Проблема автоматизации интерпретации данных опросника Т. Лири
Задачу по созданию компьютерной интерпретации результатов тестирования можно сформулировать следующим образом. Для каждого испытуемого необходимо идентифицировать один или несколько типов поведения, соответствующие характеристики личности, и связать это в единый текст так, чтобы текст имел вид психодиагностического заключения, то есть был бы связан, непротиворечив и в целом соответствовал тексту, который мог бы предложить психолог.
В основе теста лежит теоретическое представление Т. Лири о возможностях представления особенностей интерперсональных отношений в графическом виде («закон круга»). Восемь типов поведения изображаются в виде восьми октант круга, расположенных в строго определенном порядке, который обусловлен следующими закономерностями.
1. Каждый тип поведения плавно переходит (по кругу) в последующий, как бы несколько усиливая (ослабляя) предыдущий.
2. Типы поведения, находящиеся в противоположных октантах, противопоставляются друг другу.
Кроме того, каждый тип поведения имеет степень выраженности, что соответствует шкальной оценке, и определенные характеристики личности, которые также подчиняются «закону круга».
При более внимательном рассмотрении самой методики и практики ее использования в клинике были выявлены две основные проблемы (или сложности), существенным образом повлиявшие на процесс создания модели предметной области и определения стратегий экспертных рассуждений. Основная сложность построения модели, реализующей связный и непротиворечивый текст, состояла в том, что если у испытуемого идентифицируются два типа поведения, находящиеся в противоположных октантах, то соответствующий такой «связке» текст оказывается противоречивым. Например^ такие типы поведения, как «критичность» и «доверчивость» или «агрессивность» и «дружеская любезность», предъявленные пользователю в связанном виде (например, через запятую), обнаруживают явное противоречие.
Однако приработеспсихологомбылоустановлено,чтоналичие двух (а иногда и трех) противоречий является психологической реальностью, которая позволяет делать заключения о внутренних конфликтах и индивидуальном своеобразии личности. Поэтому даже на первом этапе было решено, что противоречия не только не сглаживаются, но предъявляются с некоторой связкой, например, такой: «Испытуемый
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
воспринимает себя одновременно как неконформного и конформного человека». Связка «одновременно как» указывает на то, что система понимает наличие противоречия, а результат заключения психолога должен отражать это понимание заключительной фразой, например, следующего типа: «Такая противоречивая самооценка свойственна лицам с проблемой...»
Эта стратегия понятна, когда у испытуемого идентифицируются две противоречащие друг другу октанты, а что делать, если их три, или четыре, или пять?
Другая сложность была обнаружена в процессе создания модели, описывающей круг Т. Лири. Оказалось, что те слова, которыми обозначаются типы поведения и характеристики личности, используемые в классическом варианте (описанные выше), не совсем отражают «закон круга» и теорию автора. Причин такого состояния дел может быть много. Здесь возможен и не очень удачный перевод самого перечня (128 прилагательных) или же сказалась специфика использования теста на отечественной популяции. Необходимо было учесть эту особенность при создании компьютерной интерпретации. Понятно, что что-то надо было скорректировать, чтобы «закон круга» заработал. Выбор был небольшой. Коррекции могли подлежать либо сам перечень, либо
Осшпы | Интервалов | Интервал 8-12 | Интервал 12-16 |
I V | Доминантность 1ЕЕГ | Сверхавторитарность |
Рис.3.27. Круг Т. Лири и модифицированные названия типов поведения
____________________Компьютерная психодиагностика_________________ _____
названия типов поведения и характеристик личности. Инженер по знаниям с экспертом-психологом выбрали последний вариант. Круг Т. Лири вместе со скорректированными названиями коммуникативных типов поведения изображен на рис. 3.27.
Извлечение знаний
Процесс извлечения знаний при построении модели компьютерной интерпретации результатов тестирования опросника Т. Лири существенным образом определялся тем опытом, который приобрел инженер по знаниям, особенно при создании компьютерной интерпретации результатов тестирования с помощью MМР1. Главная цель этого процесса заключается в выявлении «экспертного гештальта», основной стимульный материал, используемый при работе с экспертом, - визуальное представление шкальных оценок.
При внимательном наблюдении за работой психолога было замечено, что психолог никогда не интерпретирует числовые данные (значения октант), а обязательно рисует циркограмму, более того, интерпретация числовых данных предполагала, что психолог мысленно строит некоторый образ (циркограмма?), а уже затем интерпретирует числовые данные. Это наблюдение позволило сделать вывод о необходимости использования в качестве отправной точки при выявлении экспертных рассуждений экспертного образа (гештальта).
Таким образом, в соответствии с гипотезой о ведущей роли визуального стимула в процессе выявления экспертных рассуждений [Чер-винская, Щелкова, 2002], рисунки, на которых изображены различные закрашенные области циркограммы (рис. 3.28) (то есть визуальное представление результатов тестирования различных испытуемых), оказались хорошим стимульным материалом для идентификации экспертных рассуждений при интерпретации результатов тестирования с помощью методики Т. Лири.
Следуя гипотезе о влиянии формулировки вопроса в процессе выявления основного гештальта эксперта, заданный эксперту вопрос («Что можно увидеть, рассматривая циркограмму?») был уже не случайным, а вполне осмысленном. Интервью с психологом, начавшееся с этого вопроса, а также просмотр большого числа результатов тестирования, отраженных на различных циркограммах, закончилось построением дерева решений (п. 3.2.3).
Оказалось, что в первую очередь психолога интересует общее распределение октант в циркограмме. Закрашенные области октант мо-
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
I
Ошпы | Аспипы | ||||||
I | II | III | IV | V | VII | VII | |
И | |||||||
Рис. 3.28. Циркограммы как стимульный материал для идентификации
механизма вывода
гут иметь совершенно различную конфигурацию, это видно из рисунка. Общее свойство, которое объединяет все закрашенные части циркограммы, было названо психологом свойством равномерности-неравномерности, а все множество циркограмм можно разделить на два независимых класса: равномерности или неравномерности. Результаты тестирования любого испытуемого могли попасть в одну из двух ситуаций: либо октанты распределяются равномерно, либо - нет.
После этого важного шага построение дерева вывода пошло очень быстро, так как психолог легко поделил ситуацию неравномерности ещенасемьситуаций: один пик, два пика, три пика, полукруг (фактиче-
Компьютерная психодиагностика
Распределение октант по кругу | ||||||||
Равномерное | ||||||||
Неравномерное | Описание 1 | |||||||
Один пик | Описание 2 | |||||||
Два пика | Описание 3 | |||||||
Три пика | Описание 4 | |||||||
Полукруг | Описание 5 | |||||||
Три провала | Описание 6 | |||||||
Два провала | Описание 7 | |||||||
Один провал | Описание 8 | |||||||
Рис. 3.29. Дерево решений для интерпретации результатов методики Т. Лири
ски четыре пика), три провала (фактически пять пиков), два провала и один провал. Каждая из этих ситуаций получила свое специфическое вербальное описание. Окончательное изображение дерева решений представлено на рис. 3.29.