Исходные данные для выявления различий при помощи корреляционного анализа (метод линейной корреляции Пирсона)
№ группы | Шкала 1 | Шкала 2 | и т.д. | |
Испытуемый 1 | ||||
Испытуемый 2 | ||||
Испытуемый 3 | ||||
Испытуемый 4 | ||||
и т.д. |
Далее осуществляется корреляционный анализ методом линейной корреляции Пирсона и при наличии значимых корреляций между отдельными шкалами и группой можно делать вывод о том, что выраженность того или иного психологического явления у испытуемых одной группы отличается от его выраженности у испытуемых второй. Необходимо отметить, что в литературе встречается и другое название данного метода: критерий линейной корреляции Пирсона rp.
В некоторых случаях возможно применение метода ранговой корреляции Спирмена (критерий rs). Однако данный метод имеет целый ряд ограничений, которые не могут быть изложены в рамках данного пособия подробно. Если читателя он все же интересует, следует обратиться к специализированной литературе, со списком которой можно познакомиться в конце пособия.
Выделение структурных компонентов экспериментального
И корреляционного исследования (цель, гипотеза, объект,
Предмет и задачи)
В планировании любого научного исследования можно выделить два этапа. На первом этапе осуществляется планирование общей структуры исследования. Определяется научная проблема, из которой вытекает цель, гипотеза, объект и предмет. На втором этапе продумывается структура достижения цели через выделение отдельных задач, последовательная реализация которых обеспечивает доказательство гипотезы и достижение цели. В данной части нашей работы поочередно будут рассмотрены оба этих этапа.
Научное исследование начинается с определения его цели, которая находит свое отражение в теме (наименовании). Наименование научно-исследовательской работы осуществляется по определенным правилам, которые весьма отличаются от наименования художественной литературы. В последнем случае правил просто нет.
Правила наименования научно-исследовательской работы достаточно просты:
1. тема должна отражать область исследования;
2. тема должна содержать указание на предмет исследования;
3. тема должна указывать на то, является ли исследование корреляци-онным или экспериментальным;
4. тема исследования должна отражать его цель;
5. из содержания темы должно быть видно, какого рода предположение (гипотеза) легло в основу исследования;
Следует отметить, что перечисленные правила – идеал, к которому следует стремиться, но существуют некоторые исключения из этих правил, о которых мы поговорим позже.
Начнем с определения понятий.
В философском энциклопедическом словаре термин «проблема» трактуется следующим образом: «проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение который представляет практический или теоретический интерес». Соответственно, цель исследования – решение проблемы, конечный результат, к которому стремится исследователь. Это может быть открытие новых законов и закономерностей, определение границ действия (области применения) существующих законов, проверка выдвинутых и сформулированных другими авторами предположений и т.д. Если проблема излагается в достаточно свободной форме, то цель должна быть сформулирована точным, не допускающим «вольных словооборотов», научным языком с использованием научных, но не наукообразных терминов.
Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Иными словами, гипотеза должна отвечать принципам верифицируемости (доказуемости) и фальсифицируемости (опровергаемости). Гипотеза – вопрос, заданный в утвердительной форме. Соответственно, гипотеза не может быть очевидно истинной или очевидно ложной.
Объект исследования – область, в рамках которой осуществляется исследование. Объект исследования должен обеспечивать возможность проверки гипотезы и достижение цели.
Предмет исследования – составная часть объекта, непосредственно то, что мы исследуем, на что оказываем воздействие, что измеряем или чем манипулируем.
С формально-логической точки зрения научное исследование включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть научного исследования посвящена описанию области исследования, т.е. описанию объекта. Практическая – соответственно, описанию предмета и осуществляемых с ним манипуляций. Но в реальности нередко возникает ситуация, когда исследователь вносит свое понимание, свою точку зрения в проблему объекта, тем самым превращая его в предмет. Какой вывод мы можем сделать? Понимание смысла и роли объекта и предмета повышает уровень проникновения исследователя в суть проблемы.
Рассмотрим эти понятия несколько подробнее.
Осуществление научного исследования, как мы отмечали уже неоднократно, начинается с постановки цели. Причем цель не должна быть двусмысленной, т.е. допускающей различные толкования. Также, она должна подразумевать возможность выделения четких признаков того, что она достигнута, и проблема, послужившая основанием цели – решена. Попробуем привести несколько примеров:
Корректно сформулированные цели:
– исследовать влияние адаптивности на школьную успеваемость;
– исследовать психологические особенности участников военных конф-ликтов;
– исследовать взаимосвязь ситуативной тревожности и стрессоустой-чивости младших школьников.
Некорректно сформулированные цели[9]:
– решить поставленную проблему (нескромно и некорректно);
– обосновать пути повышения эффективности… (расплывчато и неопре-деленно);
– совершенствование обучения математике (научная цель подменяется практической).
