Исторический обзор: бессознательное в психологии

Школа Ключевое понятж Природа ключевого понятия Функция ключевого понятия Способ терапевтического воздействия
Бессозна тельное Другое
Аналити­ческая (глубин­ная) фрей­довская Цент­ральное место   Врожденная; биологическая; первобытная; животная; кровосмесительная; разрушительная; эгоистическая. Изначально негативная Бессознательное как: - источник энергии организма (либидо); - вместилище подавленных побуждений; - генератор симптоматических реакций Внесение в сознание содержимого подсознания, чтобы видоизменить и социально гармонизировать аморальную энергию Id. Ориентация на Ego
Юнговская Цент­ральное место   Врожденная; психологическая; коллективная; трансличностная; трансцендентная; архетипическая; нуминозная (божествен­ная). Изначально позитивная Бессознательное как: - направляющая основа психики; - вместилище личных воспомина­ний и переживаний; - вместилище коллективных об­разных структур — "архетипов" Процесс индивидуализации, с по­мощью которого содержимое бессо­знательного выводится на созна­тельный уровень для воссоздания единого ' Я" (SelO целостной лич­ности. Трансличностная ориентация
Бихевио­ризм Отри­цание Пове­дение "Prima Facie", не зависимая от биологии и нейрофизи­ологии; физиологическая (условный рефлекс); объ­ективно измеримая; в основном определяемая факторами среды. Изначально нейтральная Поведение как: - основа личного опыта; - источник предвидения и управ­ления человеческой деятель­ностью; - "Prima Facie", указатель усили­телей в окружающей среде Овладение новыми поведенче­скими/эмоциональными моделями реакций (создание новых условных рефлексов) с целью более адекват­ного или желаемого поведения. Ориентация на Ego

Исторический обзор: бессознательное в психологии - student2.ru Продолжение таблицы

Школа Ключевое понятие Природа ключевого понятия Функция ключевого понятия Способ терапевтического воздействия
Бессозна­тельное Другое
Гуманис­тическая Нейт­ральное отноше­ние Само­реали­зация Врожденная; основанная на опыте; целостно-унитарная. Изначально позитивная Самореализация как: - побудительный принцип человеческой жизни; - главное средство достижения личностной (разум/тело) целос­тности; - главный источник личностно­го смысла и роста Устранение умственных, эмоцио­нальных и физических препятст­вий, чтобы проявился потенциал личности; высвобождение и усиле­ние врожденных способностей. Ориентация на целостную лич­ность
Когнитив­ная Нейт­ральное отноше­ние Позна­ние Неврологическая; поддающаяся изучению и изменению. Изначально нейтральная Познание как: - главный проводник систем воззрений, которые в основном определяют опыт Исследование существующих воззрений; изменение или избав­ление от взглядов, которые поро­дили проблему или симптом. Ориентация на Ego
Эриксо-новская Цент­ральное место   Врожденная; поддающаяся изучению; основанная на опыте; автономная. Изначально позитивная Бессознательное как: - хранилище всего опыта, памя­ти, знаний; - главный источник беспредель­ных возможностей; - главный источник разрешения проблемы, устранения симптома Косвенная активизация бессозна­тельных резервов и возможностей для устранения проблемы/симпто­ма и улучшения работы организма. Ориентация на целостную личность

Исторический обзор: бессознательное в психологии - student2.ru Мы приводим в виде таблицы краткий обзор трактовки бессо­знательного основными психологическими школами. Понятие бессо­знательного (или бессознательных процессов) занимало центральное место в большинстве школ, находя как сторонников (бессознательное есть и надо считаться с этим фактом), так и противников (никакого бессознательного не существует). В учении Фрейда функция бессо­знательного в основном негативная, у Юнга в первую очередь пози­тивная, хотя присутствует и негативный аспект (Я и Тень), для Эрик-сона на первый план выступает положительное.

Все трое считали патологию результатом негативного функцио­нирования той или иной области психики. Фрейд считал такой об­ластью неизменное, примитивное Id; Юнг — неинтегрированную Тень; а Эриксон — приобретенные ограничения сознательного разума.

И фрейдовское Id, и юнговская Тень подразумевают не поддаю­щиеся наблюдению и выражению психодинамические процессы. И как таковые они слишком абстрагированы от самого описываемого "исходного материала". Более всего приближается к нему эриксонов-ская мысль о приобретенных ограничениях, хотя это тоже достаточно обобщенное понятие. Теория о внесознательной чувственной системе пытается связать сознательные и бессознательные процессы и пред­ставить эту связь в виде конкретных, ясно выраженных и поддающихся наблюдению сенсорных моделей. Это шаг вперед к "материализации" наиболее неуловимой области психологии — бессознательного. Тер­мин "внесознательный" был пущен в оборот Геллером (1986), но еще раньше Камерон-Бендлер описала это понятие как чувственную сис­тему находящуюся "вне сознания" (1978).

"Следует обратить внимание на еще один важный момент [относи­тельно сенсорных систем]: может ли человек видеть возникающие в его уме образы, слышать раздающиеся внутри него слова и звуки. Часто у , j тех, кто приходит к психотерапевту, одна из систем находится вне созна-з| ния... Если познавательный опыт поступает в основном через систему, ! • которая находится вне сознания, такой человек не в состоянии выделить \ среди других переживаний те, что порождены им самим".

