Стиль поведения учителя на уроке

Авторитарный

Демократический

Либеральный (Попустительский)

Особенности формирования познавательных процессов у подростков

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

· планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

· использование установок в форме убеждения, внушения;

· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3. Закрепление результатов работы:

· навыков путем упражнений;

· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Назовите способы формирования внимательности у учащихся.

Личностные особенности учителя и ученика проявились в данной ситуации? Как можно было избежать конфликта?

Что такое индивидуальные особенности? Какие взгляды существуют на их учет в учебно-воспитательной работе? В чем сущность возрастного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении?

В чем суть метода наказания? Каковы условия эффективного применения метода наказания?

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания, связанные с:

1. наложением дополнительных обязательств;

2. лишением или ограничением определенных прав;

3. выражением морального порицания, осуждения.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, выделяются следующие:

1. сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им;

2. не рекомендуется применять групповое наказание;

3. если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан;

4. наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым;

5. употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника;

6. при решении вопроса, за что наказать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества;

7. основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация;

8. не допускайте превращения наказания в орудие мести;

9. наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе.

Раскройте сущность оценки. Какие формы оценки существуют? Перечислите требования к оцениванию.

Функции контроля

1. Констатирующая – определяем уровень знаний ученика. Опрос не является точным видом контроля, т.к. может присутствовать фактор растерянности ученика и субъективность оценки. Точными видами контроля являются:

- тест с закрытыми ответами (стандартизованный)

- диктант

- контрольная работа

2. Стимулирующая – побуждает каждого ученика готовиться к каждому занятию.

3. Обучающая – класс слушает ответ. Можно назначить оппонентов, предложить кому-нибудь

продолжить ответ; после опроса провести контроль всех по теме.

4. Воспитывающая – приучает к законопослушанию, учит сотрудничеству, развивает

позитивную (адекватную) Я-концепцию.

5. Коррекции – деятельности ученика и работы учителя. Иногда приходится пересмотреть

методы и объёмы работы.

Наши рекомендации