Психологические детерминанты готовности и успешности

В современном обществе перед высшей школой поставлена важная задача - готовить конкурентоспособных, инициативных специалистов, способных к практическому участию в социально-экономической жизни общества. Обращение общества к идее конкурентоспособности личности, как основополагающей, предполагает качественные преобразования во всех социальных структурах, способствующих эффективной социализации личности. Особое место среди социальных институтов занимает система профессионального образования, содержание которой часто является зеркальным отражением состояния общества.

При этом большое внимание уделяется особенностям, характеристикам и детерминантам готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности.

Актуальность темы обусловлена преобразованиями в современном российском обществе, определяющими новые условия, в которых придется работать молодому специалисту, выпускнику высшего учебного заведения. Развитие промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, информационных технологий и систем автоматизации требуют от молодых специалистов высокого уровня готовности к профессиональной деятельности. Эти и многие другие изменения вызывают необходимость в формировании специалистов, обладающих рядом личностных и профессиональных качеств, а также с ярко выраженной готовностью к профессиональной деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что готовность представляет собой основное условие к выполнению любой деятельности.

Готовность к профессиональной деятельности рассматривается как активное состояние личности; предпосылка к целенаправленной профессиональной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности; предрасположенность субъекта действовать на достаточно высоком уровне, обоснуется в качестве решающего условия быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.

При анализе психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности большое внимание необходимо уделять взаимосвязи личностного и мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов готовности к профессиональной деятельности.

Выделяют две основные группы психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности:

- внутренние (личностно обусловленные)

- внешние (ситуационно обусловленные).

Показателями внутренних детерминант являются:

- личностные качества, необходимые для профессии,

- личностные интересы и склонности,

- эмоциональная устойчивость

- внутренняя мотивация,

- выраженность профессионально-значимых личностных качеств студентов;

- ценности профессиональной деятельности;

- осознанность выбора профессиональной деятельности;

- стремление самореализоваться в профессии.

Возможности и условия в сфере физической культуры:

Необходимо обратить внимание на первые четыре показателя внутренних детерминант, имеющие ярко выраженную личностную характеристику. Психологически ориентированные занятия по физической культуре способствуют проявлению у студентов ощущения своей личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях: 1) определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому самосовершенствованию; 2) является основой самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста; 3) отражает творчество личности, направленное на использование средств физической культуры, а также на отношения, возникающие в процессе общественной и профессиональной деятельности, то есть на других. Чем шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Кроме того, один из центральных принципов физической культуры – принцип осознания и активности – акцентирует внимание на понимании целей и задач процесса физического воспитания, осмыслении всех происходящих процессов, что существенно сказывается на результативности личностного физкультурно-спортивного процесса в целом.

Показателями внешних детерминант являются:

- ориентация на успех, признание, престиж, высокий социальный статус;

- материальная обеспеченность;

- желание сделать карьеру;

- подражание кому-либо из значимых людей.

Вместе с тем стоит отметить, что выраженность показателей отдельных детерминант готовности к профессиональной деятельности определяется профессиональной направленностью обучения студентов вуза, а именно, профилем обучения. При этом психологические личностные детерминанты более значимыми являются для специалистов и студентов гуманитарного профиля.

Помимо психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности существуют подобные предпосылки к успешности профессионального самоопределения студентов в вузе.

Успешность профессионального самоопределения можно рассматривать и как процесс, и как результат. На этапе вузовского обучения успешность профессионального самоопределения является процессом и проявляется во взаимосвязи следующих компонентов:

- мотивационно-ценностного;

- интеллектуально-познавательного;

- действенно-практического;

- эмоционально-волевого.

Мотивационно-ценностная сфера студенческой молодежи в ходе занятий по физической культуре может представлять интерес как один из ведущих компонентов профессионального самоопределения. Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающихся юношей и девушек, то есть являются для него оптимальным (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию.

В физической культуре заложен и культурный потенциал, связанный с развитием интеллектуальных, мыслительных, творческих коммуникативных потенций человека, с формированием у него личностной физической культуры, позволяющей в дальнейшем повысить успешность профессионального самоопределения.

Успешность профессионального самоопределения предусматривает сформированность всех ее составляющих компонентов.

Основными психологическими детерминантами успешности профессионального самоопределения личности на этапе обучения в вузе являются: целевые и ценностно-мировоззренческие ориентации, характер мотива достижения.

Формула успешности профессионального самоопределения личности в период обучения в вузе (по данным Кононенко И.Ю., 2008) представлена следующими позициями:

Наши рекомендации