Г

Мы согласны с Геллером в том, что именно "внесознательная" сенсорная система отвечает за появление любого психогенного (а иног­да и органического) нарушения и именно с нее должно начинаться лечение. С помощью методики, названной Геллером "бессознатель­ным реструктурированием", необходимо выявить познавательные воз­можности клиента и с их помощью устранить проблему. В этом, по мнению Геллера, главным орудием необходимых изменений служит метафора, поскольку ее посыл передается косвенно. Благодаря мета-

форе открывается доступ к внесознательной системе, и она подклю­чается к решению проблемы.

Вернемся к Джойс и ее боязни авиаперелетов. Ее позитивное слу­ховое восприятие сопровождающего бейсбольный матч шума удалось реструктурировать на подсознательном уровне. В ее внутренней "схе­ме" ассоциаций, связанные с бейсболом положительные слуховые ощущения удалось перенести на авиаполеты. Поскольку страх порож­дался аудиальной системой, выявление этого факта и позитивная пе­реналадка системы помогли, во-первых, превратить причину пробле­мы в орудие ее устранения и, во-вторых, открыть доступ к новым возможностям использования внутренних ресурсов.

Может так случиться, что ребенок, живущий в доме, где члены семьи привыкли общаться друг с другом криком, вынужден будет отключить свой внутренний слуховой канал, чтобы оградить его от перегрузки. Естественно, что использование одной из сенсорных сис­тем в качестве защитного механизма происходит бессознательно. В психологическом плане ребенок становится таким же ущербным, как дети с физическими недостатками (органического характера), кото­рые мешают их обучению. В сущности, мы можем уподобить внесоз-нательную сенсорную систему нарушениям обучаемости неорганиче­ского происхождения. В обоих случаях в результате бездействия или неправильного употребления той или иной сенсорной системы воз­никает "психическая блокировка". Незаметное наблюдение за состо­янием сенсорных систем помогает установить диагноз без излишнего вторжения в психику ребенка и определить стратегию лечения.

Хотя Эриксон никогда не обсуждал вопрос о внесознательном как уровне бессознательного, намек на него содержится в его поня­тии "психической блокировки". Однажды к Эриксону привели пятик­лассника Томми, который не мог читать учебники даже для первого класса. Для начала Эриксон заявил, что пытаться научить Томми чи­тать — пустая трата времени, а потому не лучше ли им заняться чем-нибудь более интересным, например, посмотреть карты дорог и изу­чить возможные маршруты для будущих каникул Томми. Таким образом, он переключил внимание Томми с негативного Опыта на Позитивный и одновременно проник в его внутренний мир.

"Мы не читали карту, мы просто рассматривали ее. Изучали одну Карту, другую. Какое бы место выбрать для каникул в Западной части Соединенных Штатов? Ну-ка, давай посмотрим... Где у нас Иеллоустон-ский парк?... А Иосемитский парк где?... Где-то тут должен быть Олим­пийский парк... Какой ближайший к нему город?... Где это шоссе, что вЗДет из Иеллоустонского парка в Великий каньон? И так далее в том же Чухе. Мы вовсе не читали карты, мы их изучали.




ш



           
    Исторический обзор: бессознательное в психологии - student2.ru
  Исторический обзор: бессознательное в психологии - student2.ru
 
      Исторический обзор: бессознательное в психологии - student2.ru
 

 
  Исторический обзор: бессознательное в психологии - student2.ru

К началу следующего учебного года Томми читал не хуже одно­классников.

"Надо сделать так, чтобы ребенок стал вашим помощником; надо идти навстречу ребенку вместо того, чтобы силком вдалбливать, что кощ-ка пишется кошка, а собака пишется собака. Ребенок это и так знает, но у него образовалась психическая блокировка. Ваша задача — помочь ре­бенку обойти свои собственные препятствия".

Эриксон установил, что мальчик владеет навыками чтения, но проявить этот навык мешает "психологическое препятствие". Это под­тверждается той легкостью, с которой Томми "смотрел" и "изучал" карты. Можно предположить, что препятствием в данном случае была внесознательная слуховая система, порождавшая негативные внутрен­ние диалоги и мешавшая проявлению естественной способности чи­тать. Переключив внимание мальчика на "поиски мест", Эриксон сти­мулировал его положительные ассоциации (положительные слуховые диалоги) при изучении карт.

Чтобы проиллюстрировать возможное воздействие внесознатель-ной сенсорной системы, приведем три гипотетических случая боязни экзаменов (подобные встречались в нашей клинической практике). Проблема вызвана отсутствием доступа к одной из сенсорных систем.

Аудиальная система

Ребенок не сознает, что получает негативные, критические или пугающие сообщения от своего собственного внутреннего голоса. У него как бы устойчивая амнезия в отношении внутреннего диалога, что придает постоянство и самой проблеме. Это можно сравнить с погружением в глубокий транс и высокой восприимчивостью к пост­гипнотическим внушениям. Боящийся экзаменов ребенок не осозна­ет, что он одновременно является и индуктором, и объектом внуше­ния. Выступая как индуктор, он говорит себе: "Когда придет твоя очередь отвечать, ты весь застынешь от страха и все забудешь". Или: "С твоими-то мозгами не сдать тебе экзамен никогда!" А как объект внушения, подходя к экзаменационному столу, он автоматически и подсознательно реагирует на эти негативные внушения, даже если отлично подготовился к экзаменам.

Наши рекомендации