Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений

Другими словами, установив корреляцию переменных, мы можем судить не о детерминантах и производных, а лишь о том, насколько тесно взаимосвязаны изменения переменных и каким образом одна из них реагирует на динамику другой.

При использовании данного метода оперируют той или иной разновидностью коэффициента корреляции. Его чис­ловое значение обычно изменяется от -1 (обратная зави­симость переменных) до +1 (прямая зависимость). При этом нулевое значение коэффициента соответствует полному отсутствию взаимосвязи динамики переменных.

Например, коэффициент корреляции +0,80 отражает наличие более выраженной зависимости между переменными, чем коэффициент +0,25. Аналогично, зависимость между переменными, характеризуемая коэффициентом -0,95, гораздо теснее, чем та, где коэффициенты имеют значения +0,80 или + 0,25 («минус» указывает нам только на то, что рост одной переменной сопровождается уменьшением дру­гой).

В практике психологических исследований показатели коэффициентов корреляции обычно не достигают +1 или -1. Речь может идти только о той или иной степени при­ближения к данному значению. Часто корреляция считает­ся выраженной, если ее коэффициент выше +0,60. При этом недостаточной корреляцией, как правило, считаются показатели, располагающиеся в интервале от -0,30 до +0,30.

Однако, сразу следует оговорить, что интерпретация на­личия корреляции всегда предполагает определение кри­тических значений соответствующего коэффициента. Рассмотрим этот момент более подробно. « Вполне может получиться так, что коэффициент корре­ляции равный +0,50 в некоторых случаях не будет признан достоверным, а коэффициент, составляющий +0,30, окажется при определенных условиях характеристикой несомненной корреляции. Многое здесь зависит от протяженности рядов переменных (т. е. от количества сопоставляемых показателей), а также от заданной величины уровня значимости (или от принятой за приемлемую вероятность ошибки в расчетах).

Ведь, с одной стороны, чем больше выборка, тем количе­ственно меньший коэффициент будет считаться достовер­ным свидетельством корреляционных отношений. А с другой стороны, если мы готовы смириться со значительной вероятностью ошибки, то можем посчитать за достаточную небольшую величину коэффициента корреляции. » Существуют стандартные таблицы с критическими зна­чениями коэффициентов корреляции. Если полученный нами коэффициент окажется и чем указанный в таб­лице для данной выборки при установленном уровне зна­чимости, то он считается статистически недостоверным.

Работая с такой таблицей, следует знать, что пороговой величиной уровня значимости в психологических исследованиях обычно считается 0,05 (или пять процентов). Разумеется, риск ошибиться будет еще меньше, если эта вероят­ность составляет 1 на 100 или, еще лучше, 1 на 1000.

Итак, не сама по себе величина подсчитанного коэффи­циента корреляции служит основанием для оценки качества связи переменных, а статистическое решение о том, можно ли считать вычисленный показатель коэффициента достоверным.

Зная это, обратимся к изучению конкретных способов определения коэффициентов корреляции.

Значительный вклад в разработку статистического ап­парата корреляционных исследований внес английский математик и биолог Карл Пирсон (1857-1936), занимавший­ся в свое время проверкой эволюционной теории Ч. Дарвина.

Обозначение коэффициента Пирсона (r) происходит от понятия регрессии - операции по сведению множества частных зависимостей между отдельными значениями переменных к их непрерывной (линейной) ус­редненной зависимости.

Формула для расчета коэффициента Пирсона имеет та­кой вид:

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru

где x, y - частные значения переменных, ∑ - (сигма) - обозначение суммы, а Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru , Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru - средние значения тех же самых переменных. Рассмотрим порядок использования таблицы критических значений коэффициентов Пирсона. Как мы видим, в левой его графе указано число степеней свободы.

Определяя нужную нам строчку, мы исходим из того, что искомая степень свободы равна п-2, где п - количество данных в каждом из коррелируемых рядов. В графах же, рас­положенных с правой стороны, указаны конкретные значе­ния модулей коэффициентов (см. следующую страницу).


