Компетентность и компетенции
Образование в ХХI в. ориентирует на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 г.
Так, в Концепции отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Такими качествами может обладать только компетентный и уверенный в своих силах человек. Для молодого специалиста важно четкое разграничение понятий «компетентность» и «компетенция». Они используются в психолого-педагогической деятельности, но до сих пор так и не существует единства в понимании сущности терминов.
Е. В. Бондаревская, А.А.Деркач, И.А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н. В. Мясищев, Л. А. Петровская и другие ученые являются авторами разнообразных классификаций компетенции. Одни используют понятия «компетентность» и «компетенция» для отображения конечного результата обучения, другие — для описания разнообразных свойств личности.
Компетенция (лат. соmреtепtiа) — это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом; следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
В словаре иностранных слов и выражений компетенция (лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить) трактуется как:
1) круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;
2) знания, опыт в той или иной области.
В Словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение компетенции: «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен».
Л. В. Занина и Н. П. Меньшикова рассматривают различия понятий «компетенция» и «компетентность»:
- компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной, продуктивной деятельности по отношению к ним;
- компетентность — наличие у человека соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Е. В.Арцишевская и М. Е. Кабардов отмечают, что в современной психологической литературе понятия «компетентность» или «компетенция» являются характеристиками поведения, формой активности личности, актуальным уровнем владения (например, речью). В данном контексте компетентность понимается как обученность, а способности — как обучаемость.
В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:
— политические и социальные, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;
— касающиеся жизни в поликультурном обществе, формирования толерантности, готовности принимать людей других культур и конфессий;
— определяющие владение несколькими иностранными языками, необходимыми как в межличностном общении, так и в профессиональной деятельности и общественной жизни;
¾ связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, способность критически анализировать информацию и рекламу по каналам СМИ и Интернета;
— реализирующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.
С. Е. Шишов и В. А. Кальней утверждают, что компетенция не может быть определена через некую сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
При обсуждении компетенций внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, является не компетенцией, а скрытой возможностью.
Для того, чтобы стать компетентным специалистом, в том числе и в педагогической деятельности, необходимо овладеть ее ключевыми компетенциями — базовыми и специальными. (А. В. Тряпицын).
Понятие «компетентность» характеризует субъективную составляющую профессии, описывая качественные характеристики субъекта профессиональной деятельности.
А. К. Маркова определяет компетентность как индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии.
Компетенцию не следует путать с квалификацией, которую понимают как уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо труду. Показателем квалификации работника является квалификационный разряд (класс, категория), который присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарификационно-квалификационных характеристик этой профессии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: