Итоговый тест по дисциплине
Задание №1
1 Что такое общение
а) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов;
б) процесс установления и развития контактов между людьми;
в) производство индивидами их общего;
г) все ответы верны;
д) верны ответы А и В;
е) верны ответы Б и В.
2. Опосредованным общением называют
а) прямое естественное общение, когда субъекты взаимодействия общаются посредством речи, паралингвистических и невербальных средств коммуникации;
б) общение, опосредствованное невербальной коммуникацией;
в) общение с использованием исключительно вербальных средств;
г) общение на очень близкой (до 1,5 метров) дистанции;
д) все ответы верны;
е) все ответы не верны.
3. Опосредствованное общение:
а) происходит в ситуациях, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием;
б) обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.);
в) характеризуется неполным психологическим контактом;
г) характеризуется затрудненной обратной связью;
д) все ответы верны;
е) все ответы не верны.
4. Общение – это полифункциональный процесс. В зависимости от критерия, выделяют различные функции. По какому критерию выделены следующие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния?
а) цель общения;
б) уровень общения;
в) количество участников общения;
г) социальная значимость общения;
д) полезность общения;
е) продолжительность общения.
5. Специфика межличностного информационного обмена определяется
а) наличием процесса психологической обратной связи;
б) возникновением коммуникативных барьеров;
в) многоуровневостью передачи информации;
г) влиянием пространственно-временного контекста на содержание информации;
д) верны ответы А и Б;
е) все ответы верны.
6. Коммуникативные барьеры непонимания возникают:
а) вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям;
б) в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения;
в) вследствие разного уровня развития и владения речью;
г) при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти;
д) верны только ответы Б и В;
е) все ответы верны.
7. К коммуникативным барьерам непонимания относятся:
а) фонетический;
б) семантический;
в) стилистический;
г) логический;
д) верны только ответы Б и Г;
е) все ответы верны.
8. Коммуникативные барьеры отношений возникают, если:
а) в процессе контакта возникают негативные чувства;
б) в процессе контакта возникают негативные эмоции;
в) взаимодействующие стороны испытывают симпатию друг у друга;
г) если участники общения являются носителями разных субкультур;
д) все ответы верны;
е) верны ответы А и Б.
9. К невербальным видам коммуникации относятся:
а) оптико-кинетическая система знаков;
б) паралингвистическая система знаков;
в) экстралингвистическая система знаков;
г) верны ответы Б и В;
д) верны ответы А и Б;
е) все ответы верны.
10. Психологическое заражение – это:
а) особый механизм социального восприятия;
б) особый механизм влияния;
в) специфическая форма социальной памяти;
г) один из феноменов группообразования;
д) механизм повышения групповой сплоченности;
е) процесс повышения эмоциональной напряженности в группе.
11. Термин «интерактивная сторона общения» обозначает:
а) совокупность феноменов, выражающих суть взаимодействия людей;
б) аспект коммуникативного процесса;
в) внутреннюю, психологическую структуру деятельности;
г) активность членов группы по поддержанию ее целостности;
д) верны ответы Б и В;
е) все ответы верны.
12. Согласно теории Т. Парсона, элементами структуры единичных действий, из которых складывается взаимодействие, являются:
а) деятель, «другой», нормы, ценности, ситуация;
б) потребность, мотив, цель, операции;
в) трансакционный стимул, реакция, ситуация;
г) вербальная информация, невербальная информация, контекст;
д) все ответы верны;
е) верны ответы В и Г.
13. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что:
а) личность формируется в общении и механизмом ее становления является интериоризация;
б) личность формируется во взаимодействии с другими личностями и механизмом этого процесса является установление соответствия действий личности тем представлениям о ней, которое складывается у окружающих;
в) личность формируется в процессе воспитания и важнейшим условием ее позитивного развития является базовое доверие;
г) важнейшим условием развития личности является безусловное и безоценочное принятие;
д) основным механизмом развития личности являются подражание и идентификация;
е) все ответы не верны.
14. Функциональная единица взаимодействия – акт, по мнению Мида, состоит из четырех фаз:
а) узнавание, приветствие, информационный контакт, выход из контакта;
б) фаза встречи, фаза узнавания, фаза уточнения ситуации, фаза действия, фаза завершения;
в) фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения;
г) фаза убеждения, фаза соглашения, фаза принятия решения, фаза действия;
д) потребность, оценка возможностей, поведение, выход из контакта;
е) мотивация, интеракция, оценка результатов, эмоциональный отклик.
