Лекция 1. Общая характеристика психологии как науки
Краткое содержание лекции.Общее представление об объекте и предмете психологии. Проблема определения предмета психологии. Психология как учение о душе. Предпосылки зарождения научной психологии.
Общее представление об объекте и предмете психологии. Объект и предмет научного познания. Объект науки – носители тех явлений или процессов, которые исследует данная наука. Предмет– категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Объект многогранен и неисчерпаем для познания. Предмет – это аспект объекта, на который непосредственно направлено научное исследование.
Определение предмета любой науки имеет не только методологическое, но и прикладное (практическое) значение. От того, как формулируется предмет науки, зависит то, каким образом он исследуется, как интерпретируются результаты исследований и как они используются на практике. Любая наука на деле существует лишь тогда, когда вычленяет свой специфический предмет, отличая его от более широкого понятия объекта.
Проблема определения предмета психологии. Дословный перевод слова «психология» - разумное слово о душе, или учение о психике.
Тот, кто знает греческую мифологию, тот вспомнит о том, что Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую девушку Психею. Однако, Афродита была недовольна, что ее сын, небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной. Афродита прилагала всяческие усилия, чтобы разлучить влюбленных. Она заставляла Психею пройти целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богов и богинь, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту удалось убедить бога Зевса превратить психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки. Для греков этот миф стал проявлением бессмертия души, а Психея, ставшая Бессмертной, стала олицетворять самое возвышенное и прекрасное начало в человеке – его духовную красоту.
Появление научной психологии, обладающей собственным предметом, произойдет в конце XIX века. Этому будет предшествовать длительный период развития психологических знаний в рамках философии от античности до философии Нового Времени, с одной стороны, и развитие естественных наук, с другой стороны.
Психология как учение о душе. Итак, психология зародилась в недрах античной философии и первые представления о ее предмете были связаны с понятием «душа». Что такое «душа»? Зададим этот вопрос античным философам.
Пифагор (571- 495 гг. до н.э.) впервые пришел к представлению о том, что душа не может умирать вместе с телом, что она должна развиваться по своим законам, соответственно своей цели.
Гераклит (535-475 гг. до н.э.), проводя сравнение между душой и огнем (первоосновой мира), измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Гераклит не только сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, то душа материальна, она состоит из атомов огня, шарообразных, легких, очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами непосредственно «истекающими» от предметов.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) развил более сложное представление о душе. Его «Трактат о душе» – первое психологическое сочинение. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то время он рассматривал душу в единстве с живым телом. «Если бы глаз был живым существом, писал Аристотель, то его душой было бы зрение».
Душа – незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.
Платон (428-348 гг. до н.э.) связывал представление о душе с познанием. Первоначально существует мир идей: идей красоты, справедливости, сущности предметов. Истинное познание – есть постепенное проникновение в мир идей. Но, для того, чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела.
Учение о душе развивалось в постоянной борьбе материалистического и идеалистического способов объяснений. Позитивность материалистического способа объяснения сущности и функции души заключались в том, что все психические функции древние мыслители пытались объяснить естественным путем: по Демокриту, например, мир – это движущаяся материя, все живое и неживое состоит из атомов. Однако, материалисты не могли объяснить различия между разными уровнями психических процессов. Идеалисты, напротив, подчеркивали качественную разницу между «низшими» и «высшими» проявлениями жизнедеятельности человека, объясняя разум и волю человека божественным происхождением. Материалисты пытались объяснить психическую жизнь исходя из естественных причин, но при этом впадали в упрощение, а какие-то реалии вообще невозможно было объяснить в парадигме античного материализма, как это верно подмечали сторонники идеалистических учений. Сами же идеалисты, рассматривая эту несводимую к механическим взаимодействиям реальность, например, активность и моральность человеческого поведения, никак ее не объясняли.
Учения античных философов о душе стали основой развития психологических идей в дальнейшие времена. Постепенно понятие о душе стало применяться не ко всем проявлениям жизни, включая растительные, чисто биологические процессы, а только к тому уровню, который сейчас называют психическим. Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании. Человек способен не только воспринимать окружающую действительность, размышлять, но и замечать, что данные мысли принадлежат только ему, он может не только действовать, но и знать, что эти действия исходят только от него.
Понятие о сознании было использовано идеалистической философией. Философы Плотин (204 - 270 гг. н.э.) и Августин (354 – 430 гг. н.э.) считали, что знание является заложенным в душе, которая обладает способностью оборачиваться на себя, постигая собственную деятельность и ее незримые продукты. Это знание души о себе самой есть внутренний опыт, принципиально отличный от того опыта, который дают человеку внешние органы чувств. В дальнейшем эта точка зрения получила название «интроспекционизм» (от лат. introspectare – смотреть внутрь). Познание души для теолога Августина означало познание Бога – занятие не для каждого человека, а лишь для просветлённого, приближённого к Богу.
Представления о душе и ее функциях в античные времена сменились в эпоху Средневековья почти полным господством христианской философии и идеологии, и все сохранившиеся психологические идеи приобрели религиозную окраску.
Предпосылки зарождения научной психологии.У истоков новой научной психологии стояли два ученых – французский философ Рене Декарт (1596-1650) и английский философ Джон Локк (1632-1704).
