Ощущение. Восприятие. Внимание

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

И.А. Сергеева

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие

Иркутск 2010

УДК 159.9(075)

ББК 88.3я7

С 81

Сергеева, И. А.

С 81 Практикум по психологии: учеб. пособие /И.А. Сергеева. – Иркутск

ИрГУПС, 2010. – 126 с.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор А.Е. Кащаев

(ИрГУПС);

Кандидат биологических наук, доцент К.В. Варыханова

(ИрГТУ)

Учебное пособие содержит диагностические материалы, позволяющие осуществлять исследование психических процессов и свойств личности. Целевое назначение пособия – закрепление и углубление теоретических знаний студентов по психологии. Кроме того, данное пособие может в той или иной мере способствовать решению задач профориентации студентов с учетом их личных возможностей.

Пособие предназначено для студентов вузов, изучающих психологию. Оно может быть также использовано преподавателями, ведущими курс «Психология и педагогика».

Библиогр.: 6 назв.

Ил.1, табл. 31.

УДК 159.9(075)

ББК 88.3я7

ã Сергеева И. А.

ã Иркутский государственный университет

путей сообщения, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.1. Ощущение. Восприятие. Внимание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Задание 1. Методика изучения роли ощущений в

познавательной деятельности человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Задание 2. Методика изучения восприятия пространства . . . . . . . . 10

Задание 3. Методика изучения восприятия времени . . . . . . . . . . . . 10

Задание 4. Методика изучения объема внимания . . . . . . . . . . . . . . . 11

Задание 5. Методика изучения переключение внимания . . . . . . . . . 12

Задание 6. Методика изучения устойчивости внимания . . . . . . . . . .13

1.2. Память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Задание 7. Методика изучения объема кратковременной памяти . . 16

Задание 8. Методика изучения непроизвольного запоминания. . .. 17

Задание 9. Методика изучения опосредованного запоминания конкретных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Задание 10. Методика изучения опосредованного запоминания отвлеченных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

1.3. Мышление. Воображение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Задание 11. Методика изучения особенностей

логического мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Задание 12. Методика изучения аналитичности мышления . . . . . .. 23

Задание 13. Методика изучения понимания сложных логических отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Задание 14. Методика изучения творческого воображения . . . . . . .26

2. ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ.. . . . . . . . . . . . . . . . 28

2.1. Эмоции и чувства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Задание 15. Методика изучения эмоционального состояния . . . . . 29

Задание 16. Методика «Самооценка психических состояний» . . . .31

Задание 17. Методика «Шкала одиночества». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Задание 18. Методика изучения реактивной и личностной

тревожности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

2.2. Воля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37

Задание 19. Методика изучения уровня субъективного

контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Задание 20. Методика изучения степени развития силы воли. . . . . 42

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

3.1. Личность. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Задание 21. Методика изучения направленности личности. . . . . .. .46

Задание 22. Методика изучения направленности на вид инженерной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

Задание 23. Методика изучения самооценки личности. . . . . . . . . . . 54

Задание 24. Методика изучения уровня притязаний. . . . . . . . . . . .. .57

Задание 25. Методика изучения потребности в достижении . . . . . . 59

Задание 26. Методика изучения мотивации обучения в вузе . . . . . 61

3.2. Темперамент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .63

Задание 27. Методика изучения экстраверсии, интроверсии и

нейротизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Задание 28. Методика изучения свойств темперамента. . . . . . . . . . .69

3.3. Характер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

Задание 29. Методика изучения черт характера . . . . . . . . . . . . . . . ..75

Задание 30. Методика изучения акцентуаций характера. . . . . . . . . .84

3.4. Способности. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90

Задание 31. Методика изучения умственных способностей. . . . . . .91

Задание 32. Методика изучения коммуникативных и

организаторских способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99

4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .104

4.1. Межличностные отношения в группе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

Задание 33. Социометрическое исследование

структуры взаимоотношений в группе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102

Задание 34. Методика изучения нормативных

предпочтений в группе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 106

Задание 35. Методика изучения предпочитаемой формы

социального поведения в конфликтных ситуациях. . . . . . . . . . . . . 109

Задание 36. Методика изучения предпочитаемого

стиля руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113

Задание 37. Методика изучения доминирующего

стиля межличностных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117

Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128

«Всем людям свойственно познавать

самих себя и мыслить»

Гераклит

Введение

«Психологический практикум» издается второй раз. В 1999 г. вышло два самостоятельных издания практикума – «Индивидуальные проявления и особенности личности» и «Познавательные процессы». Как показал десятилетний опыт его использования в учебном процессе, он стал весьма популярным среди студентов. Возрос интерес студентов не только к изучению психологии как науки, но и к исследованию собственной личности.

