Примерные упражнения для совершенствования
Защитных действий
1. Игрок А находится у сетки в зоне 3, игрок Б ожидает в защитной позиции в зоне 6 на расстоянии 5-6 м от сетки. А бросает мяч за Б немного выше уровня головы, Б возвращает мяч А, используя один из хватов техники томагавк.
2. То же, только броски мяча над правым (левым) плечом защитника.
3. То же, что и в упражнении 1, только броски мяча из зон 2 или 4 и с более высокой траекторией полетела на расстоянии 1,5-2 м от защитника, вынуждая его перемещаться.
4. То же, что и в упражнении 3, только траектория и направление броска постоянно варьируются, заставляя защитника каждый раз выбирать оптимальный вариант защиты.
5. Подобно упражнению 4, только вместо бросков выполняются нападающие удары с противоположной стороны сетки.
Методические указания:
— в момент контакта с мячом отклонять кисти назад:
— всегда сохранять визуальный контроль за мячом;
— всегда пытаться принимать мяч двумя руками и только в крайних случаях — одной;
— поза готовности в защите всегда должна быть низкой для того, чтобы быстро реагировать на самые разнообразные игровые ситуации.
Волейбол в вузе
Волейбол в вузе включен в программу по физическому воспитанию студентов и является составной частью занятий в специальном (оздоровительный волейбол), подготовительном учебных отделениях и на отделении спортивного совершенствования.
Волейбол используется в занятиях со студентами, отнесенными но состоянию здоровья к специальной медицинской группе. По мнению медиков, выполнение подач, передач мяча, блокирований является хорошим корригирующим средством. Для этой группы рекомендуется игра облегченными мячами. Занятия должны проводить преподаватели, наиболее подготовленные в методическом плане, знающие состояние здоровья и физическую подготовленность каждого занимающегося студента.
На подготовительную часть занятий в этом отделении отводится до 30% всего времени занятия, на основную — до 55% и на заключительную — около 15%. На занятиях исключаются резкие рывки, падения, нападающие удары и подачи на силу. В подготовительной части даются упражнения на растяжение, перемещения с невысокий скоростью, прыжки без больших мышечных усилий, упражнения с мячами в группах (передачи, подачи, прием подач и др.)
В основной части — игра по упрощенным правилам или тренировка игровых фрагментов игры.
Главная задача занятий волейболом в специальной медицинской группе — содействие укреплению здоровья студентов.
В подготовительном отделении обучение проводится по принципу совершенствования в волейболе. Студенты отбираются в группы в соответствии с их подготовленностью и с учетом желания заниматься волейболом.
На занятиях студенты знакомятся с основами волейбола для последующего участия в массовых соревнованиях (первенство факультета, курса, первенство института), а также повышают физическую подготовленность средствами волейбола.
Объем и содержание учебного материала зависят от года обучения. На первых двух курсах материал разнообразен в пределах общеразвивающих, подготовительных и подводящих упражнений, а также элементов техники и тактики игры.
На старших курсах основное внимание уделяется упражнениям для развития общих и специальных физических качеств, для закрепления техники и тактики игры, освоенной на начальных курсах обучения.
Организация учебно-тренировочной работы в вузе на отделении спортивного совершенствования может идти по следующим направлениям:
— при хорошей спортивной базе и большом контингенте занимающихся создаются однородные по спортивной подготовленности группы (команды факультетов, курсов, отделений и др.), из которых лучшие спортсмены приглашаются в сборную команду вуза;
— при незначительном количестве студентов и при посредственной спортивной базе создаются сборные команды из студентов различных курсов и различного уровня подготовленности.
Основная направленность работы в группах спортивного совершенствования — совершенствование технико-тактического мастерства и дальнейшее развитие двигательной и функциональной подготовленности.
Сборные команды института участвуют в первенстве города среди вузов, среди КФК и в других соревнованиях, а для студентов, занимающихся в подготовительном отделении, систематически проводятся соревнования на первенство курсов, факультетов, института.
Занятия на этом отделении проводятся в вечернее время.
7.4. Волейбол в школе1
Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости.
Изучение техники и элементарной тактики игры в волейбол осуществляется на уроках физической культуры в 5-11 классах и в спортивных секциях (внеклассная форма работы).
При проведении уроков по волейболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы состязательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.).
В подготовительную часть урока входят организация класса (построение, сообщение задач урока) и разминка (5-8 мин), в которую включают упражнения для разогревания пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, движения с имитацией технических приемов. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.
В основной части (30-35 мин) решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов волейбола, развитие физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.
Учебной программой по волейболу должно быть предусмотрено изучение стоек и перемещений, нижних и верхних передач и подач мяча,
' Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский. Волейбол в школе. — М. Просвещение, 1989.
прямого нападающего удара, одиночного блокирования, а также изучение простейших тактических действий в защите и нападении.
На уроках по волейболу учащимся сообщают теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, о личной гигиене, об основах техники и тактики игры.
При обучении игровым приемам необходимо до 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. Как закрепление усвоенного материала необходимо проводить соревнования внутри класса, между классами по мини— волейболу, игры по упрощенным правилам, соревнованиям по исполнению технико-тактических приемов волейбола.
Мини-волейбол, как средство укрепления здоровья школьников и как средство привития интереса к занятиям физическими упражнениями, рекомендуется детям от 7 лет и старше. Игры проводятся по упрощенным правилам (Приложение 1).
Спортивные секции по волейболу организуют для учащихся, желающих заниматься этим видом спорта. При отборе необходимо согласие родителей, разрешение классного руководителя и врача.
Секции по волейболу комплектуют раздельно для мальчиков и девочек (8-9, 10-11, 12-13 лет), юношей и девушек (14-15, 16-17 лет).
Продолжительность занятий для детских групп — 60 мин не менее двух раз в неделю, для юношеских групп — 90 мин не менее трех раз в неделю.
В подростковых и юношеских группах учащиеся овладевают основами техники и тактики игры. Тренировочные занятия в секциях отличаются от уроков по волейболу как повышенными нагрузками на организм учащихся, так и увеличенным объемом изучаемого материала.
В период соревнований учащиеся играют за свои классы на первенстве школы, за школу — на первенствах района, города и др.
Помимо соревнований по волейболу необходимо проводить соревнования по физической подготовке и технике игры внутри групп и между группами.
Самостоятельная работа учащихся — это выполнение заданий по физической подготовке, по совершенствованию техники игры, изучение рекомендуемой литературы.
Во время внеклассной физкультурной работы (туристические походы, слеты, дни здоровья и др.) помимо основных запланированных физкультурных мероприятий проводятся соревнования по выполнению тех или иных технических действий, игры в волейбол уменьшенными составами, мини-волейбол и игра 6х6.
Глава 8.