Число степеней «свободы» Уровни значимости
0,05 0,02 0,01 0,001
0,99692 0,9500 0,878 0,811 0,754 0,707 0,666 0,632 0,602 0,576 0,553 0,532 0,514 0,497 0,482 0,468 0,456 0,444 0,433 0,423 0,381 0,349 0,352 0,304 0,288 0,273 0,250 0,232 0,217 0,205 0,195 0,99951 0,9800 0,9343 0,882 0,833 0,789 0,750 0,715 0,685 0,658 0,634 0,612 0,592 0,574 0,558 0,543 0,529 0,506 0,503 0,492 0,445 0,409 0,381 0,358 0,338 0,322 0,295 0,274 0,257 0,242 0,230 0,99988 0,9900 0,9587 0,9172 0,875 0,834 0,798 0,765 0,735 0,708 0,684 0,661 0,641 0,623 0,606 0,590 0,575 0,561 0,549 0,537 0,487 0,449 0,418 0,393 0,372 0,354 0,325 0,302 0,283 0,267 0,254 0,9999988 0,9990 0,9911 0,9740 0,9509 0,9249 0,898 0,872 0,847 0,823 0,801 0,780 0,760 0,742 0,725 0,708 0,693 0,679 0,665 0,652 0,597 0,554 0,519 0,490 0,465 0,443 0,408 0,380 0,357 0,338 0,321

Причем, чем правее расположен столбик чисел, тем выше достоверность корреляции, увереннее статистическое ре­шение о её значимости.

Если у нас, например, коррелируют два ряда цифр по 10 единиц в каждом из них и получен по формуле Пирсона коэффициент, равный +0,65, то он будет считаться значи­мым на уровне 0.05 (так как больше критического значе­ния в 0,632 для вероятности 0,05 и меньше критического значения 0,715 для вероятности 0,02). Такой уровень значи­мости свидетельствует о существенной вероятности повто­рения данной корреляции в аналогичных исследованиях.

Теперь приведем пример вычисления коэффициента корреляции Пирсона. Пусть внашем случае необходимо определить характер связи между выполнением одними и теми же лицами двух тестов. Данные по первому из них обозначены как х, а по второму как у.

Для упрощения расчетов введены некоторые тождества. А именно:

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru

При этом мы имеем следующие результаты испытуемых (в тестовых баллах)

Испытуемые x y x2 y2 хy
Первый
Второй
Третий
Четвертый
Пятый
Шестой
Седьмой
Восьмой
Девятый
Десятый
Одиннадцатый
Двенадцатый
Сумма

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru

Заметим, что число степеней свободы равно в нашем случае 10. Обратившись к таблице критических значений коэффициентов Пирсона; узнаем, что при данной степени свободы на уровне значимости 0,999 будет считаться достоверным любой показатель корреляции переменных выше чем 0.872. Это дает нам право считать полученный коэф­фициент свидетельством несомненной корреляции рядов х и у.

Применение линейного коэффициента корреляции ста­новится неправомерным в тех случаях, когда вычисления производятся в пределах не интервальной, а порядковой шкалы измерения. Тогда используют коэффициенты ран­говой корреляции. Разумеется, результаты при этом полу­чаются менее точными, так как сопоставлению подлежат не сами количественные характеристики, а лишь порядки их следования друг за другом.

Среди коэффициентов ранговой корреляции в практи­ке психологических исследований довольно часто приме­няют тот, который Предложен английским ученым Чарль­зом Спирменом (1863-1945), известным разработчиком двухфакторной теории интеллекта.

Используя соответствующий пример, рассмотрим дей­ствия, необходимые для определения коэффициента ранго­вой корреляции Спирмена.

Формула его вычисления выглядит следующим обра­зом:

Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru

где d - разности между рангами каждой переменной из рядов х и у,

п - число сопоставляемых пар.

Пусть х и у- показатели успешности выполнения испы­туемыми некоторых видов деятельности (оценки индиви­дуальных достижений). При этом мы располагаем следующими данными:

Испытуемые х ранг х у ранг у d d2
Первый
Второй 2.5 2.5 6.25
Третий 2.5 2.5 6.25
Четвертый
Пятый 7.5 2.5 6.25
Шестой 6.5 7.5
Седьмой 6.5 2.5 6.25
Восьмой
Девятый
Дясятый

­

Заметим, что вначале производится раздельное ранжи­рование показателей в рядах х и у. Если при этом встречает­ся несколько равных переменных, то им присваивается оди­наковый усредненный ранг.

