Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела

34.Ребенок ложится на спину (или стоит, сидит). Его просят за­ крыть глаза и сосредоточиться только на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. Затем ему надо напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой час­тью тела (психолог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждой в отдельности — правая рука, шея, спина, живот, пояс­
ница, правая нога и т.д.). По позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места.

Ребенка просят «прислушаться» к своему телу и при необходимо­сти дополнительно поработать с напряженными участками и локаль­ными зажимами (см. главу 2 и §1 главы 3).

35. «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (но­гой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные вет­ви деревьев в лесной чаще.

36. «Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони —чашечки весов, держащие груз. При необходимости — реально нагру­зить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть гори­зонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытя­нуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, рас­слабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Анало­гичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом стано­вятся ноги.

37.«Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туло­вище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягива­
ются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потя­нуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка вып­рямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное по­ложение, потянуться вверх).

38.По этому же принципу строится упражнение «Раскачивающе­еся дерево» (корни — ноги, ствол — туловище, крона — руки и голо­ва), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

39.«Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, мысочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках.

Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не рас­цепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в И.п.

40. «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на ост­ров и начинает «размешивать» хвостом море.

41.«Насос и надувная кукла». Ребенок — надувная кукла, из кото­рой выпущен воздух, — лежит совершенно расслабленно на полу.
Психолог (или другой ребенок) накачивает куклу воздухом с помо­щью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части рас­прямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее на­
качивание воздухом опасно — кукла сильно напряглась и может лоп­нуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напря­жения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла пос­тепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на
расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимо­действия на уровне ощущения определенных свойств тела другого че­ловека.

42.«Смазка». Дети стоят в кругу. Им предлагается представить свое тело в виде любого механизма, который нуждается в смазке: «Пред­ставь себе, что твой палец — это масленка. Я наполняю ее маслом, чтобы ты мог смазать все суставы твоего тела. Сосредоточься, чтобы
ни один участок не остался без смазки».

43.«Двигательныйрепертуар». Детям предлагается свободно дви­гаться по комнате, не касаясь друг друга, самыми разнообразными способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле.
Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максималь­но быстро (медленно), чуть медленнее и т.п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение и рас­слабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе
этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различ­ные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, силь­ный ветер в спину и т.п.

Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапа­зона движений по параметрам: быстрые — медленные; мягкие — же­сткие; сильные — слабые; тяжелые — легкие; непрерывные — отры­вистые; свободные — с сопротивлением.

44. «Огонь и лед». И.п. — стоя в кругу. По команде «Огонь!» — дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.
По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз че­редует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

45. «Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей —на месте и рыб — с передвижением в воде.

«Облако и камень»', движения тяжелые, законченные — образ камня — и легкие, плавные, непрерывные, связанные с представле­нием об облаке.

46. «Страна кукол». Психолог: «Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными куклами».

«Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок.

«Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей).

«Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные дви­жения.

«Марионетка»: кукла, которую кукловод — психолог или другой ребенок — приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознава-ние центров движения.

Упражнение «Подвески» сложнее: детям предлагается предста­вить, что они куклы-марионетки, которые после выступления подве­шены на гвоздиках в шкафу (за руку, за палец, за воротник, за плечо и т.д.), то есть их тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается.

47. «Росток». И.п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Психолог: «Представь себе, что ты ма­ленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, по­степенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду по­могать тебе "расти"». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» — мед­ленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают «расти», по­степенно оживают руки, но пока висят как «тряпочки»; «три» — ос­торожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четы­ре» — выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» — руки поднима­ются вверх, смотрим на солнышко, тянемся к нему. Усложняя задачу, можно увеличивать количество этапов «роста» до 10—20.

48. «Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

49. «Потянулись — сломались». Руки и все тело ребенка устремле­ны вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сло­мались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), слома­лись в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислу­шайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

Растяжки

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Вы­полнение растяжек способствует преодолению разного рода мышеч­ных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных устано­вок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психичес­кой активности. Когда психолог, помогая ребенку, делает ему растяж­ки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

Упражнения лежа на спине

50.Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, одна рука лежит на солнечном сплетении, другая — на пупке. На вдохе прогибаем спину, опираясь на плечи и копчик; на выдохе — возврат в И.п. Руки надав­ ливают вниз, помогая пояснице коснуться пола.

51.Руки за головой, ноги согнуты в коленях. На вдохе прогибаем спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе поясничный отдел позвоночника опускается, а голова и плечи приподнимаются так, чтобы ребенок мог увидеть свои колени.

52. Ноги согнуты в коленях, одна рука лежит вдоль тела, а ладонь другой — под головой. На вдохе спина прогибается вверх с опорой наплечи и копчик, на выдохе — локоть руки, которая находится под го­ловой, касается противоположного (или одноименного) колена, при
этом поднимается верхняя часть туловища и подтягивается колено.

53.Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодоч­кой и вытянуты вверх. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху «ползет» по другой руке), а ноги — с другой стороны. Переводим руки и ноги одновременно в противо­положные стороны.

54.Прижать колени к груди, руки обхватывают голени, нос дотя­гивается до коленей.

55.«Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, про­катываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант — перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.

56.«Бревнышко». Поднять руки за голову, кисти соединены, паль­цы «смотрят» вверх; ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться направо, затем налево, как «бревнышко».

57.Ползание на спине: при помощи рук и ног; только рук; только ног (одновременные и попеременные движения правой и левой ко­нечностями).

58. «Струночка». Ребенок должен почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем опи­сать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, мягким, холодным, гладким, бугристым; шее или ногам неудобно и т.д.

Вытянуть руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх; ноги вместе, мыски оттянуты. Подбородок опустить на грудь так, чтобы нижняя часть шеи приблизилась (прижалась) к полу. В этом положении важно, чтобы ребенок почувствовал опору тела (ощущение, что пол держит, что он лежит на полу), а затем рассла­бился.

Психолог берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (дру­гая лежит расслабленно), затем другую. То же — с ногами. После это­го ребенок выполняет растяжки самостоятельно.

59. «Линейные растяжки». Ребенок (сначала с вашей помощью) растягивает все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем — только правой стороной тела (рука, бок, нога), по­том — только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выги­
баться. Спросите его о том, вытянулась ли его спина, руки и ноги.

60.«Звезда». Ребенок ложится в позу «звезды» — слегка разведя руки и ноги, а затем выполняет растяжки, аналогично предыду­щим, но не линейные, а диагональные. Оттягивается пятка правой ноги и левая рука — по диагонали, при этом левая нога и правая
рука расслаблены. Расслабиться. Затем то же выполняется по другой диагонали.

Растяжки «Струночка» и «Звезда» нужно делать не только на спи­не, но и на животе.

Наши рекомендации