Комплексное психологическое обследование ребенка
С позиций возрастной психологии индивидуально-психологическое консультирование рассматривается как чрезвычайно ответственный вид практической деятельности [33; 36; 96; 120]. Мнение консультанта, любая оценка, высказанная им по поводу психического развития ребенка, могут существенно повлиять на условия дальнейшего развития маленького человека, прежде всего на отношение к нему родителей, учителей и других лиц, участвующих в его воспитании. Но, как показывает анализ обширной литературы, посвященной разным аспектам психодиагностики в области образования, большинство авторов уделяют основное внимание вопросам собственно диагностической работы (диагностике в узком смысле слова), не учитывая в должной мере того обстоятельства, что психологическое обследование ребенка всегда шире собственно диагностического его блока. Другими словами, многими практическими психологами часто явно недооценивается тот принципиальный факт, что никакая самая лучшая психологическая методика не имеет самостоятельного диагностического значения, и попытка решения любой диагностической задачи предполагает построение программы соответствующего психологического обследования, опирающегося, в свою очередь, на комплекс диагностических методик. При этом составление такого комплекса — одна из наиболее важных и требующих квалифицированного подхода задач в психодиагностической работе.
Однако не только огромная «цена» возможной ошибки делает необходимым тщательный и разносторонний анализ психического развития ребенка. Даже в случае обращения по поводу сугубо частных трудностей необходимость широкого психологического обследования диктуетсяцелостным характером процесса развития, а значит, невозможностью существования изолированных проблем и необходимостью принять во внимание множественность их возможных источников. Например, в качестве частой жалобы как со стороны родителей, так и учителей звучит недовольство недостаточной сосредоточенностью ребенка: у дошкольников и детей младшего школьного возраста часто подозревают наличие нарушений внимания. Тем не менее психологическая практика показывает, что в таких случаях нарушения внимания встречаются весьма редко. Реально за такой жалобой может стоять и недостаточная сформированность функции произвольного контроля за своей деятельностью, и высокая тревожность, и слабая мотивация в деятельности, и неадекватные возрасту ребенка требования со стороны родителей, и интеллектуальная слабость (разной степени — от низкой нормы и задержки умственного развития до собственно умственной отсталости), и многие другие причины.
Сложная, неоднозначная связь между симптоматикой поведенческих и иных проблем, которые имеют место у детей разных возрастных групп, с одной стороны, и психологической природой этих проблем — с другой, обязывают психолога проводить комплексное психологическое обследование ребенка, которое должно включать изучение социальной ситуации и истории его развития [см. 3.3], а также анализ познавательной и эмоционально-личностной сфер развития (в более или менее развернутой форме, что зависит от особенностей конкретного случая). Данное требование ни в коем случае не является избыточным, учитывая принципиальную многозначность подавляющего большинства проблем детского развития. Целесообразно также учитывать и опыт работы психологов за рубежом (например, во многих штатах США), где Деятельность практических психологов регламентируется с помощью специальных правовых документов, законодательно запрещающих проводить обследование на основе одной диагностической методики, даже если это такая мощная методика, как Шкала оценки интеллекта детей Векслера (WISC). Психолог обязан реализовывать так называемый «батарейный» подход, предполагающий разностороннее изучение развития ребенка, в том числе и анализ истории его развития. Нелишне напомнить, что подобного рода правовые акты появились в США и в других странах как следствие целого ряда громких судебных процессов, в ходе которых был доказан тяжелый ущерб, причиненный развитию детей в результате ошибок, вызванных применением узко понимаемой, ограниченной по содержанию диагностики — по сути «экспресс-тестирования», которое практиковали специалисты еще 20—30 лет назад [215].
Таким образом,принцип комплексного психологического обследования представляет собой важнейший принцип построения психологического обследования ребенка, в котором собственно диагностическая работа образует лишь одну из нескольких его составляющих. Соответственно только комплексное психологическое обследование ребенка может стать достаточной основой для выявления подлинных причин возникновения его проблем и трудностей, а значит послужить полноценной базой для построения программы индивидуальной психологической помощи, что, как известно, соответствуетпринципу коррекционной направленности диагностики [29, 96; 110; 120].
Индивидуально-психологическое консультирование в его современном понимании предполагает внимательный анализ всего хода развития ребенка и основывается на информации, получаемой из разных источников: беседы с родителями, учителями (воспитателями), самим ребенком; наблюдения за ребенком в домашней, школьной или иной обстановке; экспериментально-психологического обследования; знакомства с родителями; изучения данных предшествующих психологических обследований, медицинской и другой документации. Повторим, что столь громоздкая на первый взгляд программа изучения каждого конкретного случая представляется нам обязательной. Заметим также в связи с популярностью различных форм «заочного» консультирования родителей (например, в форме ответов специалистов на вопросы, заданные по телефону, прямо из студий телевидения, радио или на страницах газет), что такого рода консультации не только неизбежно носят слишком общий характер, но, главное, им присуща опасность вынужденной «подгонки» индивидуального случая под наиболее вероятный, типичный вариант трудностей или нарушений. Опираясь лишь на слова родителей и не имея возможности составить собственное представление о ребенке, ситуации его развития и других факторах первостепенной важности, психолог может невольно дезориентировать обратившихся к нему лиц и, в частности, утвердить родителей в неправильном понимании истинных причин трудностей ребенка.
Рассмотрим далее, каким образом реализуется принцип комплексного психологического обследования ребенка в ходе консультативного процесса.