В XVII веке произошло разделение между естественными и философскими науками. Это связано с открытием научных методов и возможностью изучать факты путем наблюдения и эксперимента.
Под влиянием бурного развития естественных наук, в частности, механики, французский философ Рене Декарт разработал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Р. Декарт ввел понятие рефлекса и тем самым пытался объяснять, как возникают простейшие поведенческие акты. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснять это.
Однако, за сложные действия человека, по мнению Декарта, отвечает душа. Декарт не отрицал наличия у человека разумной души, помогающей ему управлять своими страстями, думать, чувствовать, желать. Человек, в отличие от животных, обладает сознанием, мышлением. Сознание он рассматривал как замкнутое в себе и доступное лишь для самонаблюдения явление.
Декарт рассуждал, что с детства человек впитывает в себя многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Чтобы пытаться найти истину, человек может подвергнуть сомнению показания своих органов чувств, логических суждений и даже математических доказательств. Но при этом останется «наше сомнение – первый признак того, что мы мыслим». И дальше следует знаменитая декартовская фраза: «Мыслю – значит, существую» (cogito ergo sum) [12, с. 428]. Что такое «мыслю?» - задает себе вопрос Декарт. И отвечает, что под мышлением понимается «все то, что происходит в нас, что мы воспринимаем непосредственно само собою». И поэтому мыслить – значит не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать» [12, с. 429].
Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача науки состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержание сознания. Проблема заключается в методе изучения сознания.
Джон Локк считал, что существует два источника всех наших знаний: первый источник – объекты внешнего мира, второй источник - деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления. Деятельность ума, к которой Локк относил сомнения, мышление, веру, рассуждения, желания познается с помощью особого, внутреннего чувства – рефлексии. Рефлексия – по Локку - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» [32, с. 129]. Это направленность внимания человека на деятельность собственной души.
Именно изучение сознания заинтересовало психологов – исследователей. К этому времени психология отделяется от философии, пытаясь заменить изучение души изучением сознания.
Однако, для того чтобы переход психологии от более или менее обоснованных знаний и воззрений к науке действительно осуществился, необходимо было еще соответствующее развитие научных областей, на которые психология должна опираться, и выработка соответствующих методов исследования. Опираясь на целый ряд важнейших открытий в области физиологии нервной системы, физиологи создали целый ряд капитальных трудов, посвященных общим закономерностям чувствительности и органов чувств (работы И. Мюллера и Э. Г. Вебера, работы Г. Гельмгольца и др.)
Особенное значение для развития экспериментальной психологии приобрели исследования Э. Г. Вебера, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением. Эти работы были продолжены, обобщены и подвергнуты математической обработке Г.Т. Фехнером. Эти исследователи заложили основы новой специальной области экспериментального психофизического исследования. Результаты всех этих исследований объединил, отчасти дальше развил и систематизировал в психологическом плане в своих «Основах физиологической психологии» немецкий психолог, физиолог Вильгельм Вундт,основатель экспериментальной психологии.
В 1879 г. он организует в Лейпциге лабораторию экспериментальной психологии, в конце 80-х гг. преобразованную в Институт экспериментальной психологии. Первые экспериментальные работы Вундта и многочисленных учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций, выразительным движениям и т. д. Эти работы относились к тому, что сам Вундт называл физиологической психологией.
Эксперимент, проникновение которого в психологию началось с элементарных процессов, лежащих как бы в пограничной между физиологией и психологией области, стал шаг за шагом внедряться в изучение центральных психологических проблем. Лаборатории экспериментальной психологии стали создаваться во всех странах мира. Экспериментальная работа стала быстро шириться и углубляться. Психология превратилась в самостоятельную, в значительной мере экспериментальную науку, которая все более строгими методами начала устанавливать новые факты и вскрывать новые закономерности.
Именно введение экспериментального метода в психологию сыграло решающую роль в оформлении психологии как самостоятельной науки.
Психология является уникальной сферой науки, соединяющей в себе принципы гуманитарных и естественных наук. Гуманитарные науки проводят свои исследования обычно на основе не экспериментов, а особым образом организованной логики анализа текстов, документов, художественных произведений или иных свидетельств о жизни и деятельности людей. Проблема организации прямых экспериментов с людьми является сложной и с этической, и с правовой точки зрения. Однако психология, в своем развитии последних столетий, стремится следовать принципам организации экспериментальных наук, таких как физика, химия, биология. Это вводит психологию в круг сложных проблем организации исследований и экспериментов с людьми.
Особое положение психологии на стыке гуманитарных и естественных наук делает ее уникальной и в логике организации экспериментов, и в методологии теоретического мышления. Имея дело, с одной стороны, с такой экспериментально ненаблюдаемой реальностью как психика, а с другой стороны, с такой реальностью как личность человека, которую сложно включить в эксперимент в качестве объекта, психологи должны, тем не менее, уметь строить научные исследования с учетом принципов экспериментальных наук.
Наряду с развитием экспериментальной психологии получает развитие прикладная психология, которая подходит к разрешению различных вопросов жизни, опираясь на результаты научного, в частности экспериментального исследования. Психология находит себе обширное применение в области воспитания и обучения, в медицинской практике, в судебном деле, хозяйственной жизни, военном деле, искусстве.