Сущность, функции и виды внимания 14 страница
Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются и проявляются в политическом сознании наций, социальных групп и индиви-
дов и реализуются в практических действиях всех субъектов политических процессов.
Что касается методов политической психологии, то, будучи ответвлением психологии социальной, она использует ее опыт н весь методический арсенал: от опросов, анкетирования, наблюдения до экспериментов, моделирования и проективных методик.
Россия была первой страной, где уже в XIX в. проводились серьезные социально-психологические и политико-психологические исследования. К политико-психологическим исследованиям относится, например, изучение поведения солдат при разгоне толпы и демонстраций (Д.Д. Безсонов), работы по проблемам массовых психических заражений и самоубийств (В.Х. Кандинский, А.А. То-карский и др.), попытки найти психологические основы правосознания (Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер) и др.
Проблемы личности в политике исследуются на макроуровне {личность и общество), на уровне различных типов, выделенных по разным признакам {особенности политического сознания и поведения; принадлежность к различным социальным группам, ролевые характеристики), и на уровне индивидуального анализа.
Так, предпринималось много попыток найти какой-то фактор или набор черт, которые позволяли бы выделить психологическую основу личности лидера. Американский исследователь Дж. Стосинд-жер предложил разделять политических деятелей на «крестоносцев» и «прагматиков». Американский социолог Дж. Барбер разработал типологию политических деятелей, взяв за основу два измерения: активность — пассивность, которая характеризует уровень затрат энергии и времени, отдаваемых политическим деятелем исполнению своих прямых обязанностей, и позитивно-негативное эмоциональное отношение к данным обязанностям. Из различных сочетаний этих двух простых измерений оказалось возможным выделить четыре типа политических деятелей: активно-позитивный — высокая активность и эмоционально заинтересованное отношение к своей деятельности — ориентирован на продуктивность своей работы; активно-негативный — высокая активность сочетается с незаинтересованным отношением к своим обязанностям — ориентирован на личные интересы н амбиции; пассивно-позитивный — нравится статус, но нет желания активно работать— ориентирован на социальное признание, статус, карьеру; пассивно-негативный — нет ни активности, ни особой заинтересованности в статусе — это значит, что человек в силу случайных обстоятельств стал обладателем властной роли.
Несмотря на то, что попытки создать какой-то общий психологический портрет лидера окончились неудачей, можно говорить о некоторых чертах, очень важных для личности политического деятеля. Это «когнитивная сложность личности», определяющаяся числом измерений, в которых личность видит и описывает социальную действительность, и числом правил и способов, используемых для обработки и интеграции информации об этой действительности. Другое понятие — «когнитивная карта личности» — обозначает своего рода психологический фильтр, определяющий, как и в какой степени сложности информация оказывается доступной для личности.
Как уже отмечалось, рассмотренные вопросы далеко не исчерпывают всего содержания политической психологии, круг интересов которой постоянно расширяется.
Экономическая психология как научная дисциплина изучает психологические механизмы и процессы, которые лежат в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей.
Среди исследователей XX в. основателем экономической психологии считается Дж. Катона, первым начавший применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем в сотрудничестве с группой экономистов и социологов.
Экономическая психология как область исследований является проблемно-ориентированной. Проблемы исходят из трех типов экономической реальности: сферы рынка, где в центре внимания находятся покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потребительское поведение; сферы бизнеса, где центральное место занимают исследования предпринимательства и деловой активности; сферы общества, где специальной проблемой анализа являются поведение граждан и ответ на экономическую политику государства, инфляция, теневая экономика, безработица и т.д. #
В отечественной психологии в качестве самостоятельного направления сформировалась социальная психология торговли. В последние годы активизировались психологические исследования в сфере рекламы (А.Н. Лебедев). Изучаются психологические проблемы российского предпринимательства (В.А. Бодров, В.И. Журавлев и др.). Особое внимание уделяется исследованию социально-психологических проблем экономических изменений в российском обществе (В.И. Журавлев).
© Контрольные вопросы
1. Как можно определить понятие «традиции»?
2. Какие группы относятся к условным?
3. Что является предметом изучения этнической психологии?
4. Что такое гетеростереотип?
5. Какие типы лидеров выделяют, согласно классификации Дж. Барбера?
6. Что выступает источниками проблемного поля экономической психологии?
