теста умственного развития (ШТУР). Сделайте интерпретацию полученных показателей.
Упражнение 5:
С помощью коэффициента линейной корреляции рассчитайте показатели ретестовой надежности имеющегося в вашем распоряжении теста интеллекта. Выполните исследование в студенческой группе с интервалом времени между тестированиями в 7-10 дней. Сформулируйте выводы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
ЦЕЛЬ: ознакомление с процедурами выявления самооценки (на основе варианта методики Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн).
Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других является, как известно, важным регулятором ее поведения. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Обычно выделяют три типа самооценки: адекватную, заниженную и завышенную.
Заниженная самооценка, как правило, уменьшает социальную активность человека, его инициативность, готовность к конкуренции. Реальные успехи и положительное отношение окружающих воспринимаются при этом как нечто случайное, временное. Завышение самооценки приводит к тому, что человек самонадеянно берется за работу, не проанализировав реальности поставленных целей и условий их достижений. В том в другом случае возникают внутренняя неуверенность в себе, повышенная впечатлительность, конфликтность.
ЗАДАНИЕ: с помощью процедур ранговой корреляции определите типы самооценок у 3-5 испытуемых.
Применение методики начинается с ознакомления испытуемых со списком разнообразных личностных качеств, представленных на бланке.
Агрессивность, аккуратность, активность, артистизм, беспечность, бодрость, болтливость, вдумчивость, внушаемость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жадность, жёсткость, жестокость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, интеллектуальность, интеллигентность, инициативность, изысканность, искренность, исполнительность, ироничность, капризность, конфликтность, легковерие, легкомыслие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, мужественность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, пассивность, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, проницательность, равнодушие, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, смелость, терпеливость, трусость, увлекаемость, увлечённость, упорство, упрямство, уступчивость, чёрствость, честность, хладнокровие, холодность, целеустремленность, эгоизм, экономность, энергичность, энтузиазм.
Инструкция. Часть 1: «Выберите из этого списка качеств любые 20, которые, по вашему мнению, наиболее часто встречаются в жизни и в общении. Запишите их в любом порядке во вторую графу таблицы на бланке. При этом можно использовать любые другие личностные качества, не вошедшие в наш перечень».
N1 | Качества | N2 | d | d2 |
Часть 2: «Прочтите ещё раз выписанные Вами слова. Рассмотрите эти качества с "точки зрения их социальной полезности и приемлемости. Оцените каждое качество от 1 до 20 баллов. Баллы проставьте в левой колонке (N1). Так, балл «1» выставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое желательное качество и напротив поставьте балл «20». Оценки от 2 до 19 (или от 19 до 2) расположите в соответствии с Вашими представлениями о том, насколько полезны они для общества. Помните, что при этом ни одна оценка не должна повторяться».
Когда эта часть задания выполнена, левую сторону бланка следует загнуть, чтобы цифры в дальнейшем не были видны.
Часть 3: «Справа от столбца качеств (в графе N2) отметьте цифрой «20» качество, которое присуще Вам в наибольшей степени; сценкой «19» - качество, присущее Вам несколько меньше и т. д.; наконец, оценкой «1» - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что и здесь оценки не должны повторяться».
При интерпретации методики следует иметь в виду, что данный аспект самооценки в значительной мере испытывает на себе влияние выражаемого испытуемым отношения к обществу. Так, критический или скептический настрой к распространенным в той или иной социальной группе нормам и правилам поведения при несоответствии приписываемых себе качеств «нормативным» способен существенно исказить показатели самооценки.
В целом, чем ближе коэффициент ранговой корреляции к 1, тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке обычно свидетельствует коэффициент от 0,47 до 0,74. Показатель от 0,75 и более характеризует в этом случае завышенную самооценку. Отсутствие же статистической значимости полученного коэффициента становится свидетельством заниженной самооценки. Значение коэффициента корреляции рангов от -0,47 и менее может быть интерпретировано как показатель возможных нарушений социальной адаптации или демонстративно-критического мнения о сложившихся общественных отношениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб., 1999
2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. - М., 1996
3. Готтсданкер Р. Основа психологического эксперимента. - М., 1982
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М., 1997
5. Закс Л. Статистическое оценивание. - М., 1976-
6. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М., 1997
7. Психологическая диагностика /Ред. K.M. Гуревич. Е.М. Борисова. - М., 1997
8. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу психология человека. - М., 1998
9. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997
Приложение 1
Тематика контрольных работ
Самостоятельное выполнение приведённых ниже работ предусматривает актуализацию теоретических знаний, полученных в ходе изучения психологии, а также сформированность умений по применению методов психологического исследования.
Выбор конкретных методик (3-4), адекватных теме контрольной работы и соответствующих особенностям испытуемых, осуществляется по усмотрению студента.
Представляемый по окончании работы отчёт включает в себя:
v общие сведения об испытуемых, полученные путём опроса и изучения документов;
v состав психологического инструментария;
v данные по применению каждой методики с краткими комментариями;
v выводы и рекомендации.
Темы:
1. Психологический анализ отношений детей и родителей в семье.
