Общее понятие об эмоциях
Объект, предмет и задачи психологии.
Объект психологии - это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. Предметом психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
Метод в психологии – это способ познания внутренних явлений через анализ внешних психологических фактов.
Классификация методов в психологии:
методы сбора информации(наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод);
методы обработки данных(статистический анализ, другие математические методы);
методы психологического воздействия(дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие).
Задачи психологии:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;- научиться управлять ими;- использовать научные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики;- быть теоретической основой для прикладной и практической психологии.
Основными задачами современной научной психологии являются:
1)Изучить общие закономерности развития психики в онтогенезе.
2)Дать общую характеристику деятельности и личности на каждом возрастном этапе.
3)Выявить психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.
4)Установить психологические причины отклонений в психическом развитии отдельных людей и разработать методы диагностики и коррекции.
Биологическая и социальная подструктура личности
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Соц психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психологияизучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).
Общее понятие об эмоциях.
Эмоции – это непосредственное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Чувства – одна из основных форм эмоционального переживания человеком своего отношения к предметам, событиям, другим людям.
Классификация эмоций:
Ситуативные(радость, страх, волнение, досада)
Познавательные(интерес,удивление)
Соц. Взаимодействия(обида,гнев,жалость)
Эмоции и чувства делятся на:-выражающие положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности (удовольствие, радость,);-выражающие отрицательную реакцию человека на что-либо (боязнь, испуг.).
Функции чувств и эмоций:
-оценивающая - положит и отрицат эмоции показ, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др.);-побуждающая - чувства могут подтолкнуть человека к действию, а могут препятствовать этому;-регулятивная - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
В зависимости от силы эмоциональных переживаний эмоции подразделяются на следующие виды:
Настроение, аффект, страсть, фрустрация, агрессия, стресс.Высшие чувства присущи только человеку, тесно связаны с его личностью, отношением к жизни и окружающим, с убеждениями и взглядами.
Чувства подразделяются на три группы:
-моральные чувства - связаны с нравственной оценкой поступков своих и других людей;
-интеллектуальные чувства - связаны с удовлетворением познавательных потребностей;
-эстетические чувства - возникают в связи с удовлетворением эстетических потребностей.