ф Тестовые задания
1. В ходе исторического развития социальные группы проходят ряд
этапов...
A. Типологический —» солидарности —> идентификации. Б. Типологический —> идентификации —> солидарности.
B. Идентификации —\ типологический —* солидарности. Г. Солидарности —» типологический —> идентификации.
2. К условным группам можно отнести...
A. Профессиональные группы. Б. Собрания.
B. Митинги.
Г. Группы, созданные на основе объединении единомышленников по' интересам.
3. Отличительным признаком активной толпы является...
A. Отсутствие стимулов к действиям. Б. Агрессивное поведение.
B. Быстрое рассеивание только что образовавшейся толпы. Г. Низкая мотивация к действиям.
4. Принадлежность к толпе порождает у человека...
A. Чувство анонимности.
Б. Чувство безответственности.
B. Критичное отношение к происходящему. Г. Желание обособиться от окружающих.
Глава 25
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
25.1. Проблемы воспитания и образования в контексте социальной психологии
В современной науке не сложилось единой непротиворечивой теоретической системы о воспитании, основывающейся на данных возрастной, педагогической и социальной психологии в комплексе. Однако накопленные традиции позволяют обозначить основные направления изучения проблем воспитания и образования.
Во-первых, развитие ребенка в онтогенезе происходит всегда в обществе и в социуме. Начиная с момента рождения человек попадает в социально-культурную среду, во многом детерминирующую индивидуальный ход развития. Обычно на начальном этапе социальная среда представлена семьей.
Как правило, в дальнейшем контекстом развития ребенка, т.е. определяющим социальным фактором влияния, выступают те или иные социальные институты: ясли, детский сад, школа и др. И наконец, в юношеском возрасте, становясь на путь выбора профессии, личность попадает в различные образовательные*учреждения. Таким образом, человек на всем пути своего развития находится в постоянном взаимодействии с другими людьми. Именно синтез возрастной, педагогической и социальной психологии позволит обеспечить это взаимодействие: научить ребенка общаться, понимать окружающих, уметь репрезентировать себя, владеть различными навыками вербальной и невербальной коммуникации, отстаивать свое личное мнение, прислушиваться к мнениям других и т.д.
Во-вторых, знания каждого ребенка об окружающем его мире и обществе представляют собой достаточно структурированное, комплексное образование. Но таковыми они выступают только в том случае, если будет организован планомерный процесс трансляции подобных знаний со стороны взрослых, основанный на знании возрастных особенностей психики ребенка и учете его индивидуальности. Иными словами, будет найден индивидуальный подход в воспитании ребенка и обучении его тому, в чем схожи все люди и чем они различаются, каковы причины того или иного поведения окружающих, как и почему произошло общество и пр. \
Проиллюстрировать сказанное можно целым рядом экспериментов по пониманию личностных характеристик окружающих детьми разного возраста. При анализе описаний других людей психологи обнаружили, что дети младшего возраста обращают внимание преимущественно на внешние характеристики человека {одежду, родственный статус, внешность и пр.), младшие школьники уже акцентируют черты характера, привычки, потребности, т.е. обнаруживают заметное усложнение восприятия окружающих. Дальнейшие описания отражают все большую долю внутренних психологических качеств человека: Таким образом, опираясь на обнаруженные закономерности, можно сознательно формировать и развивать у учащихся предпосылки последующего социального поведения.
В-третьих, описанные выше пункты в воспитании и образовании ребенка не найдут своей реализации, если он не овладеет речью. Ведь любая коммуникация, любое взаимодействие со сверстниками, не говоря о взрослых, требует от ребенка навыков речеговорения. Совершенным атавизмом выступает все еще бытующее среди многих родителей и педагогов мнение о том, что «ребенок заговорит сам». Хотя овладение речью до недавнего времени считалось окончательно не изученным когнитивным процессом, с уверенностью можно констатировать, что в его основе лежит социальная деятельность. Конечно, высказанное утверждение не дает однозначного ответа на вопрос, как человек учится говорить, но призывает педагогов и воспитателей подходить к ребенку, предварительно вооружившись знаниями социальной психологии.
В-четвертых, социальная включенность человека в общество, представленная на разных этапах его развития в онтогенезе с различными структурами: теми, с которыми он сталкивается ежедневно (родителями и родственниками, воспитателями, педагогами, одноклас-
сниками, друзьями и пр.) и относительно отдаленными (другими народами, правительством, церковью и пр.), дает ему возможность не только наблюдать за другими и понимать, как они взаимодействуют, но и учиться у них.
