Задание для самостоятельной работы. Проанализировать любой реальный конфликт (с помощью карты наблюдений) и выявить

Проанализировать любой реальный конфликт (с помощью карты наблюдений) и выявить способы, формы, методы предупреждения или разрешения конфликтной ситуации.

Карта наблюдений за поведением в конфликте

1. Ключевая проблема и задачи наблюдения

2. Описание пространственной среды наблюдения

3. Характеристика людей, участвующих в происходящих событиях (занятия, мероприятия, явления и т.п.)

4. Вид деятельности, осуществляемый наблюдаемыми

5. Отдельные действия, совершаемые людьми

6. Временные рамки происходящего

7. Цели наблюдаемых

8. Ощущаемые и выражаемые чувства и эмоции наблюдаемых, проявляемые в следующих параметрах:

А. Адекватность речевых характеристик:

- Молчание;

- Перебивание;

- Культура речи;

- Соответствие содержания эмоциональному выражению;

- Парафраз;

- Другие реакции,

Б. Адекватность невербальных проявлений чувств:

- Контакт глазами;

- Излишний контакт глазами или отсутствие его в нужный момент;

- Тактильный контакт;

- Использование жестов, мимики.

Г. Создание ситуации сотрудничества оппонентами:

- Поддержка;

- Оценка действий.

IV ОЦЕНОЧНЫЕ средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тест № 1

Тема: Общие вопросы теории социального конфликта

1. Какому классику теории конфликтов принадлежит высказывание:

«Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным отношением к нему со стороны власти... Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники»:

а) К. Боулдинг;

б) Л. Козер;

в) Р. Дарендорф.

2. Какие из перечисленных ниже, недостающих людям, ценностей приводят к конфликту:

а) власть;

б) нереализованные взгляды: установки;

в) материальные блага;

г) социальный престиж.

3. Какое положение является верным:

а) чем общество беднее, тем чаще в нем возникают конфликты;

б) в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликт – явление весьма редкое.

4. Как называется крайняя форма, которую принимают внутренние и внешние конфликты:

а) забастовки;

б) бунт;

в) протест;

г) война.

5. Какая стадия конфликта является собственно конфликтом:

а) скрытая;

б) напряженности;

в) антагонизма;

г) несовместимости.

6. Конфликт – это:

а) отсутствие согласия между членами общности по поводу коллективных устремлений;

б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие профессиональные позиции;

в) столкновение людей или групп, в котором они стремятся оттеснить и даже уничтожить друг друга.

7. Какой тип стратегии поведения властей при урегулировании конфликтов считается более приемлемым для общества:

а) отрицание наличия конфликта;

б) репрессии;

в) коренное разрешение конфликта;

г) урегулирование конфликта до исчезновения его взрывоопасности.

8. Когда воспринимаемые сторонами причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе, то такой конфликт относится к типу:

а) ложного;

б) смещенного;

в) скрытого.

9. При каком из двух типов конфликтов существует большая вероятность нарушения социальной стабильности:

а) горизонтальном;

б) вертикальном.

10. Способствует ли урегулированию конфликтов ставка исключительно на институт большинства:

а) да;

б) нет

11. Относятся ли понятия «конкуренция» и «конфликт» к понятиям одного смыслового ряда:

а) да

б) нет.

12. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:

а) конфликт присущ человеку как и всем животным;

б) конфликт происходит из-за разделения людей на классы;

в) конфликт - есть напряженность, деформация внутри системы,

социальное бедствие;

г) конфликт функционален для социальных систем, созидателен.

13. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:

а) деньги;

б) власть;

в) престиж;

г) нехватка средств к существованию.

14. Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из:

а) социального неравенства людей;

б) несовершенства человеческой психики;

в) естественной агрессивности человека вообще.

15. Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтности:

а) они не связаны друг с другом;

б) чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов;

в) чем выше уровень развития, тем выше уровень притязаний.

16. Можно ли рассматривать конфликт как способ лучшего узнавания друг друга и сближения:

а) да;

б) нет.

17. Какие проявления политического кризиса полнее раскрывают его суть:

а) массы открыто выражают свое недовольство политикой верхов;

б) кризис правительства;

в) кризис политического деятеля;

г) паралич власти;

д) кризис политической партии.

18. Конфликты, требующие для своего разрешения изменения социальной системы, ведут к:

а) расколу общества на непримиримые группы;

б) революции и гражданской войне.

19. Конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется, называется:

а) ложным;

б) латентным;

в) неверно приписанным.

20. К деструктивным функциям конфликта можно отнести:

а) представление о другой стороне как о враге;

б) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами;

в) содействие переоценке прежних ценностей и норм;

г) вскрытие противоположных интересов и определение необходимых изменений.

21. Состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости, называется ________________________________.

22. Какое утверждение является более верным:

а) конфликт есть нормальное общественное явление;

б) конфликт – форма социальной патологии.

23. Позитивные функции конфликта:

а) разрядка напряженности;

б) коммуникативно-информационная;

в) продуктивная конкуренция.

24. Причины возникновения конфликта:

а) депривация;

б) неадекватность восприятия;

в) семантические трудности в общении;

г) недостаток информации.

25. Предмет, находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним, - это:

а) объект конфликта;

б) предмет конфликта.

26. Возможность беспредметного конфликта:

а) исключена;

б) реальна в ряде случаев.

27. К простой форме патологической конфликтности относят:

а) бойкот;

б) саботаж;

в) протест.

28. Сложными формами патологической конфликтности являются:

а) словесная и физическая агрессия;

б) травля;

в) революция;

г) война.

29. К методам ненасильственного протеста и убеждения относятся:

а) лозунги, карикатуры и символы;

б) письма поддержки или протеста;

в) отказ от почестей;

г) отлучение от церкви.

30. Двойственный характер функций конфликта определяется:

а) наличием четких критериев различения конструктивных и

деструктивных конфликтов;

б) сложностью оценки последствий конкретного конфликта;

в) различиями в оценках конфликта со стороны его участников

Тест № 2

Наши рекомендации