15. Стратегия взаимодействия – это:
а) совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми;
б) типичная форма эмоционального реагирования на нестандартные ситуации общения;
в) совокупность когнитивных процессов, порождаемых ситуацией общения;
г) образ возможного поведения, существующий до ситуации общения;
д) совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, воспроизводимых индивидом независимо от ситуации;
е) стереотипная последовательность коммуникативных актов, характерная для человека.
16. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:
а) соперничество;
б) конкуренция;
в) компромисс;
г) приспособление;
д) верны ответы А и Б;
е) верны ответы Б и Г.
17. Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:
а) сотрудничество;
б) кооперация;
в) избегание;
г) компромисс;
д) альтруизм;
е) приспособление.
18. Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется:
а) компромисс;
б) сотрудничество;
в) альтруизм;
г) адаптация;
д) совместимость;
е) избегание.
19. Отсутствие стремления как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого называется:
а) конкуренция;
б) избегание;
в) кооперация;
г) сотрудничество;
д) справедливость;
е) приспособление.
20. Открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия называется:
а) инцидент;
б) противоречие;
в) конфликтная ситуация;
г) конфликт;
д) конфликтные действия;
е) исходы конфликта.
21. Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:
а) повышает психологическую напряженность;
б) снижает эффективность совместной деятельности;
в) обнаруживает существующие противоречия;
г) изменяет условия и обстоятельства общения;
д) верны ответы А и В;
е) верны ответы В и Г.
22. Межличностные конфликты представляют собой :
а) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов;
б) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;
в) ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;
г) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;
д) ситуацию, ведущим компонентом которой являются ее рациональные оценки участниками;
е) отражение социально-экономических проблем общества.
23. В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает:
а) солидарность, снятие напряжения, согласие;
б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;
в) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;
г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма;
д) верны ответы Б и Г;
е) верны ответы А и В.
24. Под социальной перцепцией понимается:
а) социальная детерминация перцептивных процессов;
б) процесс восприятия «социальных объектов» (индивиды, социальные группы, большие социальные общности);
в) восприятие в процессе межличностного взаимодействия;
г) культурно-историческая обусловленность восприятия социальных процессов и объектов;
д) зависимость восприятия от внутригрупповых отношений;
е) все ответы верны.
25. Регулятивная роль впечатлений, возникающих у индивидов, вовлеченных в межличностное общение, связана с тем, что:
а) познавая в общении другого, формируется и сам познающий индивид;
б) точность понимания другого человека обусловливает эффективность совместной с ним деятельности;
в) эти впечатления носят исключительно субъективный характер;
г) эти впечатления отражают актуальное состояние мотивационно-потребностной сферы общающихся индивидов;
д) верны ответы А и Б;
е) верны ответы В и Г.
26. В процессе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:
а) эмоциональная оценка другого;
б) интерпретация его поведения и попытка понять причины его поведения;
в) построение стратегии воздействия на собеседника;
г) построение собственной стратегии поведения;
д) верны ответы А и Б;
е) все ответы верны.
27. Идентификация:
а) является одним из способов понимания другого человека;
б) выражается в уподоблении себя другому человеку;
в) является одним из механизмов усвоения опыта;
г) как понятие наиболее глубоко разработано в психоанализе;
д) верны ответы Б и В;
е) все ответы верны.
28. Генетически более ранней потребностью человека является потребность в…
а) уважении;
б) любви;
в) внимании;
г) общении;
д) безопасности.
29. Ведущей деятельностью ребенка в младенческом возрасте является…
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) непосредственно-эмоциональное общение с материю;
в) игровая деятельность;
г) опосредствованное общение с матерью;
д) учебная деятельность.
30. Система знаков, служащих средством человеческого общения, мышления и выражения - …
а) язык;
б) речь;
в) коммуникация;
г) жесты;
д) мимика.
31. Процесс непосредственного или опосредствованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность - …
а) общение;
б) диалог;
в) взаимодействие;
г) привязанность;
д) влияние.
32. Процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности - …
а) взаимодействие;
б) диалог;
в) общение;
г) сопереживание;
д) контакт.
33. Общение включает в себя - …
а) обмен информацией между субъектами деятельность;
б) выработку совместной стратегии деятельности;
в) восприятие и понимание людьми друг друга;
г) выработка решения, которое устраивало бы все стороны;
д) рефлексия действий и результата.
34. Отношения, строящиеся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людей друг друга - …
а) социальные;
б) рабочие;
в) межличностные;
г) публичные;
д) интимные.
35. Сближение субъектов во времени и в пространстве, мера близости в отношениях - …
а) взаимодействие;
б) общение;
в) сопереживание;
г) контакт;
д) дистанция.
