Протокол наблюдения за характером детско-родительского взаимодействия при выполнении «Пробы на совместную деятельность»
Позитивные характеристики взаимодействия | Частота проявлений | Характеристики дисгармоничного взаимодействия | ||||
часто | редко | никогда | редко | частое | ||
Лидерство — распределение ролей | ||||||
Принимается предложенное распределение ролей | Лидерство: «захватывается» а) родителем б) ребенком в) постоянно продолжается борьба за лидерство | |||||
Высокая напряженность и конфликтность отношений | ||||||
Показатели эффективности руководства | ||||||
Предлагается выполнять действия в их логической последовательности | Непоследовательное перечисление предстоящих действий |
Позитивные характеристики взаимодействия | Частота проявлений | Характеристики дисгармоничного взаимодействия | ||||
часто | редко | никогда | редко | часто | ||
Особенности предъявления инструкции (характеристика речи) | ||||||
В обозначении действия используются конкретные ориентиры | Указания неадекватны содержанию деятельности | |||||
Используются понятные для ребенка термины | Используется терминология без учет возрастных возможностей: а) переоценка возможностей; б) недооценка возможностей | |||||
Высказывания развернутые, полные | Указания фрагментарные, отрывочные | |||||
Указания даются в позитивном ключе (как надо действовать) | Указания формулируются «от противного» (как не надо действовать) | |||||
Указания касаются очередного действия | Указания касаются отдаленного результата | |||||
Ориентация на действия партнера | ||||||
Уточняется, насколько понята инструкция | Инструкция считается понятной | |||||
Учитывается инициатива ведомого | Игнорируется инициатива ведомого |
Позитивные характеристики взаимодействия | Частота проявлений | Характеристики дисгармоничного | ||||
часто | редко | никогда | редко | часто | взаимодействия | |
Ориентация на темп деятельности ведомого | Указания даются, не дожидаясь, пока будет выполнено предыдущее действие | |||||
Ориентация на состояние ведомого («Ты не устал?») | Игнорирование состояния ведомого | |||||
Особенности контроля | ||||||
Обсуждается способ действия | Ориентация на параметры продукта, результата | |||||
Сообщается о правильном выполнении действия | Не фиксируется промежуточный результат | |||||
Ошибки поправляются сразу (по ходу выполнения) | Контроль по конечному результату | |||||
Особенности оценки | ||||||
Позитивная оценка действий ведомого | Негативная оценка действий ведомого | |||||
Позитивная оценка собственного руководства | Негативная оценка собственного руководства | |||||
Оценивается выполненное действие | Предваряющая оценка-предостережение |
Продолжение табл. 2
Позитивные характеристики | Частота проявлений | Характеристики дисгармоничного взаимодействия | ||||
взаимодействия | часто | редко | никогда | редко | часто | |
Оценка результатов действия | Опенка личности, «наклеивание ярлыков» | |||||
Адекватная оценка успешности | Неадекватная оценка успешности | |||||
Особенности принятия руководства ведомым | ||||||
Заинтересованность в достижении цели и в общении, проявление инициативы | Формальное выполнение указаний Отсутствие инициативы | |||||
Готовность подчиниться понятым требованиям | а) оспаривание требований; б) негативизм; в) отказ от выполнения | |||||
Адекватная коррекция действий в ответ на указания | а) неадекватная коррекция; б) игнорирование замечаний | |||||
Спокойная эмоциональная реакция на замечания | В ответ на замечания: а) плачет; б) испытывает тревогу; в) проявляет агрессию |
Позитивные характеристики взаимодействия | Частота проявлений | Характеристики дисгармоничного | ||||
часто | редко | никогда | редко | часто | взаимодействия | |
Показатели эмоционального отношения | ||||||
с | Стремление к взаимодействию | |||||
Побуждение к действию (вопрос, совет, одобрение) | Бездействие партнера — повод для прекращения взаимодействия | |||||
Поддержка и уважение инициативы | Игнорирование инициативы | |||||
Разделение ответственности, использование местоимения «мы» | Ответственность за неудачу возлагается: а) на ведомого; б) на ведущего | |||||
Поддержание контакта (взгляд, прикосновение, наводящие вопросы) | а) отсутствие попыток поддержать контакт; б) констатация потери контакта: «Ты не слушаешь» | |||||
Дистанция при взаимодействии | ||||||
Стремление к близкой дистанции: а) попытки придвинуться, наклониться; б) стремление к телесному контакту | Дистанцированность от партнера, избегание близости и телесного контакта |
Позитивные взаимодействия | Частота проявлений | Характеристики взаимодействия | ||||
часто | редко | никогда | редко | часто | ||
Эмоциональное принятие—отвержение | ||||||
Употребление имени партнера и уменьшительно-ласкательных производных | Избегание употребления имени, замена его безличными местоимениями «ты», «он» | |||||
Невербальное выражение принятия (ласковая интонация, улыбка) | Холодность, безразличие, пренебрежение во взгляде. Строгость, нетерпимость интонации | |||||
Желание поддержать при неудаче (эмоционально: прижать, погладить, вербально: «не расстраивайся») | Злорадство по поводу неудач партнера | |||||
Терпимость к неудачам | Раздражение по поводу действий партнера | |||||
Позитивная оценка личности партнера независимо от результата | Унижение личности партнера | |||||
Выражение эмпатии | Отсутствие сопереживания и понимания чувств партнера | |||||
Отношения защиты-обвинения | ||||||
Представление объективных сложностей, препятствий | Возлагание ответственности за неудачу на ведомого |
Окончание табл. 2
Позитивные характеристики взаимодействия | Частота проявлений | Характеристики дисгармоничного | ||||
часто | редко | никогда | редко | часто | взаимодействия | |
Утешение партнера, обесценивание неудачи | Обвинение, высмеивание партнера, постановка «диагноза» | |||||
Стремление оправдать партнера при неудаче, подчеркнуть достоинства | Акцентирование неудач, критика и осуждение действий партнера | |||||
Эмоциональные проявления | ||||||
Огорчение в ситуации неуспеха | Появление при неуспехе: а) страха, тревоги; б) чувства вины, стыда; в) раздражения, злости | |||||
Радость, гордость в ситуаций успеха | а) безразличие к успеху; б) неудовольствие, тревога |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение по пробе насовместную деянельность необходимо соотнести особенности делового (когнитивно-деятельностного блока характеристик родительско-детского взаимодействия) и межличностного (эмоционального блока) общения родителей с детьмию
Практика консультирования позволяет выделить различные варианты соотношения делового и межличностного общения, знание которых дает возможность обосновать и выстроить оправданную систему задач коррекции родительско-детских отношений. Варианты родительско-детских отношений включают:
1) гармоничность делового и межличностного эмоционального общения;
2) дисгармоничность делового и межличностного общения;
3) дисгармоничность и низкая эффективность делового сотрудничества на фоне гармоничности эмоциональных отношений;
4) дисгармоничность эмоциональных отношений (эмоциональная асимметрия, отвержение, амбивалентность) на фоне эффективного делового сотрудничества.
Отметим, что наиболее часто встречаются такие варианты дисгармоничных отношений, как общая дисгармоничность (вариант 2) и дисгармоничность делового сотрудничества на фоне благополучия эмоциональных отношений (вариант 3). Дисгармоничность эмоциональных отношений на фоне эффективного делового сотрудничества (вариант 4) встречается относительно редко. Это объясняется тем, что трудности эмоционального взаимодействия в значительной мере блокируют формирование партнерского взаимодействия, препятствуя развитию кооперации и сотрудничества родителей и детей.