Как мы можем видеть, цель научного исследования, а курсовые и дипломные работы являются именно научными исследованиями, не должна претендовать на глобальность, не должна быть расплывчатой или частной. Она должна быть реальной, конкретной и должна представлять научный интерес.
Гипотеза в научном исследовании играет роль лакмусовой бумаги. Ее доказательство есть свидетельство достижения цели, а опровержение – свидетельство о неверных или не совсем точно сформулированных предпосылках исследования. От корректности формулирования гипотезы во многом зависит как ход исследования, так и его результат. В то же время, в реальном научном исследовании вполне возможна ситуация, когда гипотеза не подтверждается. В этом случае возможно ее изменение. Одновременно с этим следует отметить, что исследование может включать несколько гипотез. Хотя это не принято, но тем не менее и не запрещено. В этом случае, опровержение одной гипотезы не обязательно повлечет за собой опровержение других. Кроме того, допускается формулирование одной «генеральной» гипотезы и нескольких «частных» гипотез исследования.
Приведем примеры корректно сформулированных гипотез[10]:
– Существует обратная корреляционная связь между уровнем интеллекта и стремлением давать социально-одобряемые ответы в процессе психо-диагностического исследования детей младшего школьного возраста.
– Потребность в ощущениях является одним из определяющих факторов, влияющих на выбор профессий экстремального круга.
– Феноменология восприятия эмоциональных явлений зависит от про-фессиональной направленности сознания.
– В динамике роста уровня субъектности личности существуют половые различия.
Некорректно сформулированные гипотезы:
– Эффективность обучения детей в первом классе во многом опреде-ляется личностными качествами учителя (а разве в этом кто-то сомневается?).
– Существует прямая взаимосвязь между интеллектуальным способ-ностями и уровнем успеваемости школьников (сложно доказать, что такой связи не существует).
– Психологический статус лиц, осужденных за убийство, отличается от психологического статута лиц, не склонных к совершению противоправных действий (это очевидно).
– Существуют различия в восприятии смерти у представителей различных религиозных конфессий (…банально).
– Использование метода символдрамы в коррекции эмоциональных состояний является более эффективным, чем метод арт-терапии (такого рода гипотеза не только некорректна с этической точки зрения, она еще и недоказуема, поскольку эффективность коррекционного метода определяется квалификаций специалиста).
– Метод телесно-ориентированной терапии является эффективным инструментом оказания психологической помощи (доказать, как и в предыдущем случае, равно как и опровергнуть – невозможно).
Объект и предмет невозможно рассматривать раздельно. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом.
Если формулирование гипотезы – результат творческой работы исследователя, то процесс выделения объекта и предмета в какой-то степени может быть стандартизирован. Далее, мы попытаемся рассмотреть типичные ситуации исследования, когда анализ содержания темы и позволяет выделить и объект, и предмет исследования.
Темы исследования могут выглядеть следующим образом:
1) Влияние X на Y.
Например: влияние потребности в достижении на карьерный рост сотрудников органов власти. Субъектом исследования являются сотрудники органов власти. Объект – карьерный рост сотрудников органов власти (Y), а предмет – потребность в достижении (X) как фактор, влияющий на карьерный рост сотрудников органов власти.
Почему именно так, а не иначе? Почему «карьерный рост» в данном примере является более крупным понятием?
Сформулируем следующий вопрос: является ли потребность в достижении единственным фактором, оказывающим влияние на карьерный рост? Ответ очевиден – нет. Может быть, это и центральный фактор, но никогда он не будет единственным. Именно поэтому объектом является Y, а предметом X.
Следует учитывать возможность изменения структуры темы, но объект и предмет останутся прежними. К примеру: зависимость карьерного роста сотрудников органов власти от выраженности у них потребности в достижении. Как можно видеть, структура темы изменена, но суть ее осталась прежней.
Соответственно, вместо «потребности в достижении» может быть «тревожность», «общительность», «агрессивность» и т.д. Вместо «карьерного роста» возможны «успешность», «застенчивость» «адаптивность» и т.д. В любом случае, при наличии темы с данной структурой объектом исследования будет то, на что оказывается влияние, а предметом – что именно влияет.
В теме со структурой данного типа мы сразу можем определить:
– исследование является экспериментальным, поскольку в теме присутствуют слова типа: «влияние» и «зависимость» (естественно, возможны и их синонимы);
– зависимая переменная – объект исследования, независимая – предмет.
2) Взаимосвязь X и Y.
В данном случае X и Y являются равноценными, а потому они могут выступать только в роли предмета. В качестве объекта должно выступить максимально близкое, обобщающее X и Y понятие. Здесь имеются свои методы поиска такого обобщения, которые проще рассмотреть на примерах.