36. Процесс отражения внешних признаков другого человека, соотнесение их с личностными свойствами и осуществление на этой основе понимание его внутреннего мира и поведения - …
а) общение;
б) взаимодействие;
в) контакт;
г) социальная перцепция;
д) рефлексия.
37. Способ общения человека с другими людьми - …
а) содержание общения;
б) стиль общения;
в) вид общения;
г) средства общения;
д) цели общения.
38. Вокруг чего или по поводу чего разворачивается общение – это…
а) мотивы общения;
б) цели общения;
в) форма общения;
г) содержание общения;
д) стиль общения.
39. К. Левин и его последователи выделили следующие стили лидерства:
а) авторитарный;
б) снисходительный;
в) демократический;
г) попустительский;
д) индивидуалистический.
40. Единицей общения в теории Э. Берна является:
а) акция;
б) реакция;
в) трансакция;
г) коммуникация;
д) акт общения.
41. По Э. Берну, если человек исходит из принципа «здесь и сейчас», реагирует на то, что происходит вокруг него, используя свой потенциал зрелой личности, ориентируясь в своей деятельности и поведении на принцип реальности, он проявляет свое Эго-состояние - …
а) Ребенка;
б) Взрослого;
в) Родителя;
г) Учителя;
д) Реалиста.
42. Вид общения, при котором отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используется формальный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику - …
а) примитивное общение;
б) формально-ролевое общение;
в) «контакт масок»;
г) духовное общение;
д) светское общение.
43. Вид общения, при котором другого человека оценивают как нужный или мешающий объект: если нужен, — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого - …
а) формально-ролевое общение;
б) «контакт масок»;
в) духовное общение;
г) примитивное общение;
д) светское общение.
44. Вид общения, при котором регламентированы содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
а) примитивное общение;
б) формально-ролевое общение;
в) «контакт масок»;
г) духовное общение;
д) светское общение.
45. Вид общения, при котором учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
а) светское общение;
б) формально-ролевое общение;
в) деловое общение;
г) духовное общение;
д) манипулятивное общение.
46. Вид общения друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов (друг поймет вас ипо выражению лица, движениям, интонации).
а) примитивное общение;
б) формально-ролевое общение;
в) «контакт масок»;
г) духовное общение;
д) светское общение.
47. Вид общения, направленный на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
а) примитивное общение;
б) формально-ролевое общение;
в) «контакт масок»;
г) манипулятивное общение;
д) светское общение.
48. Вид общения, проявляющийся в беспредметности, когда люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
а) примитивное общение;
б) формально-ролевое общение;
в) «контакт масок»;
г) духовное общение;
д) светское общение.
49. Синонимом духовного общения является - …
а) светское общение;
б) межличностное общение;
в) близкое общение;
г) интимное общение;
д) речевое общение.
50. Фактор, мешающий правильно воспринимать людей и заключающийся в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств.
а) эффект проецирования;
б) наличие стереотипа;
в) наличие установки;
г) наличие предрассудков;
д) эффект «ореола».
51. Фактор, мешающий правильно воспринимать людей и заключающийся в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.
а) эффект проецирования;
б) наличие стереотипа;
в) эффект «первичности»;
г) наличие предрассудков;
д) эффект «ореола».
52. Фактор, мешающий правильно воспринимать людей и заключающийся в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку.
а) эффект проецирования;
б) наличие стереотипа;
в) эффект «первичности»;
г) наличие предрассудков;
д) эффект «ореола».
53. Привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых человек располагает скудной информацией - …
а) стереотипы;
б) предубеждения;
в) установки;
г) привычки;
д) драйвы.
54. Эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков - …
а) стереотип;
б) предубеждение;
в) установка;
г) эмоциональность;
д) субъективность.
55. Неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации - …
а) эмоциональность;
б) стереотип;
в) предубеждение;
г) установка;
д) неуравновешенность.
56. В структуру речевого общения составляю следующие компоненты - …
а) значение и смысл слов, фраз;
б) речевые звуковые явления;
в) выразительные качества голоса;
г) мимика;
д) пантомимика
57. Невербальные средства общения изучают следующие науки:
а) кинестика;
б) семиотика;
в) такесика;
г) проксемика;
д) лингвистика;
58. Наука, изучающая внешние проявления человеческих чувств и эмоций - …
а) кинестика;
б) семиотика;
в) такесика;
г) проксемика;
д) лингвистика;
59. Наука, изучающая прикосновения в ситуации общения - …
а) кинестика;
б) семиотика;
в) такесика;
г) проксемика;
д) лингвистика;
60. Наука, изучающая расположение людей в пространстве при общении
а) кинестика;
б) семиотика;
в) такесика;
г) проксемика;
д) лингвистика;
61. Наука, выявляющая закономерности становления, развития и функционирования языка - …
а) семиотика;
б) семантика;
в) лингвистика;
г) психолингвистика;
д) семиология.
62. Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию - …
а) коммуникация;
б) общение;
в) взаимодействие;
г) контакт;
д) интеракция.
63. По К. Роджерсу, способность понимать внутренний мир другого человека как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто» - …
а) понимание;
б) переживание;
в) контакт;
г) эмпатия;
д) забота.
64. В зависимости от контингента участников выделяют следующие виды общения - …
а) непосредственное, опосредствованное;
б) на производстве, общение с ближними и дальними родственниками, общение с друзьями;
в) кратковременное, длительное;
г) межличностное, лично-групповое, межгрупповое;
д) несколько минут, от получаса до двух часов, свыше двух часов;
65. В зависимости от степени опосредствованности выделяют следующие виды общения - …
а) непосредственное, опосредствованное;
б) на производстве, общение с ближними и дальними родственниками, общение с друзьями, общение с незнакомыми людьми;
в) кратковременное, длительное;
г) межличностное, лично-групповое, межгрупповое;
д) несколько минут, от получаса до двух часов, свыше двух часов;
66. В зависимости от продолжительности выделяют следующие виды общения - …
а) непосредственное, опосредствованное;
б) на производстве, общение с ближними и дальними родственниками, общение с друзьями;
в) кратковременное, длительное;
г) межличностное, лично-групповое, межгрупповое;
д) несколько минут, от получаса до двух часов, свыше двух часов;
67. В общении, по мнению Г.М. Андреевой, можно выделить такие взаимосвязанные стороны как - …
а) коммуникативную;
б) перцептивную;
в) интимную;
г) публичную;
д) интерактивную.
68. Основными функциями общения по Б.Ф. Ломову являются - …
а) информационно-коммуникативную;
б) регуляционно-коммуникативную;
в) перцептивная;
г) интерактивная;
д) аффективно-коммуникативную.
69. Б.Ф. Ломова предложил три уровня анализа общения - …
а) мезауровень;
б) макроуровень;
в) экзоуровень;
г) эндоуровень;
д) микроуровень.
71. По мнению Б.Ф. Ломова, общение человека на _____________ сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).
а) мезауровень;
б) макроуровень;
в) экзоуровень;
г) эндоуровень;
д) микроуровень.
72. По мнению Б.Ф. Ломова, общение человека на _____________ представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);
а) мезауровень;
б) макроуровень;
в) экзоуровень;
г) эндоуровень;
д) микроуровень.
73. По мнению Б.Ф. Ломова, общение человека на _____________ рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);
а) мезауровень;
б) макроуровень;
в) экзоуровень;
г) эндоуровень;
д) микроуровень.
74. _________________ рассматривал структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательного и формального, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.
а) Б.Д. Парыгин;
б) Г.М. Андреева;
в) А.А. Бодалев;
г) Б.Ф. Ломов.
75. А.А. Бодалев в структуре общения выделяет - …
а) коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты;
б) гностический, аффективный и практический компоненты;
в) внешние и внутренние компоненты;
г) личностный и инструментальный компоненты;
д) нет правильного ответа.
76. К основным подходам к проблеме структуры общения не относят - …
а) выделение уровней анализа этого явления;
б) анализ структурно-динамических проявлений общения;
в) анализ структурных элементов общения;
г) выделение перечня основных функций общения.
77. К барьерам непонимания людьми друг друга относят - …
а) фонетическое непонимание;
б) семантические барьеры;
в) стилистические барьеры;
г) логический барьер;
д) все варианты верны.
78. К визуальным средствам общения относят - …
а) кинесика;
б) такесика;
в) кожные реакции;
г) поза;
д) интонация;
е) контакт глаз.
79. К акустическим средствам общения относят - …
а) паралингвистические;
б) экстралингвистические;
в) такесика;
г) кинесика;
д) направление взгляда.
80. К тактильно-кинестезическим средствам общения относят - …
а) кожные реакции;
б) физические воздействия;
в) такесика;
г) дистанция;
д) телосложение.
81. К ольфакторным средствам общения относят - …
а) приятные и неприятные запахи окружающей среды;
б) кинесика;
в) паралингвистические;
г) экстралингвистические;
д) кожные реакции.
Задание №2
Задачи