Интимность и сексуальность
В противоположность обычным убеждениям интимные отношения начинаются с обязательств по отношению к самим себе, а не по отношению к кому-то другому. Мы обязаны быть самими собой только перед собой, и если мы такие, как есть, не нравимся окружающим, то для нас это прекрасный шанс осознать (и чем раньше, тем лучше), что эти отношения обречены, как бы мы ни желали иного.
Если мы строим отношения, мы принимаем инакость другого, как счастливую возможность для собственного развития, а не как повод для конфликта, обвинений и жалоб. Различия предназначены, чтобы рождать фрустрацию, но гештальтисты приветствуют фрустрацию как стимул к будущей зрелости. Строя отношения, мы принимаем тот факт, что все, что нам нравится или не нравится, имеет отношение прежде всего к нам самим, а не к нашему партнеру. Если мне не нравится стряпня моей жены или костюм мужа, это больше говорит о моем вкусе, чем о том, что жена не умеет готовить, а муж небрежен.
Когда различия проявляются, мы должны быть готовы оставаться с проблемой до тех пор, пока не проявятся все наши чувства, не найдут выход и не выразятся все наши полярности. Тогда мы можем пойти на компромиссы, которые обусловлены лимитами или границами человека. Мы не можем допустить компромисса с самим собой, поскольку такой компромисс станет ядом для отношений. Наши ограничения не должны быть также попыткой контролировать другого человека, скорее они призваны обрисовывать контур «Я вот такой». Конечно, когда мы открываем свои чувства Другому, мы можем обнаружить, что ни один из нас не готов к такому компромиссу, чтобы отношения могли продолжиться. Что ж, такое открытие не повод для оскорблений или ненависти, а только основание для признания факта, что мы не можем быть вместе. Если мы все же останемся вместе, то можем испытать двойную радость, во-первых, потому, что находимся рядом с настоящим человеком, а во-вторых, потому, что он наш партнер и он рядом.
Хотя сам Ф. Перлс писал немного о сексуальности, его последователи сделали немало, чтобы помочь понять сексуальные отношения как целостный опыт. Все гештальтисты подчеркивают важность телесного опыта, контакта с чувственным проживанием жизни в противовес рутинному, и спонтанного отклика целостного организма, освобождающего энергию для полного и тотального проживания сексуальности в противовес ее «частичному», часто исключительно генитальному переживанию. Обучаясь интегрировать дыхание, отдаваясь естественным движениям всего тела человек получает возможность превратить сексуальные грезы в действительность, а оргазм - в целостное и полное переживание своего Я.
Коммуникация
Как и Ф.Перлс, гештальт-терапевты сравнительно мало внимания уделяют коммуникации и межличностным отношениям в целом, сосредоточиваясь главным образом на внутриличностных конфликтах индивида. Коммуникация рассматривается как часть социальных игр и в этом смысле отражает поверхностный фальшивый уровень включенности Я. Людям свойственно говорить, сплетничать друг о друге, восхвалять себя, жаловаться - все это не более чем их фальшивые социальные роли. В терапевтической работе Ф.Перлс предпочитал блокировать этот уровень и содействовать появлению и действенному выражению реальных чувств, скажем, накладывая запрет на вербальное поведение и предлагая выразить свои чувства в движениях, танце, творческой активности (арт-терапии), помогая людям понять, что и как стремится выразить их тело и невербальное поведение в целом.
Прибегая к словесной форме экспрессии, мы сводим конфликт к минимуму; активизировать конфликт возможно, следуя таким правилам гештальт-терапии.
Во-первых, мы должны стараться (насколько это возможно) взаимодействовать в императивной форме, так как требование - это единственная реальная форма коммуникации. Так, задавая кому-то вопрос, мы в действительности предъявляем ему определенное требование, хотя оно и замаскировано. Например, вместо того чтобы говорить «Не хотел бы ты пойти в кино сегодня вечером?», следовало бы сказать прямо: «Давай сходим в кино сегодня вечером». Используя прямую форму коммуникации, мы яснее осознаем сами и позволяем осознать партнеру, где мы находимся и что хотим. И тогда наш партнер обладает возможностью выбора: либо прямо ответить на требование, либо ответить на вопрос.
Во-вторых, поскольку сказанное - это утверждение о нас самих, а не о других, мы должны будем «присвоить» это утверждение, переводя фразу в Я-утверждение. Одновременно эта трансформация укажет, что мы принимаем ответственность за испытываемые чувства, не проецируя их на другого.
Враждебность
Проблема враждебности - это также и проблема границ Я - не Я. Аспекты окружения, которые мы идентифицируем и включаем в наше Эго, мы обычно воспринимаем с приязнью, симпатией, открытостью. Те же аспекты (части) окружения, которые мы склонны помещать «по ту сторону» наших границ, переживаются как отчужденные, пугающие, как провоцирующие враждебность. Традиционные примеры - восприятие этнических и национальных меньшинств в качестве «козлов отпущения».