Затем осуществляется попарное определение разности рангов. Знак разности несущественен, так как по формуле она возводится в квадрат.

Как мы видим, показатель коэффициента корреляции в данном случае составляет ничтожно малую величину. Тем не менее, сопоставим его с критическими значениями ко­эффициента Спирмена из стандартной таблицы.

n-2 0.05 0.01 п-2 0.05 0.01 /1-2 0.05 0.01
0,94   0,48 0,62 0,37 0,48
0,85   0,47 0,60 0,36 0,47
0,78 0,94 0,46 0,58 0,36 0,46
0,72 0,88 0,45 0,57 0,36 0,45
0,68 0,83 0,44 0,56 0,34 0,45
0,64 0,79 0,42 0,54 0,34 0,44
0,61 0,76 0,42 0,53 0,33 0,43
0,58 0,73 0,41 0,52 0,33 0,43
0,56 0,70 0,40 0,51 0,33 0,42
0,54 0,68 0,39 0,50 0,32 0,41
0,52 0,66 0,38 0,49 0,32 0,41
0,50 0,64 0,38 0,48 0,31 0,40

Вывод: между указанными рядами переменных х и у кор­реляция отсутствует.

Надо заметить, что использование процедур ранговой корреляции предоставляет исследователю возможность определять соотношения не только количественных, но и качественных признаков, в том, разумеется, случае, если пос­ледние могут быть упорядочены по возрастанию выражен­ности (ранжированы).

Нами были рассмотрены наиболее распространенные, пожалуй, на практике способы определения коэффициен­тов корреляции. Иные, более сложные или реже применяемые разновидности данного метода при необходимости можно найти в материалах пособий, посвященных измере­ниям в научных исследованиях.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: корреляция; корреляцион­ный анализ; коэффициент линейной корреляции Пирсо­на; коэффициент ранговой корреляции Спирмена; крити­ческие значения коэффициентов корреляции.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы возможности корреляционного анализа в пси­хологических исследованиях? Что можно и что нельзя вы­явить с помощью данного метода?

2. Какова последовательность действий при определе­нии коэффициентов линейной корреляции Пирсона и ран­говой корреляции Спирмена?

Упражнение 1:

Установите, являются ли статистически достоверными следующие показатели корреляции переменных:

а) коэффициент Пирсона +0,445 для данных двух тес­тирований в группе, состоящей из 20 испытуемых;

б) коэффициент Пирсона -0,810 при числе степеней свободы равном 4;

в) коэффициент Спирмена +0,415 для группы из 26 человек;

г) коэффициент Спирмена +0,318 при числе степеней свободы равном 38.

Упражнение 2:

Определите коэффициент линейной корреляции между двумя рядами показателей. Ряд 1:2,4,5,5,3,6,6,7,8,9

Ряд 2: 2,3,3,4,5,6,3,6,7,7

Упражнение 3:

Сделайте выводы о статистической достоверности и сте­пени выраженности корреляционных отношений при чис­ле степеней свободы равном 25, если известно, что Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений - student2.ru составляет:

а) 1200;

б) 1555;

в) 2300.

Упражнение 4:

Выполните всю последовательность действий, необхо­димых для определения коэффициента ранговой корреля­ции между предельно обобщёнными показателями успева­емости школьников («отличник», «хорошист» и т.д.) и ха­рактеристиками выполнения ими теста умственного раз­вития (ШТУР). Сделайте интерпретацию полученных по­казателей.

Упражнение 5:

С помощью коэффициента линейной корреляции рас­считайте показатели ретестовой надежности имеющегося в вашем распоряжении теста интеллекта. Выполните ис­следование в студенческой группе с интервалом времени между тестированиями в 7-10 дней. Сформулируйте выво­ды.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ЦЕЛЬ: ознакомление с процедурами выявления само­оценки (на основе варианта методики Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн).