Зарубежные исследователи обнаружили, что дети Шотландии и Франции по-разному относятся к системе правил в школах. Так, шотландские школьники склонны считать, что учителя обязаны внедрять в школе правила поведения и субординации вне зависимости от того, как эти нормы воспринимаются учащимися (положительно или отрицательно). Французские школьники полагают, что учитель должен поступать справедливо независимо от того, что предписывают делать правила. Конечно, полученные результаты отражают не только национальную идеологию стран, но и особенности функционирования разных школ. Однако они проливают свет на представления, характерные для обществ, представителями которых выступили испытуемые.
Таким образом, педагог имеет целый спектр возможностей организовать продуктивный педагогический процесс, зная закономерности функционирования и развития группы, организацию коммуникации между детьми и взрослыми, а также некоторые особенности национальной культуры учащихся.
Подводя итоги, следует отметить, что задачи, стоящие перед педагогическим процессом, можно разбить на несколько взаимозависимых блоков.
• Первый блок направлен на то, ЧЕМУ необходимо научить ребенка определенного возраста, согласуясь с образовательной программой по различным дисциплинам.
• Второй блок раскрывает механизмы обучения, т.е. реализует процесс освоения учеником знаний, отвечает на вопрос: КАК научить школьника?
• Третий блок определяет задачи обучения и воспитания ребенка, выступающие в неразрывном единстве с содержанием учебного процесса; это ответ на вопрос: ЗАЧЕМ учить и воспитывать?
• Четвертый блок направлен на социальное образование и воспитание подрастающей личности и решает те задачи, которые необходимо реализовать в период подготовки к новой, взрослой жизни: приобрести основополагающие знания об обществе, его устройстве, правилах и общественных нормах, общении и т.д.
• Пятый блок относится к огромному количеству психолого-педагогических проблем и вопросов, которые объединяются: КТО и КОГО учит, образовывает, воспитывает?
25.2. Значение социально-психологического взаимодействия учителя и учащихся
Необходимым условием успешной реализации педагогического процесса в системе образования является грамотно организованное взаимодействие между педагогом и учениками. Традиционно субъект-объектные отношения в ходе обучения н воспитания рассматриваются преимущественно с позиции учителя. Мы не будем отступать от заданной традиции и проанализируем их основные составляющие, приняв на себя роль обучающего.
Коммуникация учителя и учащихся является одним из компонентов педагогической деятельности. Кратко перечислим все остальные:
S гностический компонент содержит в себе исследовательскую деятельность учителя, направленную на расширение спектра собственных знаний, умений и навыков;
S конструктивный компонент отражает планирование педагогом своей деятельности и ее результатов;
•S организаторский компонент определяет ход всего педагогического процесса, т.е. предполагает его организацию;
S коммуникативный компонент раскрывает организацию взаимодействия между участниками педагогического процесса (учителем, учащимися, родителями) и отражает уровень развития у педагога навыков коммуникации и степень владения ими.
В данном компоненте педагогической деятельности реализуется целый ряд функций учителя. А если выразиться точнее, без коммуникативного компонента невозможно представить реализацию какой бы то ни было функции педагога, например информационной, заключающей в себе профессиональные знания, умения и навыки педагога, пользование методическими -средствами: мобилизационной, направленной на активизацию познавательной деятельности учащихся, поддержание и развитие у них творческого и самостоятельного подхода к получению знаний, общественной работе, развивающей, учитывающей в процессе формирования способностей нн-дивидуально-психологические и возрастные особенности каждого школьника, или ориентационной, заключающейся в формировании у учащихся мировоззренческих принципов, социально одобряемых способов поведения и личности в целом.
Значимым для саморазвития учащихся выступает грамотно организованное педагогом в ходе коммуникации воздействие. В отечественной науке выделяют прямое (открытое) и косвенное воздействия.
