Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
Лекционное занятие № 1
Тема 1.1. Предмет и задачи социальной психологии
Цель – изучить основные понятия, принципы и составляющие современной социальной психологии.
Задачи:
- сформировать понятие о социальной психологии как науке, роли социальной психологии в индустрии туризма и гостеприимства;
- ознакомиться с категориями и функциями социальной психологии.
Рассматриваемые вопросы:
1. Социальная психология как наука.
2. Социальная психология в системе научного знания
3. Предмет, объект и задачи социальной психологии.
Литература: основная – 1,2, 10, 14, 15, 24; дополнительная – 9, 14.
Вопрос №1 Социальная психология как наука
Изменение нашего социального поведения происходит не столько под влиянием объективных обстоятельств, сколько под влиянием нашего собственного отношения к ним.
Социальная психология – это наука, которая изучает влияние различных ситуаций, обращая основное внимание на то, как мы воспринимаем друг друга и как воздействуем друг на друга.
Говоря формальным языком, социальная психология – это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу.
Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
Современная социальная психология возникла в начале XX века как реакция на асоциальную природу обшей психологии. Годом ее рождения можно считать 1908 год, когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии: «Введение в социальную психологию» английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса «Социальная психология».
Однако известно, что исследовательский интерес к изучению социального поведения людей возник и сформировался во второй половине XIX века. Первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).
В теории психологии народов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейнталь) теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории — это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности народа.
Позднее (в работах В. Вундта) концепция психологии народов с отказом от не вполне определенного понятия «дух целого» приобрела более реалистический вид, но так или иначе основная мысль в этой теории сводилась к тому, что, кроме индивидуального сознания, существует нечто, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание, и в конечном счете это предопределяется психологией группы.
В теории психологии масс (работы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона) основополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Иррационализм в социальном поведении прослеживался на примере аффективного поведения уголовных преступников, а позднее (преимущественно в работах Г. Лебона) — в поведении больших скоплений людей, «людских масс». Главное отличие психологии масс и том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям.
Теория социальных инстинктов (В. Макдугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер.
Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них — инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревность, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.
К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят:
— идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);
— идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей;
— идеи Гельвеция о социальной детерминации (предопределенности) развития личности;
— идеи Фейербаха о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного способа проявления человеческой сущности;
К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят:
— ораторское искусство Древней Греции, развившее приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп;
— действа жрецов, шаманов, ведунов, развившие приемы суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию;
— взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок;
— культурно-психологические традиции чень-буддизма, развившие приему психотренинга и психорегуляции.
Как показывают современные зарубежные обзоры, социальная психология занимается изучением широкого спектра проблем.
К числу наиболее активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести. 1) процессы атрибуции (приписывание социальным объектам характеристик не представленных в поле восприятия), 2) групповые процессы; 3) оказание помощи 4) аттракция (симпатия, привлекательность одного человека для другого, возникающая в процессе общения и восприятия человека) и аффилиация (стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви), 5) агрессия, 6) преступления; 7) установки и их изучение; 8) социальное познание, 9) социальное развитие личности (социализация); 10) кросскультурные исследования
Традиционно социальная психология разделяется на три или четыре области исследования — изучение индивидуального социального поведения, изучение диадического социального взаимодействия и процессов общения, изучение малых групп и психологическое изучение социальных проблем.