Задание 22. Комплексная диагностика организационного конфликта
Первый шаг. Получение нужной информации.
· Определить финансовые, интеллектуальные, информационные и другие ресурсы.
· Материальные и духовные ценности каждой из сторон конфликта, что для них более всего значимо?
· Профессиональные качества, характер и психологические особенности, семейное положение участников конфликта.
· Отношения конфликтующих сторон в организации с коллегами, с руководителями.
· Деловые и политические связи, статус и вес в обществе субъектов конфликта.
Второй шаг. Определение объекта и предмета конфликта, его причин. Что представляет собой объект конфликта? Делим или неделим? Какова его доступность для сторон? Какие стороны, свойства, качества объекта составляют предмет конфликтного противоборства? Причины и повод, приведшие к конфликту. Правовые и нравственные основы требований субъектов конфликта, возможности их удовлетворения.
Третий шаг. Анализ динамики конфликта. На какой стадии, на каком этапе развития в пространстве и времени находится конфликт? Проанализировать сложившуюся конфликтную ситуацию, возникшие противоречия, предмет и сигналы конфликта; осознание интересов и препятствий каждой из сторон. Когда начались целенаправленные действия сторон друг против друга, в чем это выразилось? Оценить потенциал информационного и энергетического противоборства каждой из сторон конфликта. Проанализировать имеющиеся признаки эскалации конфликта, где он находится? Какие меры принимают стороны для завершения конфликта? Привлекаются ли посредники, ведутся ли переговоры?
Четвертый шаг. SWOT-анализ стратегий поведения для каждой из противоборствующих сторон конфликта.
Стратегии поведения в конфликте | Сильные стороны (плюсы) | Слабые стороны (минусы) | Возможности | Угрозы, опасения |
Уклонение, уход | 1. | |||
2. | ||||
Приспособление | 1. | |||
2. | ||||
Соперничество | 1. | |||
2. | ||||
Компромисс | 1. | |||
2. | ||||
Сотрудничество | 1. | |||
2. |
Пятый шаг. Выявить тактику поведения субъектов конфликта. Какие используют конкретные тактические методы — пути, способы для достижения своих целей каждая из сторон конфликта?
· Работа с людьми, встречи, доверительные беседы, личные контакты;
· объективная информация о состоянии дел, сила правды;
· примен. силы, угрозы, приказ, давление, увольн., сокращение структ. подразделений, др. санкции;
· переговоры и посредничество;
· обращение в суд, арбитраж, третейский суд, прокуратуру;
· расчленение предмета конфликта на мелкие проблемы и решение их малыми шагами, step to step;
· увеличение и использование имеющихся финансовых, материальных, человеческих и др. ресурсов;
· эффективный менеджмент;
· сильная команда, четкое распределение функций и др.;
· голосование, выборы, референдум, общественные слушания;
· социологические опросы;
· мониторинг и учет общественного мнения;
· интриги, затягивание времени, шантаж, манипулирование и т. д.
Что еще можно предложить для разрешения анализируемого вами конфликта? Выберите наиболее действенные, на ваш взгляд, приемы.
Шестой шаг. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации, в которой происходит конфликт.
Микросреда — коллеги по работе, члены семьи, команда, организация, социальные группы, этнические и другие общины.
· Существующая в организации корпоративная культура, разделяемые большинством совместные ценности.
· Кто и как поддерживает каждую из сторон в конфликте.
· Отношения с профсоюзами.
· Угрозы и опасения для организации в целом.
Макросреда — социальные общности, конкуренты, потребители, сферы жизнедеятельности общества (политика, экономика, социум, культура), регион, другие страны, глобальный социум.
· Реакция общественности, средств массовой информации, органов власти и управления, потребителей услуг на конфликтное противоборство.
· Отношение конкурентов, мнение партнеров — возможные изменения.
Необходимо ответить на вопрос: Имеются ли внутренние и внешние ресурсы для продолжения конфликтного противоборства?
Седьмой шаг. Составить итоговую конфликтограмму.
Определить потребности, ценности, цели, сильные и слабые стороны, выгоды и ущерб для каждого из субъектов конфликта, наиболее и наименее благоприятное развитие событий, исход конфликта. Заполнить итоговую конфликтограмму. Заложенная в конфликтограмму схема позволяет провести развернутый и в то же время компактный анализ конфликта, сделать его прогноз.