Правила взаимодействия, как фактор регуляции социально-психологической дистанции

Будем исходить из того, что вся наша жизнь, равно как и межличностные отношения, предполагают «пинки», «поглаживания», а также «взаимодействие без чувств». Отметим, что перечисленные определения взаимодействий приняты в психологической практике [160] и широко применяются в транзактном анализе. Это образное определение взаимодействий, которые, как показывает жизненный опыт и клинические наблюдения, имеют место в отношениях между людьми. Тем не менее, в рамках научной монографии, для удобства восприятия, они будут выделены курсивом

Пинок – это «все то, что вызывает негативные эмоции или единица ненависти» [160, с.359].

Поглаживание - единица признания, вызывающая приятные эмоции или ослабляющие неприятные или единица любви [160, с.360].

Взаимодействие безчувств – «взаимодействие, не содержащее узнавания и/или эмоций, отсутствие ответа на предложение общаться, игнорирование другого человека. Безразличие травмирует больше, чем пинок» [160, с.345].

Пинки, и поглаживания, и безразличие выступают условиями, регулирующими межличностную дистанцию в отношениях друг с другом. Учет и знание перечисленных ниже правил взаимодействия позволяет устанавливать благоприятную межличностную дистанцию. Рассмотрим их более подробно.

Правилапоглаживаний

1. Самая острая потребность в поглаживании – в детском, подростковом и старческом возрасте. В поглаживании мы черпаем энергию для активности и деятельности, что обеспечивает нам сохранение здоровья и психически комфортного самочувствия.

2. Чем старше человек, тем меньше физических поглаживаний он получает и тем больше настроен на поглаживания психологические. С возрастом психологические поглаживания становятся более дифференцированными и изощренными.

3. Поглаживания подкрепляют поведение, ведущее к поглаживаниям «Человек, получающий поглаживания бессознательно, да и осознанно, стремится к тому, чтобы вновь их получать. Мы получаем поглаживания от окружающих нас людей, от себя самих, от комфортных условий жизни. И некоторые люди так сильно стремятся к поглаживаниям, так сильно зависят от них, что они как бы находятся в паутине поглаживаний и ведомы ею по жизни» [160, с.40].

4. Чем больше банк поглаживаний, тем больше человек зависит от себя, обладает высокой степенью автономности. Если он мал или нефункционален – то человек зависит от поглаживаний извне.

5. Поглаживания и пинки находятся в обратной зависимости. «Чем больше человек принимает поглаживаний, тем меньше отдает пинков. Чем больше принимает пинков, тем меньше отдает поглаживаний» [160, с.41].

Правила пинков

1. Каждый человек вне зависимости от пола и возраста получает пинки. Они «способствуют выходу из состояния пассивности и часто снижают уровень самооценки человека» [160, с.47].

2. С возрастом психологические пинки превалируют над физическими, и с возрастом психологические пинки становятся более дифференцированными и изощренными.

3. Пинки подкрепляют поведение, направленное на них избегание. «Человек, получающий пинки бессознательно, да и осознанно стремиться тому, чтобы вновь их не получать. Мы получаем пинки от окружающих нас людей, от себя самих, от дискомфортных условий жизни. И некоторые люди так сильно стремятся избегать пинков, что готовы пожертвовать многим, чтобы их не было» [160, с.48].

4. Человек способен накапливать в себе пинки. Такая способность у каждого человека различна, и зависит от условий воспитания и формирования личности.

5. Пинки и поглаживания находятся в обратной зависимости. «Чем больше человек принимает пинков, тем меньше отдает поглаживаний» [160, с.48].

Рассмотрев правила пинков и поглаживаний, обратимся к описанию правил взаимодействия без чувств.

1. Когда нет достаточного притока чувств, когда по отношению к человеку проявляется равнодушие – человек перестает развиваться, он лишается энергии.

2. С возрастом человек старается меньше вступать во взаимодействие без чувств. Он ориентирован на создание для себя положительной среды, возможно с некоторым количеством пинков.

3. Равнодушие (взаимодействие без чувств) подкрепляет поведение, направленное на избегание такого взаимодействия. «Когда внешняя среда не обеспечивает приток чувств, то человек обращается к собственному банку поглаживаний и пинков. И получает необходимые переживания» [160, с.49].

4. Человек стремится забывать, вытеснять проявленное по отношению к нему равнодушие (взаимодействие без чувств). Это пространство он заполняет переживаниями из собственного опыта получения пинков и поглаживаний.

5. Чем больше человек оказывается в ситуациях проявления к нему равнодушия (взаимодействия без чувств), тем больше он стремиться выйти за пределы этой ситуации и получить если не поглаживания, то хотя бы пинки.

Обобщение описанного позволяет сказать следующее. Развитие умения распознавать, давать, принимать (а иногда и воздерживаться), поглаживания, пинки и равнодушие, с учетом описанных выше правил, позволяет субъекту быть более гибким в отношениях с другими людьми. Таким образом, благодаря гибкости и учету представленных правил взаимодействия, субъект способен устанавливать благоприятную для себя межличностную дистанцию во взаимодействии со своим партнером (партнерами). Ниже будут представлены способы поддержания благоприятной социально-психологической дистанции в отношениях с людьми.

Наши рекомендации