Экспериментальная психология - область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения
Лекция № 1. Введение в экспериментальную психологию (Методологические основы
ПЛАН:
Основные понятия и исторические вехи развития экспериментальной психологии.
Главные принципы методологии экспериментальной психологии.
Задачи экспериментальной психологии.
Этические проблемы психологических исследований
Критика экспериментальной психологии.
Литература:
1. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М.: Проспект, 2005. — С. 30. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — ISBN 5-94723-290-1.
3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. — М.: Аспект-Пресс, 2005. — ISBN 5-7567-0373-X.
4. Мартин Д. Психологические эксперименты. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1.
5. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИП РАН, 1993. — С.88-95.
6. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
Основные понятия и исторические вехи развития экспериментальной психологии
Эксперимента́льная психоло́гия — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов.
Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.
Экспериментальная психология - область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения.
Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.
Экспериментальная методика в психологии сводится по преимуществу к лабораторным (реже — к естественным) исследованиям, в ходе которых осуществляется предварительное планирование и последующая организация максимально корректных (валидных) в научно-методологическом отношении экспериментов, имеющих то или иное отношение к самым различным областям психологической науки, включая почти все направления прикладной психологии.
В частности, очень большое значение для успешного развития экспериментальной психологии имеет разработка эффективных экспериментальных методов изучения различных проблем и вопросов, связанных с психофизиологией ощущений, восприятия, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления, языка.
В последнее время экспериментальные подходы стали активно применяться в социальной психологии, а также при исследовании психологических мотиваций и эмоций.
Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию.
Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В.Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.
По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.
На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.