2. Изучение особенностей межличностных отношений супругов.
3. Диагностика развития познавательных процессов дошкольников (младших школьников).
4. Исследование основных аспектов готовности ребёнка 6-7 лет к школьному обучению.
5. Выявление причин недостаточной успеваемости подростка (младшего школьника).
6. Диагностика особенностей системы межличностных отношений подростка.
7. Описание характерологических особенностей личности подростка.
8. Осуществление профориентационной диагностики старшеклассника.
9. Описание характерологических особенностей личности (взрослого человека).
10. Изучение психологического климата рабочей группы (трудового коллектива).
Приложение 2
ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГОВ
(авторское право Американской психологической ассоциации)
Психолог придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или животного, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда с целью, не совместимой с ценностью этих трудов. Испрашивая для себя свободу исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и внимания к интересам своих коллег и общества.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип 1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимопонимание человека человеком, придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы.
а) Как ученый психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.
б) Как педагог психолог понимает свою первейшую обязанность помогать другим в овладении навыками и знаниями и поддерживать высокие нормы своей эрудиции.
в) Как практик психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, так как его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей.
Принцип 2. Компетентность. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой.
а) Неквалифицированные люди компрометируют психологическую практику; психологи помогают обществу в определении тех, кто компетентен давать обществу профессиональные советы. Когда психолог или лицо, называющее себя психологом, нарушает этические стандарты, психологи, знающие об этом из первых рук, пытаются исправить ситуацию. Когда в такой ситуации не могут поступить неофициально, привлекают внимание соответствующих местных, государственных или национальных комитетов по профессиональной этике, стандартам и практике.
б) Психологи, которые считаются квалифицированными в какой-то деятельности, - это те, кто или имеет дипломы Американского комитета по профессиональной психологии, или обладает лицензиями или удостоверениями, выданными государственными экзаменационными комиссиями, или удостоверениями, выданными общественными комиссиями, созданными государственными психологическими ассоциациями. Психологи, неудовлетворяющие требованиям квалификации, необходимым для самостоятельной практики, должны приобретать опыт под руководством квалифицированного специалиста.
в) Психолог знает границы своей компетентности и ограниченность своих методов и не предлагает своих услуг, а также не использует технику, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях. Психолог, который занялся практической деятельностью, помогает своим коллегам в получении профессиональной помощи по всем аспектам их проблем, которые находятся вне его собственной компетенции. Этот принцип требует, чтобы, например, были собраны данные для медицинского диагноза и решения соответствующих медицинских проблем, а также для обращения за советом или консультацией к другим специалистам.
г) Психолог в клинике знает, что эффективность работы во многом зависит от способности поддержать нормальные отношения между людьми, что кратковременные или более длительные изменения его собственной личности могут помешать этой способности и испортить оценку, даваемую им другим лицам. Поэтому он воздерживается от любой деятельности, в которой его личные проблемы, возможно, станут причиной низкой профессиональной работы или повредят клиенту; если он уже занят такой
деятельностью, осознав свои личные проблемы, он ищет компетентную профессиональную помощь для определения того, должен ли он продолжать или прекратить обслуживание этого клиента.
Принцип 3. Моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике обнаруживает восприимчивость к социальным нормам и моральным требованиям общества, в котором он работает; он понимает, что нарушение принятых моральных и правовых стандартов с его стороны может вовлечь его клиентов, студентов или коллег в позорные личностные конфликты и нанесет ущерб его собственному имени и репутации его профессии.
Принцип 4. Ошибочные представления. Психолог избегает ошибочного представления о своей профессиональной квалификации, связях и целях, а также об институтах и организациях, с которыми он связан.
а) Психолог не претендует на то, чего он не может, ни прямо, ни путем приписывания себе профессиональной квалификации, отличающейся от его действительной квалификации, ни с помощью неверного представления своих связей с каким-либо институтом, организацией или индивидом, и не дает возможности другим приписывать себе связи, которых в действительности нет. Психолог отвечает за исправление мнений других людей, которые неверно представляют себе его профессиональную квалификацию или связи.
б) Психолог не должен иметь ошибочного представления об институте или организации, с которыми он связан, приписывая им качества, которых они не имеют.
в) Психолог не использует свои связи с Американской психологической ассоциацией или ее отделами в целях, которые не соответствуют тому, что провозглашает Ассоциация.
г) Психолог не связывает себя и не позволяет использовать свое имя в связи с любыми службами или результатами исследований таким образом, чтобы это могло привести к неправильному представлению о нем, уровне его ответственности за них или характере его связей.
Принцип 5. Публичные заявления. Сдержанность, научная предусмотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний характеризуют все заявления психологов, которые прямо или опосредованно дают информацию обществу.
а) Психологи, которые истолковывают психологию или ее прикладные отрасли клиентам или широкой общественности, обязаны делать сообщения ясно и тщательно. Нужно избегать преувеличений, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления.
б) Когда дают информацию о психологических процедурах и методах, стремятся к тому, чтобы указать, что они должны использоваться только теми людьми, которые обучены их правильному использованию.