Пример 1. Взаимосвязь тревожности и стрессоустойчивости. Попытаемся проанализировать эти понятия. Как тревожность, так и стрессоустойчивость являются компонентами аффективной сферы личности. Следовательно, объектом исследования может являться аффективная, эмоциональная или эмоционально-волевая сфера личности.
Таким образом, первый метод выделения обобщающего понятия (объекта исследования) – обобщение по сфере личности, к которой относятся исследуемые явления.
Пример 2. Взаимосвязь потребности в общении и уровня развитости коммуникативных навыков. По аналогии с предыдущим примером мы поступить не можем, поскольку оба понятия относятся к разным сферам – потребностно-мотивационной и коммуникативной (сферой межличностных отношений). В этом случае в качестве обобщающего понятия можно выбрать более общее, например – личностные особенности.
Пример 3. Взаимосвязь типа темперамента и потребности в ощущениях. В данном случае – «личностные особенности» не могут выступать в роли объекта исследования, поскольку темперамент к ним не относится. Именно поэтому объектом могут стать индивидные особенности.
3. Проявление X в условиях Y.
Например: саморегуляция функционального состояния человека в экстремальных условиях деятельности. По аналогии с первой группой – объектом является X, а предметом Y, поскольку в условиях Y проявляется не только X, но и какие-то другие психологические явления. Соответственно, объект – экстремальные условия деятельности, а предмет – саморегуляция функциональных состояний человека в экстремальных условиях деятельности.
4. Проявление X и его изменение.
Пример: страх у детей дошкольного возраста и его преодоление. Объект исследования – X (т.е. страх у детей дошкольного возраста), а предмет – методы его изменения (в нашем случае – методы его преодоления). Вместо «преодоления» может выступать диагностика, и тогда предметом станут методы диагностики страха у детей дошкольного возраста.
Другой пример: особенности проявления застенчивости в младшем школьном возрасте.
В данном случае рассуждения могут быть следующими.
В теме заявлено, что в младшем школьном возрасте застенчивость проявляется как-то по-особенному, не так как в других возрастных периодах. Это означает, что исследование является экспериментальным, так как выявить эти особенности можно только путем сравнения проявлений застенчивости у детей разного возраста. Соответственно, объектом исследования является застенчивость, а предметом – ее проявление в младшем школьном возрасте.
5. X как часть Y.
Примеры:
Тема: психологические особенности предпринимателя как субъекта деятельности. Объект – предприниматель как субъект деятельности, предмет – его психологические особенности.
Тема: формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях. Объект – психологическая подготовленность у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях, предмет – методы ее формирования.
Тема: образ ребенка в сознании педагога. Объект – сознание педагога, предмет – образ ребенка в сознании педагога.
Кроме того, существует еще один аспект выделения выбора объекта и предмета исследования, который нередко упускается, – а именно – отражение места предмета в структуре объекта.
Приведем пример. Тема: влияние стрессоустойчивости на агрессивность сотрудников силовых структур. Объект – агрессивность сотрудников силовых структур, предмет – стрессоустойчивость.
Обратите внимание – в такой формулировке объект и предмет не связаны друг с другом. Отдельно – объект, отдельно – предмет. Такая ошибка является принципиальной. Более корректным будет формулирование предмета исследования следующим образом: стрессоустойчивость, как фактор, влияющий на агрессивность сотрудников силовых структур. При этом почти дословное повторение темы исследования не должно смущать. Это как раз является нормальным.
Следующий аспект, который мы рассмотрим – планирование задач исследования. Здесь также имеется достаточно четкая, устоявшаяся во времени структура.
Первой задачей любого исследования является теоретический обзор объекта.
Вторая задача – определение места, роли и функций предмета в структуре объекта.
В принципе, эти две задачи соотносятся с первой главой курсовой и дипломной работ или кандидатской диссертации.
Третья задача – разработка схемы исследования (выбор экспериментального плана, обоснование объема выборки и применяемых методов и методик, выбор и обоснование методов доказательства и т.д.). В некоторых случаях выделение этой проблемы в отдельную задачу можно не делать, но в любом случае этот вопрос должен быть раскрыт в полном объеме.
Четвертая задача – осуществление эмпирического исследования и обработка полученных результатов.
Пятая задача – анализ полученных результатов.
Следует отметить, что иногда бывает полезным конкретизировать какие-то задачи. Например, можно выделить: проведение диагностического исследования и коррекционного воздействия. Это может быть целесообразным, если в теме исследования отдельными пунктами указывается «диагностика и коррекция». Сама тема может звучать следующим образом: диагностика и коррекция психологических особенностей женщин в период беременности.
Далее, мы попытаемся продемонстрировать на примере разработки психодиагностической методики в форме опросника (подробно) и в форме проективно-графической методики (схематично), как могут быть использованы вышеуказанные положения экспериментальной психологии на практике.