Понятие о сферах жизни
В повседневной жизни мы существуем одновременно в 4 главных сферах: индивидуальной, микросоциальной, социальной и макросоциальной.
Индивидуальная сфера — интрапсихическая, или личностная сфера. Это наш внутренний мир со своей системой ценностей, иерархией, с целями, задачами, тревогами и страхами. Погружение в эту сферу происходит при рефлексии, медитации, трансах, психотерапии.
Микросоциальная сфера — ближайшее окружение индивида. Члены семьи, родители, близкие родственники, друзья — люди и другие живые существа с которыми индивид общается каждый день. Самое близкое социальное окружение, например, у одинокого человека может составлять любимая собака, которая преданно и безусловно любит своего хозяина. В ближайшем окружении также существует своя иерархия, у индивида есть свои функции и задачи, свои цели и миссия, совпадающие или нет с общими микросоциальными, например, семейными или супружескими.
Социальная сфера — это то окружение знакомых и малознакомых для человека людей, которых узнает он, и которые узнают его. Ими могут быть коллеги по работе, соседи, дальние родственники, знакомые. Здесь также существуют иерархия. У индивида есть свои роли, функции, миссии, симпатии и антипатии в этой сфере.
Макросоциальная сфера. К ней относятся все над-системные образования, которые включают такие понятия, как государство, народ, нация, страна, город и в конце концов — человечество. Индивид в этой сфере также имеет свою ценность, значимость, роль и место в иерархии, собственную миссию.
Если рассматривать понятие «жизненный сценарий личности» по Э. Берну, то он пронизывает все сферы и одновременно в каждой сфере он свой, особенный. Каждая из перечисленных сфер переплетена с другими и одновременно автономна, как и сценарии. Изменения в одной сфере оказывают влияния на остальные. Результат влияний может варьироваться от незначительных до разрушительных и трагических. Сценарий человека пронизывает все сферы, захватывает и индуцирует их. И одновременно в каждой сфере существуют сценарии или сценарные ростки, почки, которые пробуждаются под действием определенных условий — сценарных переключений.
Иллюстрацией может служить, по-видимому, последний оставшийся в нашей стране общенациональный праздник «9 мая, День Победы в Великой Отечественной войне». В повседневной жизни дремлющий сценарий из макросоциальной сферы в период праздника 9 мая пробуждается, активизируется под действием маршей, патриотических песен, старых кинофильмов. Просыпается патриотизм, чувство единства со страной, народом. Более значимыми становятся такие понятия, как миссия советского народа — победителя — освободителя, борца за справедливость. Четко проступает героический сценарий победителя, которому, однако, победа достается в борьбе и не легким путем хитрости и обмана, а тяжелым путем испытаний, жертв и мучений.
Чувства, мысли и действия, которые пробуждаются сценарием из макросоциальной сферы, захватывают и остальные сферы. Если мой индивидуальный сценарий неудачника или середняка, то героический национальный сценарий придает мне уверенности. В микросоциальной сфере, например, в семье супруги, начинают по-иному относиться друг к другу фантазируя, если завтра «…дан приказ ему на запад, ей в другую сторону». В социальной сфере — отношение к соседям и сослуживцам может так же подвергнуться влиянию чувства единения и сопричастности к общему делу, цели. В праздник можно и побрататься. Оценить, с кем пойти в разведку, а с кем нет.
В реальных условиях социальных кризисов, войны, по-видимому, макросоциальный сценарий может доминировать над остальными сценариями, разрушая или перестраивая их. Например, в Великую Отечественную войну призыв «Родина-Мать зовет» изменял границы микросоциальных, семейных сценариев. Мать — это Родина, все остальные — ее дети. И реальные матери отдавали своих детей, мужей и близких, разрушая свои семьи. Границы семей стирались. Была одна семья с одной матерью — Родиной. Здесь показателен американский фильм «Солдат Райн», где семейный сценарий, сценарий сохранения рода доминировал над макро-сценарием. Для нашего народа это не характерный феномен.
Проходит праздник, и сценарий народа-Победителя вновь переходит в спящий режим. Инициированные в других сферах чувства, мысли и поступки медленно угасают. А может быть, зря? У нас есть множество конструктивных сценариев в макросоциальной сфере, и народ — преобразователь, изменивший историю и территории многих европейских стран и народов, и победитель фашизма, и народ — созидатель, поднявший из руин войны страну, и народ с высоким интеллектуальным и научным потенциалом, впервые запустивший человека в космос. Это сценарии Победителей, на струнах которых так искусно играли наши вожди в XX веке и которые умолкли теперь. Ведь вся атрибутика сценарного анализа ярко представлена. И великая миссия — спасти и преобразовать весь мир! И условия реализации — тяжело трудиться, победу добывать в мучениях, большой ценой. И внешнее окружение — обязательные враги, против которых надо бороться.
Возможно, наша профессиональная миссия — создание новых сценариев России!? И это реально, ведь у макросценария нашей страны и народа так много ресурсов, которые не учитываются нашими сегодняшними идеологами. Мы искажаем реальность в угоду времени, суживаем свой диапазон восприятия, критикуем и игнорируем почки и ростки сценариев народа — победителя, труженика, не замечая «жемчужины», которые нам дает реальность. Двадцатый век на макроуровне — век больших экспериментов, и немногие народы смогли пережить взлеты и падения Империй, в отличие от нас. Однако, возможно, не те струны заиграли в сценарии нынешнего века. Четыре поколения россиян были атеистами с естественно-научным мышлением. Вера в собственные силы, в единение и сплоченность, в возможности преодоления и победы были заложены в этих поколениях.
