Особенности памяти у детей
Выделим особенности детской памяти:
1) преобладание образной памяти, потом роль её уменьшается и заменяется словесной, а затем смысловой. Поэтому детям легче запомнить представления, картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы, нежели смысл слов или понятия. Это придет позже, когда будет накоплен большой объём понятой и осмысленной информации, так как на этой основе «заработает» понятийное мышление;
2) тесная связь с позитивными эмоциями и непроизвольным вниманием. У детей воспоминания могут быть столь яркими, что ребенок невольно как бы оказываемся внутри вспоминаемой ситуации. Эту особенность памяти детей необходимо учитывать. Поэтому прямые требования «Запомни!» мало эффективны, ребенку важнее яркий, интересный, захватывающий эмоциональный фон материал, они еще не умеют управлять собой, своими эмоциями, мышлением и памятью;
3) неспособность отслеживать смысл и понимать запоминаемую информацию (мышление в этот период жизни у ребенка тесно связано с процессом восприятия: действует принцип: «из глаз долой - из сердца вон»). Часто дети запоминают материал «слово в слово», без осмысления. Заставляйте их пересказывать то, что они запоминают, своими словами. Задавайте вопросы им на понимание, Спрашивайте, что в материале главное, а что неглавное, что надо запомнить, а что не надо запоминать, попросите сузить содержание запоминаемой информации до одной фразы, одной мысли или даже слова. Содержанием словесно-логической памяти являются не только мысли, но и образы, связанных с использованием знаков (слов, схем, карт). Это говорит о том, что нельзя сформировать у детей словесно-логическую память, не опираясь на развитие всех других видов памяти, особенно образной из них.
Психологическая специфика мышления: понятие, виды, развитие образного мышления у детей
Понятие мышления.Мышлению как психологическому познавательному процессу свойственны следующие особенности:
· Опосредованность, т.е. выход мышления за пределы чувственного изучения мира и познание таких его свойств и отношений, которые непосредственно не могут быть восприняты человеком. В процессе мышления используются дополнительные, опосредующие его средства. Так, чтобы понять, что тверже железо или стекло, мы можем взять железный топор и ударить им по стеклу. Более того, мы можем понять из этого, почему топор делают не из стекла, а из железа. Однако существует тесная связь мышления и с процессом непосредственного восприятия объектов и явлений.
Мышление осуществляется как при непосредственном восприятии объектов и явлений, так и опосредованно, с помощью логических рассуждений.
· Тесная связь с языком и речью, так как формулирование и фиксирование мысли происходит в словах, что способствует глубокому пониманию и последовательному рассуждению; поэтому для овладения понятийным мышлением необходимо сначала усвоить значения соответствующих слов.
· Обобщенность – это объединение предметов и явлений в классы и группы по их общим и главным признакам.
Виды мышления
Выделим виды мышления, используя следующие основания:
1) новизна и оригинальность:
а) творческое мышление, целью которого выступает создание новых идей и образов;
б) репродуктивное имеет цель – применение готовых знаний и умений.
2) участие сознания:
а) произвольное мышление направляется сознанием (например, при решении математических задач);
б) непроизвольное мышление не контролируется сознанием (например, инсайт).
3) связь с практикой (раскроем подробно эти виды мышления, так как именно они лежат в основе развития интеллекта ребенка в персогенезе):
практическое мышление:
а) наглядно-действенное мышление напрямую связано с восприятием и без него осуществляться не может. Актуализируется при решении мыслительных задач, инструментом решения которых выступает правильные действия с соответствующими предметами. С помощью этих действий и их определенной последовательности человек не только воздействует на объект или ситуацию, реально изменяя их, но и извлекает информацию, необходимую для совершения новых действий. Результатом такого вида мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции. Этот вид мышления появляется самым первым у ребенка (например, складывание пирамидки, игра с конструктором). Наглядно-действенное мышление сохраняется и в деятельности взрослых, но у них оно тесным образом связано с другими видами мышления. В качестве иллюстрации этого положения может выступить мышление высококвалифицированных рабочих.
б) наглядно-образное мышление -мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и её воспроизведением в образах. Мысля наглядно, образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Главное здесь в том, что человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях, предметах, людях, о себе самом.
теоретическое мышление:
а) понятийное мышление–это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имя дело с опытом, получаемом при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи от начала до конца в уме с помощью понятий, суждений, умозаключений. Это мышление развивается и функционирует на основе речи и в соответствии с правилами логики, позволяя раскрыть внутреннюю природу вещей. Результат понятийного мышления – не образ, а мысль или идея, далеко не всегда верно оформленная в речи.
б) теоретическое образное мышлениеотличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или извлекаются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами (дизайнеры, художники, писатели и т.п.). Образ в этом типе мышления – это видение предмета, в том числе и человека, с точки зрения различных позиций и ракурсов. Кроме этого, такое мышление позволяет человеку увидеть непривычные сочетания предметов и их свойств (в том числе и человека), что и сближает его с воображением.
Обратите внимание: в любом виде мышления можно выделить логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение.
Развитие образного мышления у детей. Будем исходить из того, что без сохраненных в памяти образов нет и образного мышления. С этой целью: а) рекомендуется годовалых и 2-3 –летних малышей окружать большим количеством ярких игрушек, разнообразными предметами, читать стихи, слушать музыку, т.е. обогащать формирующееся предметное сознание ребенка красочными яркими образами. Чем больше разных предметов будет видеть ребенок в самом раннем детстве и пытаться их изображать, особенно по памяти, тем больше у него будет образов в памяти, на основании которых он будет строить свое образное мышление. Итак, развитие образной памяти детей выступает в качестве главного фактора развития образного мышления.
Основные способы развития образного мышления детей:
1) созерцание природы;
2) посещение музеев, рассматривание шедевров – картин, скульптур, архитектурных сооружений;
3) рисование с натуры и по памяти;
4) рисование абстракций (музыка, свист, мысль, грусть, радость).
5) воображение с закрытыми глазами (воспоминание или создание новых образов из головы);
6) лепка с натуры (копирование) и лепка «из головы»;
7) развитие образного правого полушария (приведем один из способов: рисовать левой рукой, если ребенок правша и, наоборот, правой рукой, если левша);
8) построение плоских и объемных фигур из проволоки;
9) развитие образного представления движущихся объектов.