Оценка личностью самой себя, своих возможностей, ка­честв и места среди других является, как известно, важным регулятором ее поведения. От самооценки во многом зави­сят взаимоотношения человека с окружающими, его кри­тичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Обычно выделяют три типа самооценки: адек­ватную, заниженную и завышенную.

Заниженная самооценка, как правило, уменьшает соци­альную активность человека, его инициативность, готовность к конкуренции. Реальные успехи и положительное отно­шение окружающих воспринимаются при этом как нечто случайное, временное. Завышение самооценки приводит к тому, что человек самонадеянно берется за работу, не про­анализировав реальности поставленных целей и условий их достижений. В том в другом случае возникают внутренняя неуверенность в себе, повышенная впечатлительность, конфликтность.

ЗАДАНИЕ: с помощью процедур ранговой корреляции определите типы самооценок у 3-5 испытуемых.

Применение методики начинается с ознакомления ис­пытуемых со списком разнообразных личностных качеств, представленных на бланке.

Агрессивность, аккуратность, активность, артистизм, беспечность, бод­рость, болтливость, вдумчивость, внушаемость, вспыльчивость, восприим­чивость, гордость, грубость, жадность, жёсткость, жестокость, жизнерадост­ность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, интеллек­туальность, интеллигентность, инициативность, изысканность, искренность, исполнительность, ироничность, капризность, конфликтность, легковерие, легкомыслие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, мужественность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, пассивность, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, проницательность, рав­нодушие, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозаб­вение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, смелость, терпеливость, трусость, увлекаемость, увлечённость, упорство, упрямство, уступчивость, чёрствость, честность, хладнокровие, холодность, целеустремленность, эго­изм, экономность, энергичность, энтузиазм.

Инструкция. Часть 1: «Выберите из этого списка ка­честв любые 20, которые, по вашему мнению, наиболее час­то встречаются в жизни и в общении. Запишите их в любом порядке во вторую графу таблицы на бланке. При этом можно использовать любые другие личностные качества, не вошедшие в наш перечень».

N1 Качества N2 d d2
         
         
         
         
         
         
         

Часть 2: «Прочтите ещё раз выписанные Вами слова. Рассмотрите эти качества с "точки зрения их социальной полезности и приемлемости. Оцените каждое качество от 1 до 20 баллов. Баллы проставьте в левой колонке (N1). Так, балл «1» выставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое жела­тельное качество и напротив поставьте балл «20». Оценки от 2 до 19 (или от 19 до 2) расположите в соответствии с Вашими представлениями о том, насколько полезны они для общества. Помните, что при этом ни одна оценка не должна повторяться».

Когда эта часть задания выполнена, левую сторону бланка следует загнуть, чтобы цифры в дальнейшем не были видны.

Часть 3: «Справа от столбца качеств (в графе N2) от­метьте цифрой «20» качество, которое присуще Вам в наи­большей степени; сценкой «19» - качество, присущее Вам несколько меньше и т. д.; наконец, оценкой «1» - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что и здесь оценки не должны повторяться».

При интерпретации методики следует иметь в виду, что данный аспект самооценки в значительной мере испыты­вает на себе влияние выражаемого испытуемым отноше­ния к обществу. Так, критический или скептический на­строй к распространенным в той или иной социальной группе нормам и правилам поведения при несоответствии приписываемых себе качеств «нормативным» способен су­щественно исказить показатели самооценки.

В целом, чем ближе коэффициент ранговой корреляции к 1, тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной само­оценке обычно свидетельствует коэффициент от 0,47 до 0,74. Показатель от 0,75 и более характеризует в этом случае завышенную самооценку. Отсутствие же статистической значимости полученного коэффициента становится сви­детельством заниженной самооценки. Значение коэффи­циента корреляции рангов от -0,47 и менее может быть интерпретировано как показатель возможных нарушений социальной адаптации или демонстративно-критического мнения о сложившихся общественных отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб., 1999

2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. - М., 1996

3. Готтсданкер Р. Основа психологического эксперимента. - М., 1982

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М., 1997

5. Закс Л. Статистическое оценивание. - М., 1976-

6. Корнилова Т.В. Введение в психологический экспери­мент. - М., 1997

7. Психологическая диагностика /Ред. K.M. Гуревич. Е.М. Борисова. - М., 1997

8. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу психология че­ловека. - М., 1998

9. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997

Приложение 1

Тематика контрольных работ

Самостоятельное выполнение приведённых ниже работ пре­дусматривает актуализацию теоретических знаний, полученных в ходе изучения психологии, а также сформированность умений по применению методов психологического исследования.