«Брожение умов» и разгул «правды» внесли дезориентацию. Конечно, в 20 веке в индивидуальной сфере персональные сценарии отдельного человека были деструктивны. Человек — винтик в государственной машине, вечно боящийся и искажающий свое мировосприятие под гнетом страха. Возможно, разрушение, бунт произошел за счет диссонанса в разных сферах. Конечно, сценарии индивидуальной сферы надо менять, и это происходит, однако, часто в ущерб или без использования ресурсов макросоциальной сферы. Гармония между сферами и сценариями даст эффект резонанса, который приведет к их усилению. Во всех четырех сферах должны быть позитивные, конструктивные сценарии и это возможно, так как мы имеем ресурсы для реализации уже сейчас.
У каждой сферы свой ритм, свое время жизни, также как и у сценариев внутри этих сфер. Например, сценарий первой, индивидуальной сферы развивается медленно, активизируется в период рефлексии или у психологов, психотерапевтов на семинарах, тренингах и супервизиях. Его время жизни большое, он длится от рождения до смерти, развиваясь и реализовываясь постепенно.
У микросоциальной сферы иной ритм. Эта сфера наполнена эмоциями, любовью и ненавистью, скандалами и примирениями. Время жизни — «от свадьбы до развода».
У социальной сферы свои сценарии, связанные с социальной активностью гражданина, его работой, общественной деятельностью, карьерой.
Э. Берн определял сценарий как «план жизни, созданный в детстве, подкрепленный родителями, проведенный и одобренный последующими жизненными событиями и достигающий своей кульминации в ситуации альтернативного выбора» (цит. по Woollams, 1973, Р. 114).
Этот неосознаваемый план формируется, начиная с опыта, который переживает плод еще до рождения. Действие сценария может длиться неограниченно долго, вплоть до того момента, когда мы перестаем, наконец, чувствовать себя во власти авторитарных фигур, обладавших ранее для нас силой, возможно, воображаемой нами.
В современном подходе анализ развития жизненного сценария представляет собой иерархию, где психологические игры Э. Берна являются завершением процесса создания сценария, вершиной айсберга, основание которого уходит в историю развития ребенка, в историю его жизненного опыта (рис 15). Анализ стадий развития сценария затрагивает работу с самыми архаическими бессознательными образованиями, включая ранние решения о себе и мире, первичную боль, телесный сценарий.
По-видимому, первыми формируются сценарии первой и второй сферы. Формирование третьей и четвертой происходит, когда ребенок выходит за пределы своей семьи и начинается процесс социализации.
Рис. 15. Сценарная пирамида
Пока сценарии каждой сферы формируются и выстраиваются, у каждого из них своя пирамидальная система поддержки, они еще малоразличимы. Возможно, они сплетены в один клубок. Индивид получает опыт в каждой из сфер, принимает решения, выбирает экзистенциальную позицию, подкрепляет родительскими предписаниями, выстраивает стратегии взаимодействия с другими в виде психологических игр и искажает реальность согласно своей системе ценностей. Разделение сценариев происходит на более позднем этапе, когда все четыре сферы будут полноценно представлены в жизни человека.
Анализ сценариев позволил определить, что человек, у которого сценарии всех сфер подкрепляют и дополняют друг друга, конгруэнтны, чаще всего не испытывает потребности в психотерапии. При этом все равно удачник он, середняк или неудачник. Например, человек, который считает себя «золотой серединой», не хватает звезд с неба и не претендует на Нобелевскую премию, в индивидуальной области он реально оценивает свои возможности, он женат на такой же «золотой середине», у них рядовая семья, он служащий среднего звена и послушный налогоплательщик. Все его сценарии просты и банальны. Но он спокоен и знает, что завтрашний день будет таким же, как вчерашний, и это его устраивает. «Тише едешь — дальше будешь» — девиз его отца, который он усвоил еще в детстве.
Вот другой пример. Талантливый человек, который уже в 30 лет был успешным финансистом, был фантастически удачлив в социальной сфере. Он был известным человеком на макросоциальном уровне. Удачник первой степени — Победитель, Принц!
В микросоциальной сфере он был никто. Его мать и отец обесценивали весь его результат. Он ненавидел свою мать и боялся отца. Его семейный сценарий был сценарием неудачника, все попытки изменить семейную ситуацию приводили к провалу. Он никогда не был женат. Его индивидуальный сценарий был сценарием середняка, он оправдывал поведение родителей («Бывают родители и похуже») и принижал свои заслуги в работе («Бывают финансисты и получше»). Его тело демонстрировало сценарный конфликт нейродермитом и астмой.
Итак, если у человека сценарии во всех четырех сферах несовместимы, конфликтны и усиливают деструктивные тенденции, то такой человек часто — клиент для психотерапии.
Важно обратить внимание, что стратегии психотерапии и консультирования обычно строятся на работе с личностью клиента и редко — с его семьей. Таким образом, в психотерапии затрагивается исключительно индивидуальная сфера. Работа с микро-, макросоциальной и социальной сферами не ведется. Мы часто в практике сталкиваемся с активным сопротивлением этих сфер новым изменениям, которые происходят в личностном сценарии клиента.