В близких, интимных отношениях мы расширяем границы Я, впуская значимого Другого и создавая, таким образом, переживание совместности, или мы-переживание. Но даже близких людей мы подчас не можем принять целиком и полностью, и чаще всего отвергаемое в других - это то, что напоминает о собственных непри-знаваемых и спроецированных качествах.
Если мы абсолютно не выражаем враждебности в адрес близких, весьма вероятно, что в будущем фальшивость даст о себе знать и нам придется прервать отношения, чтобы таким путем избавиться от страха перед враждебностью и возможностью ее открытого проявления. В гештальт-терапии, напротив, клиента побуждают к активному и сильному выражению враждебности и обиды в адрес «пустого стула», который воплощает родных и близких, отношения с которыми испорчены. После яркого и свободного выражения враждебности клиент начинает испытывать чувства прощения, постепенно осознавая и принимая их и свое несовершенство.
Контроль
Незрелость постоянно приводит к межличностым конфликтам, суть которых сводится к проблеме контроля. Так, люди прибегают к роли беспомощных, больных и т. д. с целью использовать других и заставить их заботиться о себе; или они играют в перфекционистские игры, присваивая себе ответственность за других, стараясь убедить других в своих выдающихся качествах и в силу этого - присваивая себе право контролировать других, манипулировать, управлять. Этим людям свойственно отыгрывать в межличностных отношениях свои интраперсональные конфликты, по сути, сводимые к борьбе «собаки сверху» и «собаки снизу». Только зрелость и интеграция позволяют освободиться от этой внутренней борьбы и жить согласно известному кредо («молитве») гештальтистов:
«Я делаю свое дело, и ты делаешь свое. Я здесь не для того» чтобы жить согласно твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы жить согласно моим ожиданиям. Ты есть ты, и Я есть Я. И если случайно мы найдем друг друга, это прекрасно. Если нет, с этим ничего нельзя поделать». Внутренний контроль, или контроль организмических импульсов, трактуется несколько по-иному. Потребности в пище, сексе, воздухе нуждаются не столько в контроле, сколько в «завершении»! Они представляют собой биологический источник мотивации человека и позволяют ему стать больше, чем носитель социальной роли, они-то как раз и свидетельствуют, что человек еще жив. Доверяя им и следуя за ними, человек получает шанс избежать социальной конформности и приспособления к больному обществу. Возможно, когда люди научатся прислушиваться к голосу своего телесного Я, научатся лучше понимать послания своего тела, станет реальностью общество свободных и самореализующихся людей, которые позволяют друг другу быть больше, чем сообществом насильников и грабителей. Так мечтали сторонники гештальт-терапии, забыв свою первую заповедь («Живи здесь и теперь!»), в 1960-е гг. в американском раю Калифорнии.
Ценности и смыслы
Смысл жизни придает ее проживание «здесь и теперь» и осознание свежести каждого ее мгновения. В этом весь секрет и смысл жизни, полнее которой не вообразишь. Никаких сожалений не может быть у того, кто свободно отдается потоку жизни, предпочитая жизнь в настоящем сожалению о прошлом. Никаких тревог о будущем, поскольку мы полагаемся на свое настоящее, в котором живем и завершаем свои неотложные гештальты. Существует единственная аутентичная цель будущего - актуализация себя как ответственного и целостного индивида, и если этот смысл жизни не удовлетворяет, почему бы не попытаться стать Кенгуру или Властелином мира?!
В каждый конкретный момент валентность определяется появляющейся в осознании организмической «финальной» целью. Если мы голодны, испытываем жажду, в данный момент пища и вода обладают большей ценностью, чем положение в обществе, слова или одобрение окружающих. Как природные существа, мы обладаем природным интеллектом, если только мы не утратили способности прислушиваться к нему и нашим ощущениям. Нарушения наступают, когда мы прислушиваемся к социальному интеллекту и полагаем, что наши частные валентности всегда и безусловно важны - будь то любовь, успех или безопасность. Тогда мы можем пожертвовать в угоду им то, что важнее всего в жизни, - естественность, спонтанность человеческой природы.
Идеал зрелого человека (и цель психотерапии) состоит в осознании того, что никакая терапия ему не нужна. В конечном счете продвинутый клиент понимает это, несмотря на все его манипуляции и попытки убедить терапевта в обратном; он открывает, что обладает собственной внутренней силой, чтобы стоять на своих ногах, меть внутреннюю опору. Приходит осознание ответственности за свою жизнь, и тогда отпадает потребность обвинять кого-то или
ылаться н» прошлое. Человек решается рисковать, избирая спонтанность и непредсказуемость, даже если они чреваты остракизмом, поскольку последнее является неизбежным следствием естественного существования. Совершенный человек употребляет свободу на саморазвитие, творчество, искреннее веселье; он способен глубоко страдать в горе, быть неистовым в ярости и полностью отдаваться оргазму в прямом и метафорическом смысле.