Краткий терминологический словарь
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам.
АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
БАТАРЕИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.
БЕСЕДА — метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
ВАЛИДНОСТЬ — комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.
ВАЛИДНОСТЬ ДИСКРИМИНАНТЫАЯ - выявление отсутствия связи диагностической методики с методиками, имеющими другое теоретическое основание.
ВАЛИДНОСТЬ КОНВЕРГЕНТНАЯ - установление степени связи диагностической методики с родственными методиками.
ВЫБОРКА СТАНДАРТИЗАЦИИ - группа людей, на которой осуществляется стандартизация методики.
ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально-психологических особенностей человека и предназначенное для практического применения в целях консультирования, прогноза определенных достижений или поведения, организации коррекционной или развивающей рабо-
ты, разработки рекомендаций И других видов использования, определяемых задачей психодиагностического обследования.
ДИССИМИЛЯЦИЯ — сознательное стремление скрыть свою болезнь, неблагополучие и их симптомы, проявляемое в определенных действиях.
ДОСТИЖЕНИЯ МОТИВАЦИЯ - одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность диагностического обследования на описание и объяснения личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.
ИНТЕЛЛЕКТ — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности.
ИНТЕЛЛЕКТ ТЕСТОВЫЙ (ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ) - характеристика индивида, проявляющаяся в успешности выполнения теста (тестов) интеллекта; определяется величиной IQ.
ИНТЕРВЬЮ — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).
ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других актов собственной активности.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДИКИ - методики, которые предполагают сбор диагностических результатов в режиме диалога человека с компьютером.
КОНСТРУКТ ЛИЧНЫЙ — субъективные (личные) шкалы человека, биполярный различающий признак, которым индивид активно пользуется для оценки объектов, для построения образа окружающего мира.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания различных видов речевой продукции, материалов и документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т. п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или кодифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), регистрируемых в соответствии с задачами исследования.
КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - перечень предполагаемых характеристик объекта оценки, выраженных в форме
прилагательных и расположенных в алфавитном порядке, среди которых испытуемому следует отметить те, которые, по его мнению, относятся к предмету оценки.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее осведомлен.
КОРРЕКЦИОННОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ — возможность методики указать перспективы и основные пути коррекции умственного развития индивида, обследованного с ее помощью.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ - количественный показатель теста интеллекта, указывающий на успешность его выполнения испытуемым по сравнению с выборкой, на которой происходила стандартизация теста.
КРЕАТИВНОСТЬ - особый вид способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности.
МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ - методики, не имеющие строго определенных правил использования. Они в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов.
НАДЕЖНОСТЬ — точность психодиагностических измерений, а также стабильность и устойчивость их результатов по отношению к действию различных посторонних факторов.
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.
ОПРОСНИК — более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому
вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ - проверка методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности, доказательство, что измеряемое свойство проявляется в определенных жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности.
ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.
ПРОЦЕНТИЛЬ — процент испытуемых из выборки стандартизации, который получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
ПСИХОМЕТРИЯ — область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии. Выступает как методологическая дисциплина, обосновывающая требования к измерительным психодиагностическим методам.
ПСИХОСЕМАНТИКА — область исследований психологии, изучающая строение, функционирование и развитие индивидуальной системы значений человека, которая опосредует процессы восприятия, памяти, мышления и пр.
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ - особая группа методов, направленных на изучение индивидуального сознания личности посредством анализа индивидуальных систем значений, функционирующих в обыденном сознании, через призму которых происходит восприятие субъектом себя и окружающих людей.
РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ - особый класс методик для изучения системы индивидуальных представлений, в котором в процессе диагностирования происходит заполнение матрицы (решетки) субъективными оценками определенной, предложенной психологом группы объектов(элементов).
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА - выборка испытуемых, вероятностные свойства которой должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности.
РЕСТАНДАРТИЗАЦИЯ — экспериментальное исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, проводимое чаще всего вследствие переноса методики в социокультурную среду, отличную от той, для которой методика разрабатывалась, или по причине устаревания методики.
РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА МЕТОД - один из способов построения субъективных семантических пространств, в котором измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные предметы и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью антонимов. Разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.
СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - стремление испытуемого давать о себе социально одобряемую, желательную информацию, приводящее к ошибкам в постановке психологического диагноза.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ - система требований, которые общество предъявляет к психическому развитию каждого из его членов; понятие введено К. М. Гуревичем.
СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обуславливающие быстроту и легкость их приобретения.
СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ - способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности.
СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ - индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т. д.).
СТАНДАРТИЗАЦИЯ — унификация процедуры проведения и оценки выполнения диагностического испытания.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОРМА - средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства. Нормой является близость значений к показателю, который характеризует статистически среднего индивида.
При нормальном распределении статистическая норма описывается как среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ - доказательство, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.
ТЕСТЫ — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки.
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА — особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.
ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ — тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления, как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность.
ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ - особый тип тестов, предназначенных для определения содержания деятельности индивида и уровня его достижений по отношению к объективному критерию (например, требованиям, задаваемым учебной программой).
ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ — тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях — математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей.
ТЕСТЫ МОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких, как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций, точность распределения мышечного усилия при решении двигательных задач.
ТЕСТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — тесты, выявляющие индивидуально-психологические особенности, способствующие успешному выполнению определенных видов деятельности (художественной, музыкальной, канцелярской и пр.).
ТЕСТЫ, СВОБОДНЫЕ ОТ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ - тесты интеллекта, разрабатывавшиеся с целью исключить влияние культурных различий испытуемых на результаты выполнения.
ТЕСТЫ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - тесты, предназначенные для измерения и оценки особенностей сенсорной сферы психики (ощущений и восприятия).
ТЕСТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ - тесты, направленные на измерение и оценку психологических особенностей, проявляемых в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами; чаще всего под этими особенностями имеются в виду техническое мышление и техническая осведомленность.
ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ - это такие группы методик, в основе которых лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Для них характерна определенная регламентация, процедуры испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульно-го материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ (ДИСПОЗИЦИЯ) - внутренняя относительно устойчивая предрасположенность индивида к определенному поведению в определенном классе ситуаций, складывающаяся в силу определенных потребностей, мотивов, интересов, склонностей, установок.
ШКАЛИРОВАНИЕ — метод вынесения субъективных оценок объекта по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью числовых, словесных или графических градаций.
ШКАЛИРОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЕ - процедуры количественно-статистической обработки субъективных оценок, позволяющие учитывать одновременно не один параметр одного стимула, а множество параметров многих стимулов.
Литература
1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. — М„
1982.
2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии,
1995. -№1.
3. Акимова М. К. Интеллект как динамический компонент в струк-
туре способностей. — Автореф. дисс. док. психол. наук. — М., 1999.
4. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М. и др. Руководство
к применению Группового интеллектуального теста для младших подростков ГИТ. — Обнинск, 1993.
5. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М. и др. Руководство
к применению Теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. — Обнинск, 1993.
6. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М. и др. Тест умствен-
ного развития абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Руководство по работе с тестом. — М., 1995.
7. Александровская Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный мо-
дифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. - М., 1995.
8. Ананьев Б. Г. О взаимосвязи в развитии способностей и харак-
тера // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. — М., 1956.
9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
10. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. Т. 1-2. - М., 1982.
11. Анастази А. Дифференциальная психология. — М., 2001.
12. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.
13. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975.
14. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория. — СПб., 1992 .
15. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. — М., 1994.
16. Бехтерев В. М. Объективная психология и ее предмет // Вестник психологии, 1904. — № 9-10.
17. Бине А. Введение в экспериментальную психологию. — СПб., 1895.
18. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д., 1983.
19. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М„ 2002.
20. Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. П. Гринфилда. — М., 1971.
21. БурлачукЛ. Ф. Руководство CAT. — Киев, 1995.
22. БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика. — СПб., 2003.
23. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
24. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.
25. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4-5. - М., 1984.
26. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. — Л., 1982.
27. Геллерштейн С. Г., Коган В. М., Шпигель Ю. И., Шпилърейн И. Н. Руководство по психотехническому профессиональному подбору. - М.-Л., 1929.
28. Голдберг Л., Шмелев А. Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал, 1993. — № 4.
29. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М., 1993.
30. Гуревич К. М. О надежности психофизиологических показателей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 6. — М., 1969.
31. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970.
32. Гуревич К. М. Надежность психологических тестов // Психологическая диагностика. Ее проблемы и методы. — М., 1975.
