Наследственность, среда, психика: общее и индивидуальное в психике

Генотип — это врожденные генетически предопределенные особенности организма, но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабли­вается, то формируются приобретенные качества, своеобразно развиваются и проявляются и генетически предопределенные свойства организма, в результате формируется «фенотип». Ана­лизируя реального человека или животного мы прежде всего можем определить его «фенотип», а «генотип» как бы скрыт, порой замаскирован, внешне искажен в зависимости от усло­вий жизни.

Человек появился на Земле в результате длительного про­цесса историко-эволюционного развития и тесно связан свои­ми корнями с животным миром. Организм человека имеет много признаков, общих с млекопитающими: в том числе по­звоночник, 7 шейных позвонков, две пары конечностей рычаж­ного типа, замкнутую кровеносную систему, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоян­ную температуру тела, легочное дыхание, хорошо развитые нервную систему и органы чувств. Наиболее велико сходство человека с приматами. По критериям зоологической система­тики вид «человека разумного» (хомо сапиенс) относится к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, в который он входит в составе особого се­мейства гоминид. Высшее положение в отряде приматов за­нимает семейство гоминид, в которое объединяются человек и человекообразные обезьяны. Среди крупных современных че­ловекообразных обезьян выделяют семейство понгид, в кото­рое входят 3рода: азиатские орангутаны, африканские понгиды — это род шимпанзе ирод горилл. Именно с африканскими шимпанзе человек обнаруживает наибольшую степень близос­ти по анатомическим, генетическим, биохимическим и про­чим параметрам (99% генов человека и шимпанзе одинаковы).

Homo sapiens — «человек разумный», объем мозга кото­рого достиг 1200—1700 см3, известный в антропологии под названием «кроманьонец» (останки его найдены в 1868 г. в Кроманьоне, Франция), появился около 40 тыс. лет до н. э. Археологические раскопки показывают, что кроманьонцы мог­ли создавать до 150 типов каменных орудий, в том числе ка­менные ножи; имели прочные жилища — полуземлянки; за­нимались охотой, рыболовством. У них существовало разде­ление труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждого индивида. Складываются отдельные роды, появляют­ся первичные формы религии: тотемизм — поклонение тоте­му — (животное, растение, явление природы), от которого про­изошел данный род. Появляется магия — ритуалы, обряды для воздействия на сверхъестественные силы, духи предков (ша­маны, колдуны). Складывается система табу-запретов (запрет на кровосмесительство, каннибализм), система обрядов ини­циации; система поклонения предкам, животным. Происходит зарождение искусств.

С тех древних пор человек биологически, генетически и физиологически практически не изменился, но происходило бурное развитие психологических возможностей человека, его культуры, общественных форм жизни, среды обитания.

Взаимодействие наследственности, врожденности, пренатальной среды и личного опыта происходит сложным обра­зом, обуславливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает очень широкие границы развития пове­дения, и внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней сре­ды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности, а с другой стороны, один и тот же наслед­ственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды. Но если есть генетические наруше­ния, неполнота генов или химическая разбалансировка, то орга­низм может иметь физические аномалии или серьезную ум­ственную отсталость.

Человек — биосоциальное существо, обладающее членораз­дельной речью, сознанием, высшими психическими функция­ми (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процес­се общественного труда. Эти специфические человеческие спо­собности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследствен­ности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвое­ния ими культуры, созданной предшествующими поколения­ми. Существуют достоверные факты, которые свидетельству­ют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикаль­ной походки. Никакой личный опыт человека не может приве­сти к тому, что у него самостоятельно сформируется логичес­кое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каж­дого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколе­ниями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические челове­ческие способности, которые уже сформировались у человече­ства. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людь­ми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельнос­ти, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекра­тился бы, история человечества была бы прервана. Машины,

книги и прочая культура продолжала бы физически существо­вать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются про­дуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обществен­но выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сло­жившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной пе­редачи новым поколениям человеческой культуры. Без обще­ства, без усвоения общественно-исторического опыта челове­чества стать человеком, приобрести специфические человечес­кие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой сторо­ны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологичес­кому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспи­тания, образования достичь высших человеческих качеств.

Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние дру­зей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т. п.), на которые реагирует индивид в течение всей жизни и которые влияют на психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т. п. Влияния среды начинают действовать еще до рождения (недостаток пи­тания, кислорода, стрессы и заболевания беременной женщи­ны, физические и химические условия пренатальной внутриут­робной среды могут иметь глубокие и необратимые последствия как для физического, так и для умственного развития ребенка). Особенности, имеющиеся при рождении, называют врожден­ными, хотя они могут быть не наследственными, а приобре­тенными во время внутриутробного развития организма. Мо­гут в течение жизни возникать органические повреждения мозга вследствие заболеваний или травм, которые могут привести к умственной неполноценности. Различный личный опыт, накап­ливаемый людьми, приводит к различиям умений, знаний, убеждений, личностных особенностей. Дети, имеющие полно- ценный здоровый мозг, но воспитанные в ограниченной среде приютов для младенцев, могут проявлять сильную умствен­ную отсталость, которая усиливается у старших детей. Споры о том, какой из факторов — наследственность или среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и перенес­лись в экспериментальную сферу. Так, английский психолог Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% влиянием наследственности. Близнецы одного пола имеют практически одинаковую наследственность, и ко­эффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0,9, просто братья и сестры — дети одних родителей, генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности и по­этому коэффициент корреляции их интеллекта уже 0,5. Но близ­нецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут уже различными людьми, например: один из близнецов стал преступником, а другой — прекрасным юристом. Таким обра­зом, взаимодействия наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека.

Американский психолог Вулвилл предложил 4модели вли­яния внешней среды и опыта на развитие поведения: первая модель — «больничная койка» — ребенок в первые месяцы жиз­ни находится под влиянием среды как беспомощный пациент; вторая модель — «луна-парк-» — ребенок выбирает те развлече­ния, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя; третья модель — «соревнование пловцов» — человек осуществляет свой путь по определенной «плавательной» дорожке фактически независимо от внешних стимулов (среда выступает как поддерживающий контекст для поведения человека); четвертая модель — «теннисный матч» — осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и человеком, подобно тому, как теннисист приспосабли­вается к действиям своего противника и в то же время влияет на поведение другого игрока способом отражения.

ВОПРОС 10

Наши рекомендации