При прямом воздействии учитель непосредственно обращается к учащемуся с определенными предложениями или требованиями. Осуществляя косвенное воздействие, педагог реализует свою деятельность в сфере ближайшего окружения конкретного объекта: изменяя что-либо в окружении, часто через референтное лицо, учитель стремится трансформировать личность или поведение выбранного ученика. При этом такие характеристики осуществляемого воздействия, как его продуктивность, характер и направленность, могут быть различными по степени проявлений. Так, целенаправленное влияние является продуктом сознательной активности педагога, когда заранее определены ее цель, задачи и методы, а также ожидаемый результат. Нецеленаправленное влияние, наоборот, часто незапланированное, случайное и непреднамеренное. Возникает естественный вопрос: какое воздействие (целенаправленное или нецеленаправленное, прямое или косвенное) приносит бблымие плоды для педагога и учащихся? Ответ следует неоднозначный: любое вмешательство обучающего может иметь позитивные и негативные последствия.
Таким образом, процесс взаимодействия учителя и учащихся довольно сложен. На его успешность влияет целый ряд факторов: возраст учителя; стаж педагогической деятельности; личностные особенности педагога; отношение к выполняемой работе, ученикам и другим членам педагогического коллектива.
Следует отметить что коммуникации учителя в учебно-воспитательном процессе затрагивают сразу две сферы: детская среда (школьники) и межличностные отношения в педагогическом коллективе. Во многом успешность профессиональной деятельности определяется не только организованностью взаимоотношений с учащимися, но и налаженностью межличностных отношений педагога с коллегами по работе, с родителями учащихся.
25.3. Основные задачи повышения социально-психологической грамотности
В свете модернизации отечественного образования, с одной стороны, и проблемной ситуацией, сложившейся в настоящее время в образовательных учреждениях — с другой, необходимым является повышение социальной компетентности учащихся, важным компонентом которой выступает социально-психологическая грамотность. Принято выделять-пять основных направлений, по которым может вестись обозначенная работа.
Первое направление включает следующие задачи:
S повышение культуры семейного воспитания учащихся;
«'обучение школьников различным формам партнерства;
S сопровождение процесса полоролевой идентификации учащихся.
Все больше в отечественных школах становится учащихся из трудных семей. Зачастую за внешним благополучием конкретного ребенка скрывается целый перечень его семейных проблем. Особое внимание в подобных случаях педагог должен обращать на те признаки в поведении, речи, учебной деятельности учащегося, которые являются нехарактерными для него или же появились недавно, выделяются на общем личностном фоне ребенка, снижают обучаемость и т.д.
Одной из основных проблем семейного воспитания является наличие насилия в семье. Ребенок из такой семьи стремится это не афишировать. Однако синяки на теле, заторможенность, вздрагивание при повышении голоса, неразговорчивость могут свидетельствовать о том, что он подвергается насилию. Следует отметить, что насилие бывает не только физическим (сексуальным, с применением физической силы), но и моральным, когда маленький член семьи подвергается различным психологическим воздействиям. Признаки у каждого конкретного случая сугубо индивидуальны, но, к примеру, если ребенка избивают в семье, он может стать драчливым в школе, тем самым как бы компенсируя издевательства над собой.
Таким образом, анализируя получаемую информацию и оперируя знаниями социальной психологии, педагог может помочь каждому школьнику овладеть азами построения взаимоотношений с окружающими, получить знаниями основ семейной жизни, существования в группе и пр. Подобной просветительской деятельностью могут заниматься только подготовленные специалисты совместно с врачами, социальными педагогами, правоохранительными органами, и в конечном итоге способствовать осознанию своей значимости в семье, существующих в ней степеней свободы для всех членов семьи и своих правах и обязанностях.
Отношения между людьми по научной традиции подразделяются на официальные и неофициальные, деловые и личные. Официальные отношения подвержены всякого рода санкциям, документально фиксируются и контролируются. Неофициальные отношения могут существовать наряду с официальными, но при этом документально не фиксируются. Деловые отношения напрямую связаны с учебной или профессиональной деятельностью и детерминируются ею. Личные отношения определяются в первую оче-
редь потребностью самого субъекта в общении и могут быть оценочными (похвала, восхищение) или связанными со взаимодействием.
Задача педагога состоит в том, чтобы учащиеся знали, какие бывают отношения и как их можно организовать, в каких случаях следует придерживаться тех или иных форм общения. Школьники должны иметь представление о том, что отношения могут сопровождаться проявлениями симпатии (эмоциональной положительной установки на субъект взаимодействия). Потребность человека находиться рядом с другим конкретным человеком является основой межличностной привлекательности и называется притяжением. Конечно, ежедневное общение с окружающими отнюдь не всегда доставляет партнерам по общению только положительные эмоции: симпатия и притяжение имеют обратные стороны — антипатию и отталкивание. С этими проявлениями человеческой коммуникации учащиеся также встречаются в школе, поэтому педагог должен приложить определенные профессиональные усилия, чтобы подготовить их к подобным ситуациям.