33. Гуревич К. М. Статистика — аппарат доказательства психологической диагностики // Проблемы психологической диагностики. — Таллин, 1977.
34. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. — М., 1985.
35. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. — М.; Воронеж, 1998.
36. Данилова Е. Е. Беседа как один из методов работы школьного психолога // Активные методы в работе школьного психолога. - М., 1990.
37. Данилова Е. Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Ро-зенцвейга. — М., 1992.
38. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. — М., 1978.
39. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.
40. Из истории русской психологии / Под ред. М. В. Соколова. — М., 1961.
41. Келли Дж. Теория личности. Теория личных конструктов. — СПб., 2000.
42. Ковалев А. Г. Психология личности. — М., 1969.
43. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.
44. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М., 1987.
45. Краткий психологический словарь. — М., 1985.
46. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968.
47. Леви-БрюлъЛ. Первобытное мышление. — М, 1930.
48. ЛейтесН. С. Об умственной одаренности. — М., 1960.
49. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
50. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.
51. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. — М.-Л., 1948.
52. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
53. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика, 1968. — № 7.
54. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). — М., 1992.
55. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. — М, 1998.
56. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. —Л., 1979.
57. Личко А. Е., Иванов Н. Я. Диагностика характера подростков. — М., 1995.
58. Лобашев М. Е., Батти К. Е., Тихомирова М. Е. Генетика с основами селекции. — М., 1974.
59. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. — СПб., 2002.
60. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. — М., 1993.
61. Методики психодиагностики в спорте /Сост. В. Л. Марищук и др. - М., 1990.
62. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сто-лина. - М., 1987.
63. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М., 1991.
64. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лей-теса. - М., 1996.
65. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов н/Д, 1996.
66. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Вексле-ра. - М., 1973.
67. Платонов К. К. Проблема способностей. — М., 1972.
68. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2000.
69. Проблемы психологической диагностики. — Таллин, 1977.
70. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. — М., 1981.
71. Психологическая диагностика /Под ред. К. М. Гуревича. — М., 2000.
72. Психологическая коррекция умственного развития. — М., 1990.
73. Равич-Щербо И. В, Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. - М., 2002.
74. Раевский А. М. Тест самоактуализации личности // Психолог в школе, 1999. - № 2.
75. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2002.
76. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. — М., 1999.
77. Россолимо Г. И. Психологические профили. — М., 1910.
78. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.
79. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. — М., 1958.
80. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.
81. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976.
82. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1-2. — М., 1989.
83. Русалов В. М. Модифицированный личностный опросник Ай-зенка. - М., 1992.
84. Рыбников Н. А. Психология и выбор профессии. — М., 1922.
85. Саймон Б. Английская школа и интеллектуальные тесты. — М., 1958.
86. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.
87. Стопин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.
88. Теплое Б. М. Избранные труды. Т. 1-2. - М., 1985.
89. Теплова Л. И. Тест умственного развития младших подростков. Руководство по работе с тестом. — М.: Обнинск, 2000.
90. Толстых А. В. Морально-этические проблемы психологической практики. — М., 1988.
91. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М„ 1990.
92. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. — М., 1987.
93. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 2. — М., 1986.
94. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
95. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. — М., 2002.
96. Штерн В. Умственная одаренность. — СПб., 1997.
97. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. — М., 2002.
98. Щебланова Е. И., Щербо Н. П., Шумакова Н. Б. Фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса. Методические рекомендации по работе с тестом. — М., 1993.
99. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1966.
100. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины XX века. - М., 2000.
101. Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
102. AgravalK. G. Poverty, deprivation and intelligence. — New Deily, 1987.
103. Amtzen F. Einfuhrung in die Begabungspsychologie. — Gottingen, 1976.
104. Berry J. W. Human ecology and cognitive style. — N. Y., 1976.
105. Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives. Cognitive domain. - N. Y., 1956.
106. Bohman S. What is intelligence? - Stockholm, 1980.
107. Brody E., Brody N. Intelligence: Nature, determinants and consequences. — N. Y., 1976.
108. Burner J. S. Acts of Meaning. - L, 1990.
109. CattellR. B. Abilities: Their Structure, Growth and Action. - Boston, 1971.
110. Cattell R., EberH., Taksuoka M. Handbook for the sixteen personality factors questionnaire (16 PF). — Champain (III), 1970.
