Проблема автоматизации интерпретации данных опросника Т. Лири

Задачу по созданию компьютерной интерпретации результатов те­стирования можно сформулировать следующим образом. Для каждого испытуемого необходимо идентифицировать один или несколько ти­пов поведения, соответствующие характеристики личности, и связать это в единый текст так, чтобы текст имел вид психодиагностического заключения, то есть был бы связан, непротиворечив и в целом соот­ветствовал тексту, который мог бы предложить психолог.

В основе теста лежит теоретическое представление Т. Лири о воз­можностях представления особенностей интерперсональных отноше­ний в графическом виде («закон круга»). Восемь типов поведения изображаются в виде восьми октант круга, расположенных в строго определенном порядке, который обусловлен следующими закономер­ностями.

1. Каждый тип поведения плавно переходит (по кругу) в последую­щий, как бы несколько усиливая (ослабляя) предыдущий.

2. Типы поведения, находящиеся в противоположных октантах, противопоставляются друг другу.

Кроме того, каждый тип поведения имеет степень выраженности, что соответствует шкальной оценке, и определенные характеристики личности, которые также подчиняются «закону круга».

При более внимательном рассмотрении самой методики и практи­ки ее использования в клинике были выявлены две основные пробле­мы (или сложности), существенным образом повлиявшие на процесс создания модели предметной области и определения стратегий эксперт­ных рассуждений. Основная сложность построения модели, реализу­ющей связный и непротиворечивый текст, состояла в том, что если у испытуемого идентифицируются два типа поведения, находящиеся в противоположных октантах, то соответствующий такой «связке» текст оказывается противоречивым. Например^ такие типы поведения, как «критичность» и «доверчивость» или «агрессивность» и «дружеская любезность», предъявленные пользователю в связанном виде (напри­мер, через запятую), обнаруживают явное противоречие.

Однако приработеспсихологомбылоустановлено,чтоналичие двух (а иногда и трех) противоречий является психологической реальнос­тью, которая позволяет делать заключения о внутренних конфликтах и индивидуальном своеобразии личности. Поэтому даже на первом этапе было решено, что противоречия не только не сглаживаются, но предъявляются с некоторой связкой, например, такой: «Испытуемый




Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

воспринимает себя одновременно как неконформного и конформно­го человека». Связка «одновременно как» указывает на то, что система понимает наличие противоречия, а результат заключения психолога должен отражать это понимание заключительной фразой, например, следующего типа: «Такая противоречивая самооценка свойственна лицам с проблемой...»

Эта стратегия понятна, когда у испытуемого идентифицируются две противоречащие друг другу октанты, а что делать, если их три, или че­тыре, или пять?

Другая сложность была обнаружена в процессе создания модели, описывающей круг Т. Лири. Оказалось, что те слова, которыми обо­значаются типы поведения и характеристики личности, используемые в классическом варианте (описанные выше), не совсем отражают «за­кон круга» и теорию автора. Причин такого состояния дел может быть много. Здесь возможен и не очень удачный перевод самого перечня (128 прилагательных) или же сказалась специфика использования те­ста на отечественной популяции. Необходимо было учесть эту особен­ность при создании компьютерной интерпретации. Понятно, что что-то надо было скорректировать, чтобы «закон круга» заработал. Выбор был небольшой. Коррекции могли подлежать либо сам перечень, либо

Проблема автоматизации интерпретации данных опросника Т. Лири - student2.ru

Осшпы Интервалов Интервал 8-12 Интервал 12-16
I V Доминантность 1ЕЕГ   Сверхавторитарность

Рис.3.27. Круг Т. Лири и модифицированные названия типов поведения

____________________Компьютерная психодиагностика_________________ _____

названия типов поведения и характеристик личности. Инженер по зна­ниям с экспертом-психологом выбрали последний вариант. Круг Т. Лири вместе со скорректированными названиями коммуникативных типов поведения изображен на рис. 3.27.

Извлечение знаний

Процесс извлечения знаний при построении модели компьютер­ной интерпретации результатов тестирования опросника Т. Лири существенным образом определялся тем опытом, который приобрел инженер по знаниям, особенно при создании компьютерной интер­претации результатов тестирования с помощью MМР1. Главная цель этого процесса заключается в выявлении «экспертного гештальта», ос­новной стимульный материал, используемый при работе с экспер­том, - визуальное представление шкальных оценок.

При внимательном наблюдении за работой психолога было заме­чено, что психолог никогда не интерпретирует числовые данные (зна­чения октант), а обязательно рисует циркограмму, более того, интер­претация числовых данных предполагала, что психолог мысленно строит некоторый образ (циркограмма?), а уже затем интерпретирует числовые данные. Это наблюдение позволило сделать вывод о необхо­димости использования в качестве отправной точки при выявлении эк­спертных рассуждений экспертного образа (гештальта).

Таким образом, в соответствии с гипотезой о ведущей роли визу­ального стимула в процессе выявления экспертных рассуждений [Чер-винская, Щелкова, 2002], рисунки, на которых изображены различ­ные закрашенные области циркограммы (рис. 3.28) (то есть визуальное представление результатов тестирования различных испытуемых), ока­зались хорошим стимульным материалом для идентификации экспер­тных рассуждений при интерпретации результатов тестирования с по­мощью методики Т. Лири.

Следуя гипотезе о влиянии формулировки вопроса в процессе вы­явления основного гештальта эксперта, заданный эксперту вопрос («Что можно увидеть, рассматривая циркограмму?») был уже не слу­чайным, а вполне осмысленном. Интервью с психологом, начавшееся с этого вопроса, а также просмотр большого числа результатов тести­рования, отраженных на различных циркограммах, закончилось по­строением дерева решений (п. 3.2.3).

Оказалось, что в первую очередь психолога интересует общее рас­пределение октант в циркограмме. Закрашенные области октант мо-

Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

I


Проблема автоматизации интерпретации данных опросника Т. Лири - student2.ru

Ошпы Аспипы
I II III IV V VII VII
И

Рис. 3.28. Циркограммы как стимульный материал для идентификации

механизма вывода

гут иметь совершенно различную конфигурацию, это видно из рисун­ка. Общее свойство, которое объединяет все закрашенные части цир­кограммы, было названо психологом свойством равномерности-не­равномерности, а все множество циркограмм можно разделить на два независимых класса: равномерности или неравномерности. Результа­ты тестирования любого испытуемого могли попасть в одну из двух ситуаций: либо октанты распределяются равномерно, либо - нет.

После этого важного шага построение дерева вывода пошло очень быстро, так как психолог легко поделил ситуацию неравномерности ещенасемьситуаций: один пик, два пика, три пика, полукруг (фактиче-

Компьютерная психодиагностика

Распределение октант по кругу  
         
    Равномерное    
       
           
    Неравномерное   Описание 1
   
             
    Один пик   Описание 2
     
         
    Два пика   Описание 3
     
         
    Три пика   Описание 4
     
         
    Полукруг   Описание 5
     
         
    Три провала   Описание 6
     
         
    Два провала   Описание 7
     
         
    Один провал   Описание 8
       
                 

Рис. 3.29. Дерево решений для интерпретации результатов методики Т. Лири

ски четыре пика), три провала (фактически пять пиков), два провала и один провал. Каждая из этих ситуаций получила свое специфическое вербальное описание. Окончательное изображение дерева решений представлено на рис. 3.29.

Наши рекомендации