Исторический обзор: бессознательное в психологии
Школа | Ключевое понятж | Природа ключевого понятия | Функция ключевого понятия | Способ терапевтического воздействия | |
Бессозна тельное | Другое | ||||
Аналитическая (глубинная) фрейдовская | Центральное место | Врожденная; биологическая; первобытная; животная; кровосмесительная; разрушительная; эгоистическая. Изначально негативная | Бессознательное как: - источник энергии организма (либидо); - вместилище подавленных побуждений; - генератор симптоматических реакций | Внесение в сознание содержимого подсознания, чтобы видоизменить и социально гармонизировать аморальную энергию Id. Ориентация на Ego | |
Юнговская | Центральное место | Врожденная; психологическая; коллективная; трансличностная; трансцендентная; архетипическая; нуминозная (божественная). Изначально позитивная | Бессознательное как: - направляющая основа психики; - вместилище личных воспоминаний и переживаний; - вместилище коллективных образных структур — "архетипов" | Процесс индивидуализации, с помощью которого содержимое бессознательного выводится на сознательный уровень для воссоздания единого ' Я" (SelO целостной личности. Трансличностная ориентация | |
Бихевиоризм | Отрицание | Поведение | "Prima Facie", не зависимая от биологии и нейрофизиологии; физиологическая (условный рефлекс); объективно измеримая; в основном определяемая факторами среды. Изначально нейтральная | Поведение как: - основа личного опыта; - источник предвидения и управления человеческой деятельностью; - "Prima Facie", указатель усилителей в окружающей среде | Овладение новыми поведенческими/эмоциональными моделями реакций (создание новых условных рефлексов) с целью более адекватного или желаемого поведения. Ориентация на Ego |
Продолжение таблицы
Школа | Ключевое понятие | Природа ключевого понятия | Функция ключевого понятия | Способ терапевтического воздействия | |
Бессознательное | Другое | ||||
Гуманистическая | Нейтральное отношение | Самореализация | Врожденная; основанная на опыте; целостно-унитарная. Изначально позитивная | Самореализация как: - побудительный принцип человеческой жизни; - главное средство достижения личностной (разум/тело) целостности; - главный источник личностного смысла и роста | Устранение умственных, эмоциональных и физических препятствий, чтобы проявился потенциал личности; высвобождение и усиление врожденных способностей. Ориентация на целостную личность |
Когнитивная | Нейтральное отношение | Познание | Неврологическая; поддающаяся изучению и изменению. Изначально нейтральная | Познание как: - главный проводник систем воззрений, которые в основном определяют опыт | Исследование существующих воззрений; изменение или избавление от взглядов, которые породили проблему или симптом. Ориентация на Ego |
Эриксо-новская | Центральное место | Врожденная; поддающаяся изучению; основанная на опыте; автономная. Изначально позитивная | Бессознательное как: - хранилище всего опыта, памяти, знаний; - главный источник беспредельных возможностей; - главный источник разрешения проблемы, устранения симптома | Косвенная активизация бессознательных резервов и возможностей для устранения проблемы/симптома и улучшения работы организма. Ориентация на целостную личность |
Мы приводим в виде таблицы краткий обзор трактовки бессознательного основными психологическими школами. Понятие бессознательного (или бессознательных процессов) занимало центральное место в большинстве школ, находя как сторонников (бессознательное есть и надо считаться с этим фактом), так и противников (никакого бессознательного не существует). В учении Фрейда функция бессознательного в основном негативная, у Юнга в первую очередь позитивная, хотя присутствует и негативный аспект (Я и Тень), для Эрик-сона на первый план выступает положительное.
Все трое считали патологию результатом негативного функционирования той или иной области психики. Фрейд считал такой областью неизменное, примитивное Id; Юнг — неинтегрированную Тень; а Эриксон — приобретенные ограничения сознательного разума.
И фрейдовское Id, и юнговская Тень подразумевают не поддающиеся наблюдению и выражению психодинамические процессы. И как таковые они слишком абстрагированы от самого описываемого "исходного материала". Более всего приближается к нему эриксонов-ская мысль о приобретенных ограничениях, хотя это тоже достаточно обобщенное понятие. Теория о внесознательной чувственной системе пытается связать сознательные и бессознательные процессы и представить эту связь в виде конкретных, ясно выраженных и поддающихся наблюдению сенсорных моделей. Это шаг вперед к "материализации" наиболее неуловимой области психологии — бессознательного. Термин "внесознательный" был пущен в оборот Геллером (1986), но еще раньше Камерон-Бендлер описала это понятие как чувственную систему находящуюся "вне сознания" (1978).
"Следует обратить внимание на еще один важный момент [относительно сенсорных систем]: может ли человек видеть возникающие в его уме образы, слышать раздающиеся внутри него слова и звуки. Часто у , j тех, кто приходит к психотерапевту, одна из систем находится вне созна-з| ния... Если познавательный опыт поступает в основном через систему, ! • которая находится вне сознания, такой человек не в состоянии выделить \ среди других переживаний те, что порождены им самим".