Однако при благоприятном развитии межличностные отношения перерастают в дружеские. Для этого необходимыми условиями являются совместная деятельность и принадлежность к одной и той же группе, т.е. общность (сходство) взаимодействующих личностей. Оно проявляется в следующих параметрах:
S социологическом (социально-экономическийстатус, профессия, образование);
S социально-психологическом (общность целей и интересов, ценностные ориентации и пр.);
S психологическом (поведенческие паттерны, характер, привычки);
■S психофизиологическом (темперамент, активность).
Следует помнить, что на успешность коммуникаций влияет социометрический статус в группе: оптимально развиваются отношения у партнеров с разными статусами и отвергают друг друга партнеры с одинаково низкими статусами. В этой связи важным выступает знание и грамотное использование педагогом социометрических статусов одноклассников. #
Обычно прежде чем включиться в межличностные отношения, человек сознательно или неосознанно познает партнера по общению, и только через понимание, в котором основополагающей является когнитивная составляющая, возникает взаимопонимание, основанное на эмоциональном и поведенческом единстве партнеров по общению.
Еще в младшем-дошкольном возрасте ребенок начинает активно интересоваться тем, как в семье распределены роли. Однако на
практике далеко не каждый школьник, не говоря о подростке, может перечислить несколько функций папы и мамы, кроме традиционных «готовить еду» и «зарабатывать деньги». В ходе учебного процесса данному вопросу уделяется минимальное количество времени на уроках домоводства, при этом психологическая и социальная природа распределения ролевого функционала в семье остается не затронутой педагогами. Задача просветительской работы учителя в указанном направлении состоит в раскрытии функций, которые выполняет семья в обществе:
Н экономической (участие членов семьи в товарно-денежных отношениях);
2) психологической (поддержание теплой эмоциональной атмосферы в семье, надлежащего психологического климата);
3) культурной (интеллектуальное и нравственное развитие членов семьи);
4) хозяйственно-бытовой {уборка, походы в магазины и т.п.);
5) коммуникативной (общение не только в кругу семьи, но и с друзьями, знакомыми, общественными организациями, т.е. представителями социума);
6) демографической (продолжение рода).
Учащиеся должны также, обладая теоретическими знаниями, быть подготовлены к вступлению в брачно-семейные отношения, определяющим моментом которых является выбор брачного партнера.
Второе направление повышения социально-психологической грамотности касается работы с различными категориями учащихся й включает реализацию следующих задач:
•S оптимизацию работы с «трудными» детьми;
■S оптимизацию работы с одаренными детьми;
■S оптимизацию работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности.
Термин «трудный ребенок» многолик и характеризует тех учащихся, чьи познавательные и нравственные потребности не вписываются в привычный школьный стандарт. Чаще всего к «трудным» относят неуспевающих и нарушающих общественную дисциплину учащихся. Наиболее часто «трудными» бывают подростки. К общим причинам отклонений в поведении и успеваемости относят, во-первых, задержки психического развития (ЗПР) и, во-вторых, неправильно организованную педагогическую ситуацию формирования личности ребенка в школе и дома. На самом деле причин гораздо больше. Это и неумение ребенка адаптироваться в новой группе, которой часто являются группа детского сада или класс в школе; неготовность к обучению в школе, сформировавшаяся в бо-
лее раннем возрасте вследствие, например, того, что ребенок не посещал детский сад и не общался со сверстниками, и т.д. В целом у «трудных* детей затруднены реализация своего статуса в группе или его приобретение, вследствие чего возникает «эффект неадекватности*, проявляющийся в неумении выстраивать коммуникации, в боязни неудачи и агрессивности. Таким образом, задачи деятельности педагогов должны быть направлены на социально приемлемую реализацию потребностей в общении у «трудных» детей и проявление ими своей компетентности в каких-либо видах деятельности.