Данное учебное пособие переработано и дополнено рядом методик. В частности, включены тесты, позволяющие исследовать мотивационную сферу личности, особенности черт характера и межличностных отношений.

Cтруктура пособия в основном повторяет тематику лекционных занятий и состоит из следующих разделов:

1. Познавательные процессы;

2. Эмоционально-волевые процессы;

3. Индивидуальные проявления и особенности личности;

4. Межличностные отношения.

Каждый раздел предваряется основными теоретическими сведениями об исследуемых психических функциях или свойствах личности. Тестовые задания построены практически по единой схеме: назначение методики, цель исследования, алгоритм обработки, анализ результатов. Необходимо отметить, что все предлагаемые методики валидны и надежны. Они позволяют как индивидуально, так и в условиях учебной группы определить необходимые психологические характеристики.

Полученные данные помогут студентам оставить собственный психологический портрет, который включает: темперамент, характер, способности, особенности мышления, направленность, самооценку, уровень притязаний, эмоциональность, уровень реактивной и личностной тревожности, волевые качества, коммуникативные способности, особенности познавательной сферы и межличностных отношений.

Перед началом работы важно внимательно ознакомиться с рекомендациями по использованию тестовых заданий.

Рекомендации по использованию тестовых заданий

(специалистами-смежниками) *

Cпециалисты-пользователи (инженеры, экономисты, социологи, преподаватели, врачи и пр.) обязаны:

1. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими;

2. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще;

3. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны;

4. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам; он так же, как и психолог не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;

5. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами–непсихологами.

6. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик;

7. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их авторов.

____

*Буларчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике /Л.Ф. Буларчук, С.М. Морозов – Киев: Наук. думка, 1989.–200 c.

«Умей понять психологические качес­тва

других людей,и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутренний мир».

Лопе де Вега

I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Ощущение. Восприятие. Внимание

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение – результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов. По модальности раздражителя выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные (кожные и осязательные). По месту расположения рецепторов ощущения делятся на экстерорецептивные, интерорецептивные, проприорецептивные.

При измерении чувствительности важно учитывать следующие характеристики анализаторов: нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение; верхний абсолютный порог – наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида; латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Кроме того, необходимо учитывать возможности адаптации (способность приспосабливаться к новым условиям), сенсибилизации – повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений и синестезии – возникновении под влиянием одного раздражителя ощущения, характерного для другого.

К основным свойствам ощущения относят: интенсивность, качество и длительность ощущения.

Восприятие – психический процесс целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды и свойства восприятия. Виды восприятия делятся на простые, сложные и специальные. К простым видам относятся восприятие цвета, величины и формы предметов. Сложные виды восприятия представляют собой сочетания простых видов. К специальным видам восприятия относятся восприятие времени, движения, пространства и восприятие человека.

Выделяют следующие свойства восприятия.

Предметность реализуется в том, что она не является механической

суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, дом и т. д.).

Осмысленность его связь с мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие–плохие, полезные–вредные и т.д.).

Целостность проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются.

Константность (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах.

Апперцепция проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний, мотивов, потребностей и интересов.

Иллюзии – это искаженное, ошибочное восприятие предметов из–за влияния фона, окружающей обстановки.

При выполнении разнообразной деятельности человеку бывает трудно отличить ощущение от восприятия. Одно из заданий, приведенных в пособии позволяет установить различие этих процессов.

Вниманиепроявляется в направленности и сосредоточенности сознания на каком–либо объекте или деятельности при одновременном отвлечении от других.

Ввнимание может быть внутренним и внешним, природным и социальным, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

К основным свойствам внимания относятся: концентрация, устойчивость, объем. распределение, переключение.

Устойчивость внимания – это способность сохранять концен–трацию внимания длительное время.

Концентрация внимания – это степень его сосредоточенности на главном в деятельности.

Переключаемость внимания – это способность к попеременному выполнению нескольких видов деятельности.

Распределение внимания – это способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности.

Обьем внимания – это способность одновременно воспринимать большее или меньшее количество объектов.

Благодаря вниманию, возможна избирательная активность психических процессов. Внимание как бы обеспечивает переход от простого отражения к собственно целенаправленной деятельности, осуществляя отбор значимой информации от незначительной, контролируя действие и его результат.

Ниже представлены методики, позволяющие определить особенности ощущения, восприятия и внимания студентов.

Наши рекомендации