Г
Мы согласны с Геллером в том, что именно "внесознательная" сенсорная система отвечает за появление любого психогенного (а иногда и органического) нарушения и именно с нее должно начинаться лечение. С помощью методики, названной Геллером "бессознательным реструктурированием", необходимо выявить познавательные возможности клиента и с их помощью устранить проблему. В этом, по мнению Геллера, главным орудием необходимых изменений служит метафора, поскольку ее посыл передается косвенно. Благодаря мета-
форе открывается доступ к внесознательной системе, и она подключается к решению проблемы.
Вернемся к Джойс и ее боязни авиаперелетов. Ее позитивное слуховое восприятие сопровождающего бейсбольный матч шума удалось реструктурировать на подсознательном уровне. В ее внутренней "схеме" ассоциаций, связанные с бейсболом положительные слуховые ощущения удалось перенести на авиаполеты. Поскольку страх порождался аудиальной системой, выявление этого факта и позитивная переналадка системы помогли, во-первых, превратить причину проблемы в орудие ее устранения и, во-вторых, открыть доступ к новым возможностям использования внутренних ресурсов.
Может так случиться, что ребенок, живущий в доме, где члены семьи привыкли общаться друг с другом криком, вынужден будет отключить свой внутренний слуховой канал, чтобы оградить его от перегрузки. Естественно, что использование одной из сенсорных систем в качестве защитного механизма происходит бессознательно. В психологическом плане ребенок становится таким же ущербным, как дети с физическими недостатками (органического характера), которые мешают их обучению. В сущности, мы можем уподобить внесоз-нательную сенсорную систему нарушениям обучаемости неорганического происхождения. В обоих случаях в результате бездействия или неправильного употребления той или иной сенсорной системы возникает "психическая блокировка". Незаметное наблюдение за состоянием сенсорных систем помогает установить диагноз без излишнего вторжения в психику ребенка и определить стратегию лечения.
Хотя Эриксон никогда не обсуждал вопрос о внесознательном как уровне бессознательного, намек на него содержится в его понятии "психической блокировки". Однажды к Эриксону привели пятиклассника Томми, который не мог читать учебники даже для первого класса. Для начала Эриксон заявил, что пытаться научить Томми читать — пустая трата времени, а потому не лучше ли им заняться чем-нибудь более интересным, например, посмотреть карты дорог и изучить возможные маршруты для будущих каникул Томми. Таким образом, он переключил внимание Томми с негативного Опыта на Позитивный и одновременно проник в его внутренний мир.
"Мы не читали карту, мы просто рассматривали ее. Изучали одну Карту, другую. Какое бы место выбрать для каникул в Западной части Соединенных Штатов? Ну-ка, давай посмотрим... Где у нас Иеллоустон-ский парк?... А Иосемитский парк где?... Где-то тут должен быть Олимпийский парк... Какой ближайший к нему город?... Где это шоссе, что вЗДет из Иеллоустонского парка в Великий каньон? И так далее в том же Чухе. Мы вовсе не читали карты, мы их изучали.
ш
К началу следующего учебного года Томми читал не хуже одноклассников.
"Надо сделать так, чтобы ребенок стал вашим помощником; надо идти навстречу ребенку вместо того, чтобы силком вдалбливать, что кощ-ка пишется кошка, а собака пишется собака. Ребенок это и так знает, но у него образовалась психическая блокировка. Ваша задача — помочь ребенку обойти свои собственные препятствия".
Эриксон установил, что мальчик владеет навыками чтения, но проявить этот навык мешает "психологическое препятствие". Это подтверждается той легкостью, с которой Томми "смотрел" и "изучал" карты. Можно предположить, что препятствием в данном случае была внесознательная слуховая система, порождавшая негативные внутренние диалоги и мешавшая проявлению естественной способности читать. Переключив внимание мальчика на "поиски мест", Эриксон стимулировал его положительные ассоциации (положительные слуховые диалоги) при изучении карт.
Чтобы проиллюстрировать возможное воздействие внесознатель-ной сенсорной системы, приведем три гипотетических случая боязни экзаменов (подобные встречались в нашей клинической практике). Проблема вызвана отсутствием доступа к одной из сенсорных систем.
Аудиальная система
Ребенок не сознает, что получает негативные, критические или пугающие сообщения от своего собственного внутреннего голоса. У него как бы устойчивая амнезия в отношении внутреннего диалога, что придает постоянство и самой проблеме. Это можно сравнить с погружением в глубокий транс и высокой восприимчивостью к постгипнотическим внушениям. Боящийся экзаменов ребенок не осознает, что он одновременно является и индуктором, и объектом внушения. Выступая как индуктор, он говорит себе: "Когда придет твоя очередь отвечать, ты весь застынешь от страха и все забудешь". Или: "С твоими-то мозгами не сдать тебе экзамен никогда!" А как объект внушения, подходя к экзаменационному столу, он автоматически и подсознательно реагирует на эти негативные внушения, даже если отлично подготовился к экзаменам.