Основные компоненты понятия конфликта
4.Этапы, фазы конфликта
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.
Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта».
Это событие связывается с работами Ральф Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957).
Ральф Дарендорф обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «конфликтная модель общества»:
Конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: то есть, в обществе любом и всегда существует диспропорция в распределении власти. «У одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет».
Причем Дарендорф отмечал отсутствие свободных каналов перераспределения власти.
Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.
Однако конфликты в обществе можно регулировать.
Для этого необходимо условие:
Общность людей, интересы-потребности которых подавляются, должны осознать свои общие интересов. Дальнейший путь: объединение, партии, профсоюзы. И лоббирование своих интересов во власти.
Льюис Козер (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956). Автор обосновал и положительную рольконфликта. По мнению Козера:
· борьба между группами способствует разряжению напряжения
· способствуют выходу негативных эмоций
· люди больше узнают друг друга
· CМ конфликт выполняет тестирующую функцию.
- Однако для этого конфликт должен быть управляем
В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям Музафера Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Ричарда Льюиса Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.
Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия.
Конфликтологическая практика -это разрешение реальных конфликтов и обучение искусству справляться с конфликтами
В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии.
Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.
В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.).
Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970-1980-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов.
В этот период всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Уильяма Юри и Роджера Фишера.
В переговорах Люди оказываются перед дилеммой. Они видят лишь две возможности ведения переговоров - быть податливыми или жесткими.
1. Мягкий по характеру человек желает избежать личного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки. Он хочет полюбовной развязки, однако дело часто кончается тем, что он чувствует себя ущемленным и остается в обиде.
Жесткийучастник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли, в котором сторона, занявшая крайнюю позицию и упорно стоящая на своем, получает больше. Он хочет победить, однако часто кончает тем, что вызывает такую же жесткую реакцию, которая изматывает его самого и его ресурсы, а также портит его отношения с другой стороной.
2. Вторая стандартная стратегия в переговорах предусматривает средний подход - между мягким и жестким, но включает в себя попытку сделки между стремлением достичь желаемого и ладить с людьми.
Метод принципиальных переговоров, разработанный в рамках Гарвардского проекта по переговорам, состоит в том, чтобы решать проблемы исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон.
Этот метод предполагает, что вы стремитесь найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где ваши интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон.
Четыре шага принципиальных переговоров:
1. Отделить людей от проблемы
2. Сосредоточиться на интересах, а не позициях
3. Изобретать взаимовыгодные варианты
4. Настаивать на использовании объективных критериев
В 1980-е годы возникают конфликтологические Центры в США и других странах мира.
А в 1986году в Австралиипо инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов.
В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году