Выбор конкретных методик (3-4), адекватных теме контрольной работы и соответствующих особенностям испытуемых, осуществ­ляется по усмотрению студента.

Представляемый по окончании работы отчёт включает в себя:

v общие сведения об испытуемых, полученные путём опроса и изучения документов;

v состав психологического инструментария;

v данные по применению каждой методики с краткими ком­ментариями;

v выводы и рекомендации.

Темы:

1. Психологический анализ отношений детей и родителей в семье.

2. Изучение особенностей межличностных отношений супру­гов.

3. Диагностика развития познавательных процессов дошколь­ников (младших школьников).

4. Исследование основных аспектов готовности ребёнка 6-7 лет к школьному обучению.

5. Выявление причин недостаточной успеваемости подростка (младшего школьника).

6. Диагностика особенностей системы межличностных отно­шений подростка.

7. Описание характерологических особенностей личности под­ростка.

8. Осуществление профориентационной диагностики старшек­лассника.

9. Описание характерологических особенностей личности (взрослого человека).

10. Изучение психологического климата рабочей группы (тру­дового коллектива).

Приложение 2

ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГОВ

(авторское право Американской психологической ассоциации)

Психолог придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Сле­дуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого че­ловека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или животного, который может быть объектом его изу­чения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит восполь­зоваться плодами своего труда с целью, не совместимой с ценно­стью этих трудов. Испрашивая для себя свободу исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического об­следования и внимания к интересам своих коллег и общества.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Принцип 1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимопонимание человека человеком, придает большое значение объективности и честности, поддер­живает высочайший уровень своей работы.

а) Как ученый психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планиру­ет свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он пуб­ликует отчет о своей работе, не исключая из него такое объясне­ние данных, которое может не укладываться в общую интерпрета­цию.

б) Как педагог психолог понимает свою первейшую обязан­ность помогать другим в овладении навыками и знаниями и под­держивать высокие нормы своей эрудиции.

в) Как практик психолог знает, что он несет на себе груз боль­шой социальной ответственности, так как его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей.

Принцип 2. Компетентность. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, ко­торая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой.

а) Неквалифицированные люди компрометируют психологи­ческую практику; психологи помогают обществу в определении тех, кто компетентен давать обществу профессиональные советы. Когда психолог или лицо, называющее себя психологом, наруша­ет этические стандарты, психологи, знающие об этом из первых рук, пытаются исправить ситуацию. Когда в такой ситуации не могут поступить неофициально, привлекают внимание соответ­ствующих местных, государственных или национальных комите­тов по профессиональной этике, стандартам и практике.

б) Психологи, которые считаются квалифицированными в какой-то деятельности, - это те, кто или имеет дипломы Амери­канского комитета по профессиональной психологии, или обла­дает лицензиями или удостоверениями, выданными государствен­ными экзаменационными комиссиями, или удостоверениями, выданными общественными комиссиями, созданными государ­ственными психологическими ассоциациями. Психологи, неудов­летворяющие требованиям квалификации, необходимым для са­мостоятельной практики, должны приобретать опыт под руковод­ством квалифицированного специалиста.

в) Психолог знает границы своей компетентности и ограни­ченность своих методов и не предлагает своих услуг, а также не использует технику, которые не удовлетворяют профессиональ­ным стандартам, установленным в отдельных областях. Психолог, который занялся практической деятельностью, помогает своим коллегам в получении профессиональной помощи по всем ас­пектам их проблем, которые находятся вне его собственной ком­петенции. Этот принцип требует, чтобы, например, были собраны данные для медицинского диагноза и решения соответствующих медицинских проблем, а также для обращения за советом или кон­сультацией к другим специалистам.

