Стиль поведения учителя на уроке
Авторитарный
Демократический
Либеральный (Попустительский)
Особенности формирования познавательных процессов у подростков
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
· планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
· использование установок в форме убеждения, внушения;
· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3. Закрепление результатов работы:
· навыков путем упражнений;
· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Назовите способы формирования внимательности у учащихся.
Личностные особенности учителя и ученика проявились в данной ситуации? Как можно было избежать конфликта?
Что такое индивидуальные особенности? Какие взгляды существуют на их учет в учебно-воспитательной работе? В чем сущность возрастного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении?
В чем суть метода наказания? Каковы условия эффективного применения метода наказания?
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания, связанные с:
1. наложением дополнительных обязательств;
2. лишением или ограничением определенных прав;
3. выражением морального порицания, осуждения.
Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, выделяются следующие:
1. сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им;
2. не рекомендуется применять групповое наказание;
3. если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан;
4. наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым;
5. употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника;
6. при решении вопроса, за что наказать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества;
7. основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация;
8. не допускайте превращения наказания в орудие мести;
9. наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе.
Раскройте сущность оценки. Какие формы оценки существуют? Перечислите требования к оцениванию.
Функции контроля
1. Констатирующая – определяем уровень знаний ученика. Опрос не является точным видом контроля, т.к. может присутствовать фактор растерянности ученика и субъективность оценки. Точными видами контроля являются:
- тест с закрытыми ответами (стандартизованный)
- диктант
- контрольная работа
2. Стимулирующая – побуждает каждого ученика готовиться к каждому занятию.
3. Обучающая – класс слушает ответ. Можно назначить оппонентов, предложить кому-нибудь
продолжить ответ; после опроса провести контроль всех по теме.
4. Воспитывающая – приучает к законопослушанию, учит сотрудничеству, развивает
позитивную (адекватную) Я-концепцию.
5. Коррекции – деятельности ученика и работы учителя. Иногда приходится пересмотреть
методы и объёмы работы.