Компьютерная психодиагностика. стическая оценка перспективы, интрапунитивность, характерные для лиц с изолированным
стическая оценка перспективы, интрапунитивность, характерные для лиц с изолированным пиком профиля на второй шкале сочетаются с постоянной внутренней напряженностью, тревогой и страхами, что отражается в подъеме профиля по седьмой шкале.
Другим примером может служить сочетание пиков на девятой и шестой шкалах методики ММР1. Это сочетание отражает увеличение эффективности деятельности лиц с таким типом профиля по сравнению с лицами, профиль которых характеризуется «чистым» подъемом на девятой шкале, за счет большей последовательности и целенаправленности поведения, которое в этом случае организуется вокруг определенной концепции.
Подсовместимьширазнонаправленнымишкаламипошмжтсятакая зависимость, при которой подъем по одной шкале и понижение подругой предполагает достаточно гармоничное описание, не вызывающее сопротивления в плане наличия конфликтов или противоречий. Примером может служить одновременный подъем второй шкалы и спад девятой шкалы методики ММР1. Оба показателя профиля отражают снижение активности и фона настроения, пессимизм и интропунитивность. При использовании опросника УСК высокий уровень интернальности в области неудач часто сочетается с низким уровнем интернальности в области достижений, и наоборот, низкий уровень интернальности в области неудач сочетается с высоким уровнем интернальности в области достижений. Первый вариант сочетания шкальных оценок отражает неуверенность в себе и пассивность, второй - уверенность и целеустремленность.
Стратегию построения компьютерной интерпретации для многомерных методик с однонаправленными и разнонаправленными шкалами можно назвать стратегией «склейки текста с учетом сочетаний шкал». Под этим понимается тот факт, что при создании компьютерной интерпретации на каждое сочетание однонаправленных или разнонаправленных шкал психолог формулирует отдельное заключение.
В качестве примера приведем фрагмент базы знаний системы УСК, осу-«Следует отметить, что выявленное в исследовании сочетание высокой
Приведенный фрагмент иллюстрирует тот факт, что, несмотря на противоположные значения разнонаправленных шкал (одно высокое, другое низкое), касающихся хоть и в разных сферах, но одного и того
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
же понятия «интернальность», психолог на основании своего опыта смог сформулировать некоторое заключение, которое содержательно раскрывает экспериментально выявленные данные о сочетании «высокого уровня интернальности в области неудач и низкого уровня ин-тернальности в области достижений».
Отношения противоречия. Такие отношения существуют между шкалами, конфликтующими между собой в том смысле, что одновременный подъем (спад) этих шкал указывает на противоречивые свойства личности. Например, стремление ориентироваться на ситуационно обусловленное поведение, отражаемое в пике профиля ММР1 на третьей шкале, может противоречить склонности следовать ригидным концепциям, характерной для личностей, профиль которых определяется пиком на шестой шкале.
Стратегию построения компьютерной интерпретации для многомерных методик с противоречивыми шкалами можно назвать стратегией «склейки текста с разрешением противоречий».
Разрешение противоречий при создании компьютерных интерпретаций результатов тестирования является одной из основных проблем, требующей тщательной совместной работы психолога и инженера по знаниям. Начинающий психолог, выучив названия шкал и соответствующие характеристики личности, что-то может сказать относительно результатов тестирования конкретного испытуемого, но, как правило, такой портрет не имеет целостности, которая возникает лишь тогда, когда учитываются все компоненты полученных данных, в том числе и противоречивые. Интеграция противоречивых компонентов, заложенных в природе многомерных методик с зависимыми противоречивыми шкалами, требует от психолога большого искусства и опыта работы с такой методикой на практике.
Такое положение дел особенно остро ощущается в процессе извлечения знаний, когда перед инженером по знаниям и психологом стоит задача создания модели компьютерной интерпретации результатов тестирования. Эта модель должна уметь «вылавливать» противоречия и классифицировать их с целью использования способов (или стратегий) разрешения противоречий. Процесс создания компьютерных интерпретаций результатов тестирования наиболее сложных (в плане противоречий) методик позволил сформулировать несколько общих стратегий разрешения противоречий.
1.0днимизспособовявляетсятакназываемыйс«0с05<гп0г.0«<е«шг», который предполагает, что одна более сильная шкала (или характеристика личности) поглощает (уничтожает) другую шкалу (или характеристику). «Сила» шкалы измеряется количественно, в зависимости от