Творческим самовыражением
В данном разделе мы предлагаем цикл практических психокоррекционных занятий с использованием фотографий.
Психокоррекционная программа включает в себя цикл встреч по овладению конкретными методиками творческого самовыражения, в том числе, с использованием фотографии. Содержанием занятий является творческое осмысление целительной силы фотоискусства, участники групп осваивают и развивают навыки творческой деятельности, пробуют свои силы в создании творческих фотографий, фотовыставок, по-своему отражая в них свою индивидуальность.
Встреча первая. На первом занятии мы предлагаем для просмотра в группе фотоальбомы известных фотографов и любительские фотографии.
На этих встречах мы размышляем о целительном значении фотографии в жизни людей, рассматриваем фотоальбомы, предлагаем подумать о позитивном влиянии этого вида искусства и в любой творческой форме - в виде ассоциаций, метафор, сказок, дневниковых записей - записать свои размышления. Участники группы делятся своими воспоминаниями, впечатлениями, делают короткие зарисовки в своих блокнотах. Вот примеры таких размышлений.
Что для меня фотография?
- Проецирование моих снов на нить времени
- Меткий выстрел по увяданию и необратимости Прекрасного Выстраданное и любимое дитя, зачатое впечатлением и фантазией
- Новый взгляд на старую табуретку
- Зверь, пойманный в капкан неожиданного и неповторимого
- Потрёпанный клочок бумаги, хранимый в паспорте, хранящий самое дорогое - твои глаза
- Рельефный слепок с личины времени
- Картина написанная светом и извлекаемая в его отсутствии
- Это то, чем одни зарабатывают себе на жизнь, и то, что другие годами хранят в пыльных альбомах
- След от подошвы моего объектива.
Что мне дает фотография?
-Общаясь с чужими фотографиями, мы получаем возможность обогатить свою реальность новыми, неожиданными образами, увидеть свой собственный мир в ином ракурсе. И порою полученные от работ впечатления бывают настолько сильны, что способны воздействовать не только на временное состояние человека, но и на его судьбу в целом.
Для следующей встречи мы предлагаем полистать дома фотоальбомы и записать свои впечатления, переживания от увиденного.
Встреча вторая. Участники группы по желанию зачитывают свои мысли и зарисовки о значении фотографии для них, обсуждают услышанное. Вот, например, одна из домашних зарисовок.
Фокус. У фотоаппарата он хоть и не цирковой, а все-таки волшебный. Вот стою я перед зеркалом и уныло гляжу на вытянутые джинсы, мятую домашнюю рубашку, простуду на губах, недовольно ворчу и иду фотографироваться. А через несколько дней, держа в руках фотографию, восхищенно восклицаю: какие у меня красивые и выразительные глаза! В этом и есть фокус: когда я смотрю на себя в зеркало, я обращаю внимание на то, что мне не нравится. А фотограф видит в объективе то, что есть во мне красивого и удивительного.
Знакомясь с творениями как известных фотографов, так и участников группы, в общении с собственными творческими произведениями, в творческом общении с фотомоделями, подростки постигают свои особенности (характерологические, невротические и т.д.).
Встреча третья. Проективная методика «Деревья».
Участникам группы предлагаются для просмотра фотографии деревьев (мы использовали снимки, включенные в авторский фотоальбом «Дерева») Ведущий просит каждого участника группы выполнить следующее творческое задание:
1. Выбрать и записать номера фотографий тех деревьев, которые обратили на себя особое внимание.
2. Записать (назвать) эмоцию, состояние, созвучное выбранному изображению.
3. Вспомнить и назвать с каким состоянием, жизненной ситуацией созвучна фотография.
4. Описать в метафорической форме (создать метафору, хокку и т.д.) эмоциональное состояние, которое возникло в результате «встречи» с каждым из образов.
Например, метафора к одной из фотографий: «Умирающее, угасающее чувство опустошения после того, когда сосуд впечатлений совсем заполнен: все льется через край и куда-то испаряется».
Встреча четвертая. Фотография и хокку.
При просмотре любительских фотографий, которые принесли на занятие участники групп, мы предлагаем выбрать произвольно любые заинтересовавшие фотосюжеты и сочинить к ним в качестве сопровождения хокку или стихотворения в стиле коротких японских трехстиший.