Одаренный ребенок тоже в определенной степени является трудным для педагогического коллектива. Внешние проявления одаренности многообразны. Они выражаются прежде всего в более быстром развитии мышления и речи, точном и быстром выполнении мыслительных операций, увлеченности и любознательности. Одаренного ребенка отличают богатство активного словаря, оригинальность словесных ассоциаций, высокий уровень умственного развития. Н.С. Лейтес выделяет три категории одаренных детей:
• с ускоренным умственным развитием, на несколько лет опережающим физический возраст;
• с ранней умственной специализацией, обнаруживающие предрасположенность к какой-либо конкретной области науки;
• с отдельными незаурядными способностями.
Трудности в работе с одаренными детьми состоят в том, что не совпадает темп работы одаренного ребенка и класса, познавательные потребности одаренного ребенка часто превышают таковые у педагога, таким детям часто сложно общаться со сверстниками: «не о чем поговорить» и пр. Но основная трудность заключается в самом ребенке: он быстро усваивает материал, но очень редко формулирует проблемы и догадки, не связанные непосредственно с успешностью обучения, т.е. исследовательские вопросы. В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям со стороны окружающих. Поэтому задачами деятельности педагога выступают оптимизация взаимоотношений одаренных детей со сверстниками и педагогами, выработка коммуникативных навыков и приемов.
Работа с детьми с ограниченными возможностями в отечественной образовательной системе сопряжена с рядом практически непреодолимых трудностей, поэтому подавляющее большинство таких детей находятся на надомном обучении. Цель просветительской деятельности- педагогов должна заключаться в том, чтобы общество сверстников и взрослых адекватно принимало детей с
ограниченными возможностями и позволяло им адаптироваться в своих рядах, ведь процесс взаимодействия с социумом, представленным в лице класса, во многом является определяющим для дальнейшего развития обеих сторон общения: и ребенка-инвалида, и его одноклассников. То, как полноценные члены общества могут принимать неполноценных, является показателем не только личностной культуры каждого представителя определенного общества, но и всего общества в целом.
Обобщая сказанное по данному направлению работы, можно отметить, что наиболее оптимальным является не сегрегированная форма организации педагогического процесса, а совместное обучение «трудных», одаренных детей и детей с ограниченными возможностями.
Третье направление повышения социально-психологической грамотности определяет следующие задачи:
■S выработку оптимального стиля взаимодействия с учащимися;
S избегание стереотипов в педагогической деятельности.
Различают несколько стилей общения педагогов:
• авторитарный, не допускающий вмешательства учащихся и реализующий тактики диктата и опеки;
• попустительский, не принимающий на себя какую бы то ни было ответственность, формально управляющий ходом педагогического процесса;
• демократический, опирающийся на группу в целом и учитывающий ее интересы.
Отметим, что в деятельности педагога, как правило, не существует четко выраженного стиля взаимодействия с учащимися, сформировавшаяся модель поведения эклектична, поэтому, опираясь на достижения мировой психологии, собственный профессиональный опыт, каждому педагогу представляется необходимым выработать индивидуальный стиль.
Стереотипы в поведении учителя влияют на взаимоотношения с теми или иными учащимися. Так, стереотип ожидания «делает» успевающих учеников всегда хорошими, а неуспевающих — наоборот, плохими. Учащиеся с благозвучными для педагога именами более симпатичны ему по сравнению с детьми, имеющими неблагозвучные имена, и т.д. Школьники тоже по-разному ощущают на себе действие названных стереотипов. Осознание обеими сторонами педагогического процесса своей подверженности стереотипам будет способствовать конструктивному подходу к построению межличностных отношений.
Четвертое направление связано с оздоровлением экологии школы как социально-психологической среды и включает в себя реализацию следующих задач:
S оптимизацию социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
S оздоровление школьной среды.
Под социально-психологическим климатом коллектива понимается комплекс психологических условий, благоприятствующих эффективной реализации совместной деятельности. В нашем конкретном случае это создание благоприятной обстановки в классе, поддержание атмосферы доверия, доброжелательности, безопасности.
Окружающая человека в школе материальная среда во многом определяет успешность его деятельности, поэтому в зависимости от расстановки мебели, оформления помещения кабинет одного преподавателя может быть холодным и даже вселять ужас в школьников, а другого — быть любимым местом нахождения учащихся. В учебно-воспитательном процессе имеет большое значение организация рабочего пространства учащихся, мест для сидения и работы у доски, дистанции между партами, рядности. Немаловажным является цветовое решение пространства, его освещенность и фитодизайн.