Г). Психологические типы А. Аугустинавичюте. Соционика
Базируясь на учении К. Г. Юнга о психологических типах, литовский ученый, педагог и экономист Аушра Аугустинавичюте построила новую науку – соционику. А. Аугустинавичюте долгие годы пыталась разобраться в основе человеческих отношений, стараясь понять, почему при желании людей быть добрыми, отзывчивыми, добродушными – в их общении непонятно откуда появляется раздражительность, злобность? Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других. Мечтали многие, удавалось немногим. В связи с этим, Аушра проштудировала труды многих психологов и психиатров, но в них, в основном, давалась классификация психологических отклонений и акцептуаций характера. Как же быть со здоровыми, нормальными людьми? Познакомившись с типологией К.Г. Юнга, она подробно изучила ее и «открыла шифр». А. Аугустинавичюте не только применила ее на практике, но и значительно расширила и углубила идеи Юнга, приняв его исследования за исходную гипотезу.
Для простоты понимания А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов. Так вместо: мышление, чувство, интуиция, ощущение появились логика, этика, интуиция и сенсорика. Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аушра более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:
Экстраверсия – интроверсия Логика – этика | Интуиция – сенсорика Рациональность–иррациональность |
Соционическая типология строится на четырех парах признаков, называемых дихотомическими (дихотомия означает «рассечение на два»).
Аушра отметила, что характер человека определяется не одной, как у К.Г. Юнга, а двумя функциями. Например, когда говорят «логический тип» («мыслительный» у Юнга), то не известно какой именно имеется в виду, тот, что с сенсорикой или тот, что с интуицией. А они очень сильно различаются. Например, представитель «логико-сенсорного типа» обладает практичностью, собранностью, всегда опрятен, знает что красиво, а что нет. Представитель же «логико-интуитивного типа» – более стратег, чем тактик, склонен к философствованию и теориям, рассеян. Он хоть и старается быть собранным и опрятным, но ему это мало удается. Это можно изобразить на схеме: Экстравертный мыслительный тип (по Юнгу) Логико-интуитивный экстраверт Логико-сенсорный экстраверт (в соционике)
В итоге типология Юнга приобрела следующий вид:
Рациональные | Иррациональные | |
Экстраверты | Логико-интуитивный экстраверт Логико-сенсорный экстраверт | Интуитивно-логический экстраверт Интуитивно-этический экстраверт |
Этико-интуитивный экстраверт Этико-сенсорный экстраверт | Сенсорно-логический экстраверт Сенсорно-этический экстраверт | |
Интроверты | Логико-интуитивный интроверт Логико-сенсорный интроверт | Интуитивно-логический интроверт Интуитивно-этический интроверт |
Этико-интуитивный интроверт Этико-сенсорный интроверт | Сенсорно-логический интроверт Сенсорно-этический интроверт |
Такое деление позволило более точно описать типы, дать более подробные характеристики.
Вполне естественно, что психологические функции у представителей разных психологических типов развиты в разном объеме. Есть явно доминирующие, а есть неизбежно отстающие. Люди с неподходящими друг другу психологическими типами часто травмируют друг друга замечаниями и шутками, которые попав на слабую функцию, не дают позитивной информации, а только раздражают.
У каждого представителя психологического типа есть «вторая половинка». Человек без дополнения в лице дуала сравним с духовно голодным существом, он находится в постоянной тревоге, что его не понимают. Нагромождаются всевозможные конфликты и противоречия. Недуализированный человек в проявлении любой активности как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие.
Люди с дополняющей психикой воспринимают друг друга «как самого человечного человека». В присутствии дополняющего каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Гармонизация личности в дуальной паре проходит быстрее и приятнее.
Для более глубокого понимания сущности данных типов см. дихатомический тест С. Накрохиной (файл «Конспект и тесты»).
Ниже представлена сводная таблица соционических типов.
д). Типы личности с точки зрения случайностей и закономерностей (планомерики–спонтаники)
Каждому человеку приходится сталкиваться в своей жизни со случайным и закономерным. Здесь возможны два пути. Первый – это всемерно тренировать свою способность последовательно мыслить, внимательно изучая закономерности окружающей жизни. Понятно, что этот путь предполагает появление сознательных людей, имеющих рассудочный подход к действительности. Для второго пути характерно стремление учесть и рассмотреть ситуацию целостно. Но людям, его «избравшим», не хватает последовательности. Мы будем называть соответствующие этим установкам типы планомериками и спонтаниками. Теперь можно дать и их полное определение.
Планомериком в соционике называют тип, который ставит рассудочность и последовательность (в симпатиях, логике, действиях и эмоциях) выше следования за тем, что воспринимается во внешнем мире непосредственно (внешность объектов, сенсорные ощущения, интуитивные предположения и предчувствия). Подобная установка требует, чтобы человек сознательно обуздывал силу своего восприятия и не шел за ней, а последовательно претворял в жизнь то, что заранее спланировал (Подавленное восприятие у таких людей играет время от времени с ними злые шутки.).
Спонтаником называется тип, который ставит силу и глубину восприятия реальной жизни выше своих рассуждений и жесткой последовательности в выполнении своих планов. С его точки зрения, всю полноту жизни не загнать ни в одну интеллектуальную или моральную формулу, да и незачем это делать. Важно уметь вовремя увидеть и понять. Поэтому спонтаники более эмпиричны и непоследовательны. Сила их восприятия (ощущения и предчувствия) ничем не обуздывается. Логика и этика следуют как ответ на ситуацию, на комплекс ощущений и предчувствий, а отнюдь не ценны умением гнуть свою линию, как у планомериков.
Естественно, что различаются и социальные роли, которые выполняют типы в обществе. Планомерики незаменимы для сложных методичных и систематических работ и расчетов, при проверке такого сорта работы других людей. Лучшие диспетчеры, к примеру, всегда планомерики.
В том, что касается формы, устройства и характера объектов, планомерики далеко не так уверены в себе. Это же касается таких сторон жизни, как кулинария, моделирование одежды, прогнозирование и долгосрочное планирование. Отношения со временем, с самочувствием, с конструкциями и внешностью таковы, что здесь для планомерика важно не столько техническое знание, сколько фантазия и возможность свободного творчества. Поэтому к этому типу принадлежали почти все оригинальные модельеры, художники, конструкторы, которые создавали совершенно новые изобретения в своих областях. Стоит назвать такие имена, как Сальвадор Дали (художник), Роберто Бартини (изобретатель и конструктор).
Спонтаники обладают талантами другого рода. К ним относятся наиболее оригинально и новаторски мыслящие ученые (А. Эйнштейн, З. Фрейд), создатели новых этических систем (Ж. Ж. Руссо и Б. Рассел), нетрадиционные в эмоциональном смысле поэты (С. Есенин, В. Высоцкий).
Но это только наиболее известные и яркие примеры. В перечисленных вопросах все спонтаники оригинальны независимо от их образования, пола, интеллекта и материального достатка. Зато в том, что касается внешности объектов, эстетики, интересного и полезного использования времени и ощущений, они могут при благоприятных условиях становится неутомимыми исследователями, стремящимися к совершенству. Среди спонтаников (и одновременно конкретиков) лучшие врачи (традиционных и хорошо изученных направлений), критичные воспитатели (спонтаники-абстрактики) и наиболее предприимчивые бизнесмены (опять-таки конкретики).