г) Психолог в клинике знает, что эффективность работы во многом зависит от способности поддержать нормальные отноше­ния между людьми, что кратковременные или более длительные изменения его собственной личности могут помешать этой спо­собности и испортить оценку, даваемую им другим лицам. Поэто­му он воздерживается от любой деятельности, в которой его лич­ные проблемы, возможно, станут причиной низкой профессио­нальной работы или повредят клиенту; если он уже занят такой

деятельностью, осознав свои личные проблемы, он ищет компе­тентную профессиональную помощь для определения того, дол­жен ли он продолжать или прекратить обслуживание этого кли­ента.

Принцип 3. Моральные и правовые стандарты. Психолог в сво­ей практике обнаруживает восприимчивость к социальным нор­мам и моральным требованиям общества, в котором он работает; он понимает, что нарушение принятых моральных и правовых стан­дартов с его стороны может вовлечь его клиентов, студентов или коллег в позорные личностные конфликты и нанесет ущерб его собственному имени и репутации его профессии.

Принцип 4. Ошибочные представления. Психолог избегает оши­бочного представления о своей профессиональной квалифика­ции, связях и целях, а также об институтах и организациях, с кото­рыми он связан.

а) Психолог не претендует на то, чего он не может, ни прямо, ни путем приписывания себе профессиональной квалификации, отличающейся от его действительной квалификации, ни с помо­щью неверного представления своих связей с каким-либо инсти­тутом, организацией или индивидом, и не дает возможности дру­гим приписывать себе связи, которых в действительности нет. Пси­холог отвечает за исправление мнений других людей, которые не­верно представляют себе его профессиональную квалификацию или связи.

б) Психолог не должен иметь ошибочного представления об институте или организации, с которыми он связан, приписывая им качества, которых они не имеют.

в) Психолог не использует свои связи с Американской пси­хологической ассоциацией или ее отделами в целях, которые не соответствуют тому, что провозглашает Ассоциация.

г) Психолог не связывает себя и не позволяет использовать свое имя в связи с любыми службами или результатами исследо­ваний таким образом, чтобы это могло привести к неправильному представлению о нем, уровне его ответственности за них или ха­рактере его связей.

Принцип 5. Публичные заявления. Сдержанность, научная пре­дусмотрительность и понимание ограниченности имеющихся зна­ний характеризуют все заявления психологов, которые прямо или опосредованно дают информацию обществу.

а) Психологи, которые истолковывают психологию или ее прикладные отрасли клиентам или широкой общественности, обя­заны делать сообщения ясно и тщательно. Нужно избегать пре­увеличений, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления.

б) Когда дают информацию о психологических процедурах и методах, стремятся к тому, чтобы указать, что они должны исполь­зоваться только теми людьми, которые обучены их правильному использованию.

в) Психолог, занятый на радио или телевидении, не принима­ет участия в коммерческих заявлениях, рекомендующих покупку или использование результатов.

Принцип 6. Конфиденциальность. Гарантировать сохранность информации об индивиде, которая получена психологом в ходе его обучения, практики или исследования, — первейшая обязан­ность психолога. Такую информацию не сообщают другим до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства.

а) Конфиденциально полученная информация раскрывается только после самого тщательного обдумывания и в том случае, когда имеется явная и надвигающаяся угроза индивиду или об­ществу, и только представителям соответствующих профессий или общественным лидерам.

б) Информация, полученная в обстановке клиники или кон­сультации, а также оценки, даваемые детям, студентам, служащим или другим лицам, обсуждаются только в профессиональных це­лях и только с людьми, которых это касается. Письменные и уст­ные отчеты должны отражать результаты, соответствующие целям оценки; нужно прилагать все усилия, чтобы избежать незаконно­го посягательства на тайну личности.

в) Клинические и другие материалы используются в школь­ном обучении и публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых соответствующим образом замаскирована.

г) Обеспечивается конфиденциальность профессиональных сообщений об индивидах. Только в том случае, когда автор и дру­гие участники дают свое специальное разрешение, показывают конфиденциальные профессиональные сведения соответствую­щим лицам. Психолог отвечает за информированность своего кли­ента о границах конфиденциальности.

д) Только после явного разрешения допускается раскрывать в публикациях идентичность испытуемых. Когда данные опубликованы без разрешения идентификации, психолог берет на себя ответствен­ность за соответствующую маскировку источников своих результатов.

е) Психолог принимает меры для обеспечения конфиденци­альности при хранении и окончательном расположении конфи­денциальных результатов.

Принцип 7. Благополучие клиента. Психолог уважает непри­косновенность и защищает благополучие человека или группы, с которыми он работает.

а) Психолог в промышленности, учебных заведениях и других местах, где могут возникнуть конфликты интересов разных групп, как, например, между предпринимателями и трудящимися или между клиентом и нанимателем, использующим психолога, обя­зан установить для себя характер и направленность своих отно­шений и ответственности, а также информировать все заинтере­сованные группы об этих обязательствах.

б) Когда возникает конфликт среди профессиональных рабо­чих, психолог заботится прежде всего о благоденствии всех кли­ентов и только во вторую очередь считается с интересами своей собственной профессиональной группы.

в) Психолог пытается ограничить клиническую практику или консультацию, когда ему ясно, что клиент не извлекает из этого пользу.

г) Психолог, который просит, чтобы индивид предоставил ему информацию о своей личности в ходе интервьюирования, тести­рования или оценивания, или который допускает, чтобы ему от­крыли эту информацию, делает это только после того, как точно установлено, что отвечающее лицо полностью осознает цели ин­тервьюирования, тестирования или оценивания, а также способы, которыми может быть использована информация.

д) В случае, когда требуется отзыв, ответственность психолога за благополучие клиента продолжается до тех пор, пока эту ответ­ственность не принимает на себя то профессиональное лицо, для которого требуется отзыв, или пока отношения с психологом, да­ющим отзыв, не ограничиваются обоюдным соглашением. В ситу­ациях, когда отзыв, консультация и тому подобное указаны в ус­ловиях обращения и клиент отказывается от отзыва, психолог ос­торожно обращает его внимание на возможный вред ему (клиен­ту), психологу и его профессии, который может вытекать из про­должения их отношений.

е) Психолог, которому требуется использовать психологичес­кие тесты для дидактики, классификации или исследовательских целей, предохраняет своего испытуемого, предупреждая, что тесты и их результаты используются профессиональным путем.

ж) Когда студенту предъявляется «эмоционально небезразлич­ное ему содержание, это объективно обсуждается и прилагаются усилия, чтобы конструктивно управлять любыми возникающими трудностями.

з) Нужно заботиться о том, чтобы обеспечить подходящую окружающую обстановку для клинической работы в целях пре­дохранения как клиента, так и психолога от реального и припи­сываемого вреда, а профессию от осуждения.

и) При использовании общепринятых медикаментов для те­рапевтических целей психологу необходимо особо позаботиться о том, чтобы сотрудничающий с ним врач дал соответствующие га­рантии клиенту.

Принцип 8. Взаимоотношения с клиентом. Психолог инфор­мирует своего будущего клиента об основных сторонах потенци­альных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения.

а) К сторонам взаимоотношений, влияющим, по-видимому, на решение клиента, относятся регистрация интервью, использова­ние материала интервью в учебных целях и наблюдение за интер­вьюированием посторонних лиц.

б) Когда сам клиент не компетентен в оценке ситуации (как ребенок, например), лицо, ответственное за клиента, информиру­ется об обстоятельствах, которые могут повлиять на взаимоотно­шения.

в) Психолог обычно не вступает в профессиональные взаи­моотношения с членами своей семьи, близкими друзьями, това­рищами и другими лицами, чье благополучие может быть нару­шено такими двойственными взаимоотношениями.

Принцип 9. Безличностное обслуживание. Психологическое обслуживание в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводится только в контексте профессиональных взаимоотношений и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстраций, заметок в газетах или журналах, про­грамм радио или телевидения, почты и другими подобными спо­собами.

Наши рекомендации