111. Cohen D. Intelligence. What is it? - N. Y., 1974.
112. Edwards A. L. The Measurement of personality traits by scales and inventories. — N. Y., 1970.
113. Edwards A. L Construct validity and social desirability // American Psychologist., V. 45. - 1990.
114. Eysenck H.J. The biological basis of personality traits by scales and inventories. — Springfield, 1967.
115. Eysenck H.J., Cookson D. Personality in primary school children // Brit. Educat. PsychoL, V. 39. - 1969.
116. Fancher R. E. The Intelligence men: Makers of the IQ controversy. - N. Y.; L, 1985.
117. Feldman C. F. The development of adaptive intelligence. — San Francisko, 1974.
118. FincherJ. Human Intelligence. - N. Y., 1976.
119. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligence. — N. Y., 1983.
120. GuilfordJ. P. The nature of human Intelligence. - N. Y., 1967.
121. GuilfordJ. P. Cognitive Rsychology's ambiguities: some suggested remedies // Rsychol. Review, V. 82. - 1982.
122. GuilfordJ. P. Hoepfner R. The analysis of Intelligence. - N. Y., 1971.
123. Handbook of human intelligence /Ed. by R.J.Sternberg. — Cambridge, 1982.
124. Hathaway S. R., McKinley J. Ch. Minnesota Multiphasic Personality Inventory.-N. Y., 1971.
125. Kelley T. Crossroads in the mind of man. — Stanford, 1928.
126. Learning and Individual Differences, 1967.
127. Luingman С What is IQ? Heredity or environment. — L., 1977.
128. Meili R. Structur der Intelligenz: Factoren analitische und denk-psychologische Untersuchungen. — Bern, 1981.
129. Mehrabian A. Educational and psychological measurement, 1969.
130. Melhom G., Melhorn H. G. Intelligenz: zur Erforschung und Ent-wicklung geistiger Fuhigkeiten. — Berlin, 1981.
131. Mental and Cultural Adaptation / Ed. Cronbach L. J., Drenth P. J. D., 1972.
132. Millman J., Glock M. Trends in measurement of general mental abilities // Rev. of educal. Res., V. 35. - 1965.
133. Mental tests and cultural adaptation / Eds. Cronbach L. J., Drenth P. J. D., 1972.
134. Mischel W. Personality and assessment. — N. Y., 1968.
135. Murray H. Thematic Apperception Test. Manual. — Cambridge, 1943.
136. Ogletree E. C, Ujlaki W. Effects of social class status on Tests of creative Behavior//J. of Educat. Research., V. 67. — 1973.
137. Response Set in Personality Assessment / Ed. Berg I. A. — Chicago, 1967.
138. Rorschach H. Psychodiagnostik. — Bern; Leipzig, 1921.
139. RosenzweigS. The Rosenzweig Picture — Frustration Study, Orlando, FL: Grune and Stralton. 1960.
140. SegallM. H., Campbell D. T. The influence of culture on visual perception. — Chicago, 1966
141. Serpell R. Culture's influence on behavior. — L., 1976.
142. Spearman Ch. The abilities of man. — L., 1927.
143. Steinberg R.J. The triarchic mind. A new theory of human intelligence. - N. Y., 1988.
144. Studies in individual differences / Ed. J.Jenkins, D.Patterson. — N.Y., 1961.
145. Super С. М., Harkness S. The developmental niche: a conceptualization at the interface of child and culrure / Ed. R. A. Pierce, M. A. Black. Life-span development: a diversity reader. — Kendall, 1993.
146. The biology of human intelligence / Ed. С J. Turner, H. B. Miles. — L, 1984.
147. The Journal of Educational Psychology, 1921. — № 12.
148. TSI Test struktury intelligence Rudolf Amthauer. — Bratislava, 1968.
149. Thurstone L. Primary mental abilities. — Chicago; London, 1969.
150. TylerL. E. Human Abilities // Ann. Rev. of Psychol., V. 23. - 1972.
151. Vernon Ph. E. Intelligence and cultural environment. — L., 1969.
152. Vernon Ph. E. The structure of human abilities. — L., 1971.
153. Wober M. Distinguishing, centricultural from cross-culturaltests and research // Percept and motor skills, V. 28.153. — 1969.