Задание для самостоятельной работы. Проанализировать любой реальный конфликт (с помощью карты наблюдений) и выявить
Проанализировать любой реальный конфликт (с помощью карты наблюдений) и выявить способы, формы, методы предупреждения или разрешения конфликтной ситуации.
Карта наблюдений за поведением в конфликте
1. Ключевая проблема и задачи наблюдения
2. Описание пространственной среды наблюдения
3. Характеристика людей, участвующих в происходящих событиях (занятия, мероприятия, явления и т.п.)
4. Вид деятельности, осуществляемый наблюдаемыми
5. Отдельные действия, совершаемые людьми
6. Временные рамки происходящего
7. Цели наблюдаемых
8. Ощущаемые и выражаемые чувства и эмоции наблюдаемых, проявляемые в следующих параметрах:
А. Адекватность речевых характеристик:
- Молчание;
- Перебивание;
- Культура речи;
- Соответствие содержания эмоциональному выражению;
- Парафраз;
- Другие реакции,
Б. Адекватность невербальных проявлений чувств:
- Контакт глазами;
- Излишний контакт глазами или отсутствие его в нужный момент;
- Тактильный контакт;
- Использование жестов, мимики.
Г. Создание ситуации сотрудничества оппонентами:
- Поддержка;
- Оценка действий.
IV ОЦЕНОЧНЫЕ средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Тест № 1
Тема: Общие вопросы теории социального конфликта
1. Какому классику теории конфликтов принадлежит высказывание:
«Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным отношением к нему со стороны власти... Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники»:
а) К. Боулдинг;
б) Л. Козер;
в) Р. Дарендорф.
2. Какие из перечисленных ниже, недостающих людям, ценностей приводят к конфликту:
а) власть;
б) нереализованные взгляды: установки;
в) материальные блага;
г) социальный престиж.
3. Какое положение является верным:
а) чем общество беднее, тем чаще в нем возникают конфликты;
б) в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликт – явление весьма редкое.
4. Как называется крайняя форма, которую принимают внутренние и внешние конфликты:
а) забастовки;
б) бунт;
в) протест;
г) война.
5. Какая стадия конфликта является собственно конфликтом:
а) скрытая;
б) напряженности;
в) антагонизма;
г) несовместимости.
6. Конфликт – это:
а) отсутствие согласия между членами общности по поводу коллективных устремлений;
б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие профессиональные позиции;
в) столкновение людей или групп, в котором они стремятся оттеснить и даже уничтожить друг друга.
7. Какой тип стратегии поведения властей при урегулировании конфликтов считается более приемлемым для общества:
а) отрицание наличия конфликта;
б) репрессии;
в) коренное разрешение конфликта;
г) урегулирование конфликта до исчезновения его взрывоопасности.
8. Когда воспринимаемые сторонами причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе, то такой конфликт относится к типу:
а) ложного;
б) смещенного;
в) скрытого.
9. При каком из двух типов конфликтов существует большая вероятность нарушения социальной стабильности:
а) горизонтальном;
б) вертикальном.
10. Способствует ли урегулированию конфликтов ставка исключительно на институт большинства:
а) да;
б) нет
11. Относятся ли понятия «конкуренция» и «конфликт» к понятиям одного смыслового ряда:
а) да
б) нет.
12. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:
а) конфликт присущ человеку как и всем животным;
б) конфликт происходит из-за разделения людей на классы;
в) конфликт - есть напряженность, деформация внутри системы,
социальное бедствие;
г) конфликт функционален для социальных систем, созидателен.
13. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
а) деньги;
б) власть;
в) престиж;
г) нехватка средств к существованию.
14. Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из:
а) социального неравенства людей;
б) несовершенства человеческой психики;
в) естественной агрессивности человека вообще.
15. Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтности:
а) они не связаны друг с другом;
б) чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов;
в) чем выше уровень развития, тем выше уровень притязаний.
16. Можно ли рассматривать конфликт как способ лучшего узнавания друг друга и сближения:
а) да;
б) нет.
17. Какие проявления политического кризиса полнее раскрывают его суть:
а) массы открыто выражают свое недовольство политикой верхов;
б) кризис правительства;
в) кризис политического деятеля;
г) паралич власти;
д) кризис политической партии.
18. Конфликты, требующие для своего разрешения изменения социальной системы, ведут к:
а) расколу общества на непримиримые группы;
б) революции и гражданской войне.
19. Конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется, называется:
а) ложным;
б) латентным;
в) неверно приписанным.
20. К деструктивным функциям конфликта можно отнести:
а) представление о другой стороне как о враге;
б) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами;
в) содействие переоценке прежних ценностей и норм;
г) вскрытие противоположных интересов и определение необходимых изменений.
21. Состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости, называется ________________________________.
22. Какое утверждение является более верным:
а) конфликт есть нормальное общественное явление;
б) конфликт – форма социальной патологии.
23. Позитивные функции конфликта:
а) разрядка напряженности;
б) коммуникативно-информационная;
в) продуктивная конкуренция.
24. Причины возникновения конфликта:
а) депривация;
б) неадекватность восприятия;
в) семантические трудности в общении;
г) недостаток информации.
25. Предмет, находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним, - это:
а) объект конфликта;
б) предмет конфликта.
26. Возможность беспредметного конфликта:
а) исключена;
б) реальна в ряде случаев.
27. К простой форме патологической конфликтности относят:
а) бойкот;
б) саботаж;
в) протест.
28. Сложными формами патологической конфликтности являются:
а) словесная и физическая агрессия;
б) травля;
в) революция;
г) война.
29. К методам ненасильственного протеста и убеждения относятся:
а) лозунги, карикатуры и символы;
б) письма поддержки или протеста;
в) отказ от почестей;
г) отлучение от церкви.
30. Двойственный характер функций конфликта определяется:
а) наличием четких критериев различения конструктивных и
деструктивных конфликтов;
б) сложностью оценки последствий конкретного конфликта;
в) различиями в оценках конфликта со стороны его участников
Тест № 2