Контекстные парадигмы или подходы
Парадигма является гипотетической моделью системы, или систематическим подходом. При помощи контекстных подходов (парадигм) делается попытка описания и суммирования результатов воздействия сил различного рода на развитие человека. Термин контекст используется здесь в том же значении, как и в других частях этой книги: мы говорим о контексте окружающей среды, историческом, социальном, психологическом контекстах, каждый из которых, взаимодействуя с другими, оказывает влияние на развитие.
Контекст составляет большую часть того, что делает нас уникальными как личность. Нет двух личностей, сталкивающихся с одной и той же комбинацией контекстов. Контекстные подходы пытаются свести различные контексты вместе в единый упорядоченный блок и тем самым помочь пониманию как общих черт, так и индивидуальных особенностей развития. Они обращают особое внимание на силы развития как единое целое независимо от того, являются ли они внутренними или внешними для индивидуума, т. е. биологическими (созревания) или эмпирическими (историческими) силами (Dixon, 1992). Противоположным (и устаревшим) подходом является рассмотрение развития одновременно только с одной точки зрения, исключая все остальные.
Контекстные подходы являются комплексными. Кроме того, они применимы в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Однако нигде контекстные соображения не являются столь важными, как при изучении развития взрослых, в период, когда, как ранее отмечалось, жизненные пути начинают существенно расходиться по сравнению с детством и подростковым возрастом.
Контрольные вопросы к теме
«Перспективы развития в период взрослых»
• Возрастные часы в основном имеют культуральную природу.
• Хронологический возраст - наилучший способ определить, где находится человек в отношении его продолжительности жизни.
• Контекстные подходы обращены к силам развития как единому целому.
Вопрос для размышленияПочему трудно установить начало и завершение периода ранней взрослости?
566Часть IV. Взрослость
Общее физическое развитие
В некоторой степени наши реакции на события жизни определяются физическими способностями: нашим здоровьем, физической формой, силой и выносливостью. Почти каждый аспект физического развития достигает своего максимума в ранней взрослости. Большинство людей в этот период являются более сильными и здоровыми, чем они когда-либо были или когда-либо станут.
Сила и выносливость
В период ранней взрослости — в возрасте от 20 до 40 лет — большинство людей получают удовольствие от роста энергии, силы и выносливости в сравнении с людьми других возрастных групп. Это является нормативным, определенным для данного возраста ожиданием, как обсуждалось в главе 3. Большинство культур извлекает свою пользу из этого возраста расцвета, проводя профессиональное обучение посредством изнурительных систем интернатуры, экзаменов и защиты диссертации, посылая молодежь в бой; боготворя молодых спортсменов и моделей, ожидая, что женщины будут рожать детей.
Как правило, функционирование органов, время реакции, сила, моторные навыки и сенсомоторная координация достигают своего максимума в возрасте от 25 до 30 лет, после чего они постепенно снижаются. Тем не менее снижение данных показателей в возрасте от 30 до 40 и от 40 до 50 лет не столь значительно, как это себе представляет большинство людей. Как показывает рис. 13.1, существенное снижение функционального уровня большинства биологических систем появля-
Рис.13.1. Средняя величина снижения продуктивности биологических систем. Это снижение может быть в значительной степени скорректировано здоровым образом жизни, включающим в себя регулярные физические упражнения. Источник: По материалам J. Fries and Crapo. Vitality ang aging. San Francisco, W. H. Freeman and Company, 1981
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 567
ется примерно после 40 лет. Таким образом, хотя спад после максимальной точки продуктивности, появляющийся примерно в возрасте после 25-30 лет, и может быть важным для выдающихся спортсменов, он слабо затрагивает большинство из нас. Не все системы, тем не менее, достигают своего максимума в указанный период. Например, зрительная аккомодация постепенно, хотя и равномерно, снижается уже в среднем детском возрасте. Острота зрения начинает очень медленно падать примерно с 20 лет, а затем существенно снижается после 40 лет (Meisami, 1994).
Снижение физических умений и способностей наиболее заметно в критических ситуациях и в других экстремальных случаях, требующих максимального сосредоточения сил (Troll, 1985). Например, когда женщине около 40 лет, беременность отражается значительно тяжелее на ее резервной физической выносливости в сравнении с тем, когда ей 20-30 лет. Кроме того, у старших женщин период возвращения к нормальному состоянию после рождения ребенка может быть более длительным. Подобным образом 25-летнему мужчине легче работать на нескольких работах, чтобы вывести семью из финансового кризиса, чем 40-летнему.