Аутосоциометрические методы изучения взаимоотношений
Важно подчеркнуть, что исследования межличностных отношений в нашей стране характеризуются особым вниманием именно к их личностной, содержательной стороне. В нашей психологии разработаны специальные экспериментальные приемы для изучения осознания и переживания субъектом своих взаимоотношений с другими членами группы, представлений личности о системе внутригрупповых отношений в целом, мотивации этих отношений и др.
Изучение осознания и переживания межличностных отношений
В контексте исследований социально-психологической рефлексии и перцепции соответствующие методы направлены на выявление адекватности представлений испытуемого о своих взаимоотношениях со сверстниками. Чаще всего специальная экспериментальная процедура монтируется с традиционным социометрическим опросом. В этом случае после реагирования на коммуникативный критерий, в процессе которого выбирается партнер по деятельности, испытуемому предлагается так называемый гностический критерий: вопрос, направленный на выявление представления испытуемого о себе как объекте выбора со стороны других членов группы. Любой коммуникативный критерий имеет свою "гностическую пару". Например, при использовании выбора соседа по парте спрашивают: "Кто, по-твоему, выберет тебя, чтобы сидеть вместе?".
В данных случаях можно говорить о комбинации теста выбора с тестом социальной перцепции.
Для изучения осознания и переживания человеком своих взаимоотношений с другими членами группы мы первоначально использовали соответствующую модификацию "выбора в действии", а затем разработали экспериментальные процедуры, получившие название аутосоциометрии.
При использовании варианта "выбора в действии", который может быть определен как "тест действия и социальной перцепции", испытуемые после выполнения экспериментального действия (распределение картинок, поздравительных открыток и т.д.) отвечают на "рефлексивный" вопрос: "Как ты думаешь, кто тебе положит или уже положил открытку?"
Аутосоциометрические методы
Под аутосоциометрическими будем понимать такие методы изучения взаимоотношений и их осознания, при которых испытуемые сами "измеряют" взаимоотношения сверстников друг к другу и к себе лично. В соответствующем опыте испытуемые производят прямое или косвенное ранжирование всех сверстников по их положению в системе личных взаимоотношений; прямо или косвенно выражают свое представление об их отношениях друг к другу; прямо или косвенно определяют свое положение в системе личных отношений: выражают свое отношение к сверстникам; выявляют свое представление об их отношении к себе.
Аутосоциограмма
По названию аутосоциограмма совпадает с диагностическими и терапевтическими приемами, описанными Лутцем Рёсснером (471), но, по существу, они, как это станет ясно в дальнейшем, совершенно различны.
Опишем основной вариант, который в незначительных модификациях применяется нами в средних и старших классах школы и студенческих группах. Во время подготовки к опыту, кроме соблюдения обязательных для всех социометрических экспериментов правил (установление доброжелательных отношений с испытуемыми, завоевание их доверия, обеспечение серьезного и положительного отношения к опыту и т.д.), необходимо в общих чертах ознакомить испытуемых с социометрической проблематикой и социограммной символикой. Далее каждому испытуемому дается бланк, на котором напечатана инструкция, список класса (группы), незаполненная круговая социограмма — модификация М. Нортуэй (467), подробно описанная нами (153), и соответствующие условные обозначения. При этом в устной инструкции необходимо дать рациональное обоснование опыта и повторить то, что напечатано на бланке. Следует подчеркнуть, например, практическую значимость предстоящей работы: результаты опыта помогут классному руководителю правильно распределить учеников по бригадам на производственной практике, расселить по комнатам в лагере или общежитии, рекомендовать их на различные общественные посты, объединить для выполнения отдельных заданий.
В другом случае можно представить эксперимент как своего рода интеллектуальную игру-задачу на социально-психологическую наблюдательность. Здесь приводится, к
примеру, такой аргумент: "Где бы Вам ни пришлось работать или учиться, всегда необходимо вступать в определенные отношения с товарищами по бригаде или студенческой группе. Чтобы эти отношения были для Вас благоприятными, каждому необходимо научиться их правильно оценивать, научиться понимать и свое отношение к товарищам, и отношение товарищей друг к другу и лично к Вам. Задание, которое Вам предстоит выполнить, показывает, насколько правильно умеете Вы разбираться во взаимоотношениях со сверстниками, и тренирует эту способность. После обработки результатов, а о них никто, кроме меня, не узнает, я побеседую с каждым из Вас в отдельности". Исходя из конкретной ситуации, экспериментатор может выдвинуть и другие доводы в пользу проведения опыта.
Далее излагается основная инструкция: "Расположите всех своих одноклассников (товарищей по группе) согласно положению, которое они, с Вашей точки зрения, занимают. При этом не опасайтесь ошибки. Речь идет именно о Вашем мнении, а оно, конечно, может быть субъективным.
Номера товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, поместите в центральный круг чертежа; тех, кому симпатизируют многие, во второе кольцо, тех, кому симпатизируют только некоторые, в третье, а номера тех, кто не пользуется симпатиями, в четвертое кольцо.
Не забудьте поставить и свой номер в соответствующую точку чертежа. После этого соедините № сверстников, взаимоотношения которых Вы знаете, соответствующими линиями: прямая линия, соединяющая номера, означает, что люди взаимно симпатизируют друг другу; линия со стрелкой — симпатию без взаимности; штриховая линия — взаимную антипатию; штриховая со стрелкой — антипатию без взаимности.
Не забудьте обозначить свое отношение к одноклассникам (товарищам по группе) и их отношение к Вам".
В случае необходимости можно после выполнения данной инструкции предложить испытуемым на обратной стороне бланка ответить на вопрос обычного социометрического критерия.
Вариант для младших школьников.Здесь опыт проводится индивидуально. После устного инструктирования испытуемому дается набор фотоснимков всех одноклассников и увеличенный чертеж - социограмма. Для наглядности можно центральный круг, символизирующий наилучшее положение, сделать красного цвета, второе кольцо — зеленого, третье — желтого, четвертое — серого. На этом "поле" испытуемый размещает сверстников согласно своему представлению об их положении.
Вариант для дошкольников.Как и в вышеописанном случае, следует подготовить фотографии всех детей изучаемой группы. Вместо социограммы необходимо подготовить рисунки или макеты четырех строений, ранжированных по своей привлекательности. Перед опытом важно убедиться, что это ранжирование воспринимается детьми адекватно. Например, берутся макеты (или рисунки) сказочного Дворца, современного городского Дома, бревенчатой Избы и Избушки на куриных ножках, или макеты явно неравноценных по окраске и другим деталям внешнего вида игровых площадок. Далее испытуемому предлагается инструкция: "Перед тобой Дворец, Дом, Изба и Избушка на куриных ножках, а вот фотографии всех детей нашей группы. Положи фотокарточки тех детей, которых, как тебе кажется, любят очень многие ребята, во Дворец, тех, кого любят немного меньше, — в Дом; тех, кого любят еще меньше, — в Избу, а тех, кого, как тебе кажется, никто не любит, — в Избушку на куриных ножках. Не забудь и свою фотокарточку положить в одно из этих строений".