Обращение к искусству хокку обладает высоким терапевтическим потенциалом. Хокку (иначе - хайку) - трёхстишное (трёхстрочное) лирическое стихотворение, являющееся национальной японской формой поэтической традиции. В каждом Хокку соблюдается определённая мера стихов - в первом и третьем стихах по пять слогов, во втором стихе - семь, а всего в классическом Хокку 17 слогов. Японские хокку, кроме того, соблюдали ряд правил, связанных с системой образов, композицией и лексикой. Они строились вокруг киго (слов, прямо или косвенно обозначающих времена года) и связывали мимолетное мгновение, запечатленное в психологически конкретном переживании и космическое время. Таким образом, искусство хокку тесно связано с японской ментальностью вообще и с учением дзенского буддизма в частности, здесь обычно изображаются природа и человек в их вечной неразрывности.
Хокку, созданные к фотографиям:
Тихий вечер,
Капли дождя на стекле,
Долгожданный звонок.
Багряные краски заката
Играют на струнах души.
Мелодия смерти.
Обрывки мыслей
Стремятся к звездам
Головокружений.
Встреча пятая. Фотография и боди-арт.
Предшествует этой встрече цикл занятий по знакомству с природой своего характера - его сильными и слабыми сторонами. Далее участники группы выбирают себе пару и определяют роли - художника и фотомодели.
На данный момент существует три варианта проведения этих занятий. Вариант первый: «фотомодель» высказывает свои пожелания «художнику», - какие именно черты своего характера хотелось бы подчеркнуть, проявить. Вариант второй: «художнику» предоставляется возможность творить спонтанно, на свой выбор. Вариант третий требует дополнительных знаний по теории архетипов. Данный вариант мы предлагаем группам второго года обучения. В этом случае участники выбирают архетипические образы, созвучные своей индивидуальности. Интересно, что с большим воодушевлением «фотомодели» предлагают проявить их «тень», с тем, чтобы отыграть в дружественной атмосфере свои качества, оцениваемые как негативные и запечатлеть эти образы на фотографии для дальнейшего знакомства с ними.
Встреча шестая. Проективная методика «Я и Вселенная». Участникам группы предлагались для просмотра фотографии звездного неба, горных высот, водопадов и т.д. из частной коллекции творческой лаборатории «Сияние» (Рук. Крупко В.Н.). Ведущий предлагал ответить на вопросы и записать свои мысли следующим образом:
1. О какой из этих фотографий вы можете сказать: «Это - я?» в первую, вторую, третью очередь?
2. Выберите последней фотографию, с которой вы себя категорически не ассоциируете (которая максимально на вас непохожа).
3. Поделитесь своими впечатлениями с участниками группы.
Встреча седьмая. «Три возраста женщины».
Тема этого занятия, по нашим наблюдениям, вызвала особенный интерес у девушек, не принимающих свою внешность и болезненно переживающих по поводу особенностей лица и фигуры. Участникам группы предлагали три фотографии женщины в подростковом, юношеском и зрелом возрасте. Фотографии подобного плана - демонстрация чудесного превращения «гадкого утенка» в лебедя сейчас легко найти в журналах. Не претендуя на новизну приема, все же отметим, что идея использовать свои собственные фотографии пришла совершенно спонтанно, что, несомненно усилило психокоррекционный эффект этого занятия. В данном случае выбор ведущим группы своих собственных фотографии для демонстрации усиливает терапевтическое воздействие.
В заключение хотелось бы отметить, что результатом использования фотографии в психокоррекционном варианте терапии творческим самовыражением является то, что у участников групп оживляется душевная индивидуальность, повышается осознанность поступков и действий, обогащается и обновляется набор собственных психокоррекционных средств для снижения тревожных или депрессивных состояний. Участие в занятиях по фототерапии позволяет сделать более разнообразным ролевой и поведенческий репертуар, приобрести направленность в выборе нового устойчивого интереса, а в ряде случаев - будущей профессии (параллельно с группами творческого самовыражения молодые люди начинают заниматься в фотостудиях).