V. 2 Основные мероприятия по индивидуальному подходу к детям с сенсорными нарушениями

Педагогу учреждения общего образования (ДОУ, массовая школа) периодически приходится встречаться в своей педагоги­ческой практике с детьми, имеющими нерезко выраженные на­рушения слуха и зрения (слабослышащие с легкой или умерен­ной степенью тугоухости, слабовидящие, у которых острота зре­ния приближается к границам низкой нормы). В ходе учебно-воспитательной работы (прежде всего, при проведении фрон­тальных занятий) эти дети нуждаются в особом педагогическом подходе, они требуют к себе повышенного внимания. Приводим основные положения, составляющие индивидуализацию психо­лого-педагогического подхода к детям данной категории.

• Правильное определение рабочего (учебного) места ребен­ка (в классе / на фронтальных учебных занятиях в ДОУ). Педагог основывается при этом на рекомендациях врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога).

• Контроль за использованием ребенком индивидуальных средств

коррекции (за ношением очков, использованием теле­скопических луп, других оптических приборов, пользование слуховым аппаратом и др.).

Осуществляется также на основе рекомендаций врачей специального профиля.

· Обеспечение полноценного адекватного восприятия речи педагога, правильного понимания всех словесных инструкций й заданий.*

Рекомендуемые приемы индивидуального подхода:

1) дублирование основных («организующих») словесных ин­струкций и заданий. / Методическое требование: фразы-инст­рукции произносятся в несколько замедленном темпе с четким «артикулированием» (проговариванием) каждого слова /; (2) если ребенок владеет навыками «чтения с губ», при повто­рении инструкции, направленной данному ребенку, необходимо обеспечить зрительное восприятие речи педагога.

Для слабослышащих детей с полностью сохранной (разви­той) речью в случае необходимости (например, при значительной степени тугоухости) рекомендуется индивидуальные слуховые аппараты; для некоторых детей назначаются индивидуальные ло­гопедические занятия по коррекции произношения.

• Обеспечение полноценного восприятия предъявляемого де­тям наглядного демонстрационного материала: таблицы, карти­ны, рисунки крупного и среднего формата, схемы и др. Рекомендуемые приемы педагогического подхода :

(1) выделение ребенку учебного места вблизи размещения наглядного материала (около доски, штатива и др.), например, одноместного стола сбоку-справа от доски;

(2) предоставление ребенку возможности рассмотреть предъяв­ленный материал (картину, таблицу), находясь рядом с ним, после восприятия этого материала другими детьми учебной группы (класса);

3) дублирование основного содержания материала «общего предъявления» (таблицы, схемы и др.) на индивидуальных карточках-заданиях, в индивидуальных тетрадях (родителям предла­гаются соответствующие карточки с заданиями).**

• Соблюдение правильного режима психофизических, в том числе учебных, нагрузок.

Методические требования: некоторое сокращение объема выполняемой работы («частичное» и «дробное» выполнение учебных заданий); более частые паузы, перерывы в работе, за­полняемые внеучебной деятельностью, заданиями неучебного характера; обеспечение облегченной учебной деятельности ре­бенка на последних занятиях (4 и 5-м уроках в школе; в ДОУ -на 2 или 3-м фронтальных занятиях); активное привлечение ро­дителей при выполнении ребенком домашней работы. Возмо­жен и вариант временного (на определенный срок) отказа от за­даний на дом.

• Соблюдение правильного режима зрительной и слуховой на­грузок. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, опреде­ляющих предельную длительность непрерывной и общей зри­тельных нагрузок на учебных занятиях (для детей с ослабленным зрением старшего дошкольного и младшего школьного возраста); контроль за соблюдением психо-физиологических норм воспри­ятия детьми акустических сигналов достаточно большой интен­сивности.

• Индивидуальный подход к ребенку при выполнении физиче­ских упражнений во время физкультминуток, физкультпауз, под­вижных игр, проведения игровых упражнений с включением пан­томимы и др.

Рекомендуется:

(1) выполнение ребенком физических упражнений вне общей группы детей. (Ребенок находится вне группы, рядом с педаго­гом.);

(2) исключение некоторых упражнений (прыжки, подскоки, при­седания, наклоны туловища с большой амплитудой); ряд упраж­нений выполняется в упрощенном варианте или в неполном объ­еме.

Аналогичный подход к ребенку с нарушением слуха или зре­ния осуществляется и при проведении (в школе, в ДОУ) спортив-

ных и культурно-массовых мероприятий (утренники, конкурсы, самодеятельный театр и др.), включающих разнообразные физи­ческие и активные двигательные действия.

• Осуществление педагогом тесного контакта с инструктором (учителем) по физкультуре и музыкальным работником (учите­лем пения). Контроль за участием детей в физкультурных и му­зыкальных занятиях. (Возможность и форма такого участия оп­ределяется врачом-педиатром и врачами специального профиля.)

• Контроль за соблюдением ребенком правильного режима дня (в учебно-воспитательном учреждении и дома), с учетом реко­мендаций, полученных педагогом от врача-педиатра, невролога и других врачей специального профиля. Предупреждение психо­логических и физических перегрузок, переутомления. « Участие педагогов в проведении оздоровительных мероприя­тий, проводимых с детьми, имеющими нарушения развития, по линии медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений (центры «Здоровья» и др.) в Постоянный контакт педагога с родителями, ближайшими родственниками или лицами, осуществляющими опекунство (систематические беседы, регулярные консультации педагога, оказание помощи родителям в организации коррекционно-развивающих занятий с ребенком в домашних условиях и др.).

Среди детей с ослабленным зрением значительное число со­ставляют дети с аномалиями рефракции (близорукость, дально­зоркость, астигматизм), недостатки зрения которых корри­гируются применением обычных средств коррекции. Такие дети должны находиться под систематическим наблюдением врача-офтальмолога. В отношении этих детей необходимо следить за четким выпол­нением назначенных офтальмологом мероприятий по охране зрения (ношение очков, определение рабочего места в зависимо­сти от характера и степени нарушения зрения, режим зрительных нагрузок, ограничение некоторых трудовых нагрузок и физкуль­турных упражнений - назначение специальной группы по физ­культуре и др.). Рабочее место ребенка с дефектом зрения долж­но быть достаточно освещено. Необходимо следить за тем, чтобы Ребенок хорошо воспринимал учебный материал, представлен­ный на доске, на схемах, на карте, на наборном полотне, нагляд­ные пособия и др. Учитывая, что у детей с аномалией рефракции

отмечается снижение зрительной работоспособности, им по возможности нужно давать на занятии разные виды работы; необходим строгий контроль за объемом домашних заданий, связанных со зрительной работой.

Обучение неслышащих ((глухих) детей в общеобразователь
ных массовых школах возможно при соблюдении следующий
условий:

- уровень речевого развития глухого ребенка, поступающего в массовую школу, должен соответствовать возрастному уровню речевого развития в норме; ребенок должен иметь сформирован­ный навык понимания устной речи окружающих на основе слу- хозрительного восприятия (без аппарата или с аппаратов или на основе зрительного восприятия);

- произносительная сторона речи должна обеспечивать ее доста­точное восприятие окружающими;

- ребенку должна быть обеспечена индивидуальная помощь пе­дагога в урочное и внеурочное время;

- должна быть организована работа сурдопедагога по обучению произношению и развитию слухового восприятия.

Наши рекомендации