в) Психолог, занятый на радио или телевидении, не принимает участия в коммерческих заявлениях, рекомендующих покупку или использование результатов.
Принцип 6. Конфиденциальность. Гарантировать сохранность информации об индивиде, которая получена психологом в ходе его обучения, практики или исследования, — первейшая обязанность психолога. Такую информацию не сообщают другим до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства.
а) Конфиденциально полученная информация раскрывается только после самого тщательного обдумывания и в том случае, когда имеется явная и надвигающаяся угроза индивиду или обществу, и только представителям соответствующих профессий или общественным лидерам.
б) Информация, полученная в обстановке клиники или консультации, а также оценки, даваемые детям, студентам, служащим или другим лицам, обсуждаются только в профессиональных целях и только с людьми, которых это касается. Письменные и устные отчеты должны отражать результаты, соответствующие целям оценки; нужно прилагать все усилия, чтобы избежать незаконного посягательства на тайну личности.
в) Клинические и другие материалы используются в школьном обучении и публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых соответствующим образом замаскирована.
г) Обеспечивается конфиденциальность профессиональных сообщений об индивидах. Только в том случае, когда автор и другие участники дают свое специальное разрешение, показывают конфиденциальные профессиональные сведения соответствующим лицам. Психолог отвечает за информированность своего клиента о границах конфиденциальности.
д) Только после явного разрешения допускается раскрывать в публикациях идентичность испытуемых. Когда данные опубликованы без разрешения идентификации, психолог берет на себя ответственность за соответствующую маскировку источников своих результатов.
е) Психолог принимает меры для обеспечения конфиденциальности при хранении и окончательном расположении конфиденциальных результатов.
Принцип 7. Благополучие клиента. Психолог уважает неприкосновенность и защищает благополучие человека или группы, с которыми он работает.
а) Психолог в промышленности, учебных заведениях и других местах, где могут возникнуть конфликты интересов разных групп, как, например, между предпринимателями и трудящимися или между клиентом и нанимателем, использующим психолога, обязан установить для себя характер и направленность своих отношений и ответственности, а также информировать все заинтересованные группы об этих обязательствах.
б) Когда возникает конфликт среди профессиональных рабочих, психолог заботится прежде всего о благоденствии всех клиентов и только во вторую очередь считается с интересами своей собственной профессиональной группы.
в) Психолог пытается ограничить клиническую практику или консультацию, когда ему ясно, что клиент не извлекает из этого пользу.
г) Психолог, который просит, чтобы индивид предоставил ему информацию о своей личности в ходе интервьюирования, тестирования или оценивания, или который допускает, чтобы ему открыли эту информацию, делает это только после того, как точно установлено, что отвечающее лицо полностью осознает цели интервьюирования, тестирования или оценивания, а также способы, которыми может быть использована информация.
д) В случае, когда требуется отзыв, ответственность психолога за благополучие клиента продолжается до тех пор, пока эту ответственность не принимает на себя то профессиональное лицо, для которого требуется отзыв, или пока отношения с психологом, дающим отзыв, не ограничиваются обоюдным соглашением. В ситуациях, когда отзыв, консультация и тому подобное указаны в условиях обращения и клиент отказывается от отзыва, психолог осторожно обращает его внимание на возможный вред ему (клиенту), психологу и его профессии, который может вытекать из продолжения их отношений.
е) Психолог, которому требуется использовать психологические тесты для дидактики, классификации или исследовательских целей, предохраняет своего испытуемого, предупреждая, что тесты и их результаты используются профессиональным путем.
ж) Когда студенту предъявляется «эмоционально небезразличное ему содержание, это объективно обсуждается и прилагаются усилия, чтобы конструктивно управлять любыми возникающими трудностями.
з) Нужно заботиться о том, чтобы обеспечить подходящую окружающую обстановку для клинической работы в целях предохранения как клиента, так и психолога от реального и приписываемого вреда, а профессию от осуждения.
и) При использовании общепринятых медикаментов для терапевтических целей психологу необходимо особо позаботиться о том, чтобы сотрудничающий с ним врач дал соответствующие гарантии клиенту.
Принцип 8. Взаимоотношения с клиентом. Психолог информирует своего будущего клиента об основных сторонах потенциальных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения.
а) К сторонам взаимоотношений, влияющим, по-видимому, на решение клиента, относятся регистрация интервью, использование материала интервью в учебных целях и наблюдение за интервьюированием посторонних лиц.
б) Когда сам клиент не компетентен в оценке ситуации (как ребенок, например), лицо, ответственное за клиента, информируется об обстоятельствах, которые могут повлиять на взаимоотношения.
в) Психолог обычно не вступает в профессиональные взаимоотношения с членами своей семьи, близкими друзьями, товарищами и другими лицами, чье благополучие может быть нарушено такими двойственными взаимоотношениями.
Принцип 9. Безличностное обслуживание. Психологическое обслуживание в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводится только в контексте профессиональных взаимоотношений и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстраций, заметок в газетах или журналах, программ радио или телевидения, почты и другими подобными способами.