Общение как взаимодействие

(интерактивная функция общения)

В процессе совместной деятельности и об­щения между людьми возникает контакт, кото­рый обусловлен индивидуальными особенно­стями субъектов, спецификой ситуации, преобладающими стратегиями поведения, возможными противоречиями. Установление такого контакта называется интеракцией. Интерактивный аспект общения включает многообразные проблемы взаимодействия людей. В процессе интеракции происходит развитие личности, при этом действия каждо­го индивида всегда ориентированы на другого и зависят от него.

По Н. Н. Обозову, Т. Шибутани — продук­тивность общения во многом определяется совместимостью субъектов.

Психологическая совместимость в со­циальной группе - это осуществление взаи­модействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемо­сти. Экспериментально установлено, что наи­более совместимы;

1) люди, испытывающие высокую потребность в общении;
2) эмоциональные, аффективные лица, пред­почитающие иметь дело с себе подобными;

3) субъекты с сильной нервной системой, склон­ные к общению с людьми со слабой нервной системой;

4) лица с разным практическим интеллектом. На эффективность взаимодействия влияют социальные качества человека. А. Б. Добрович в качестве наиболее значимых таких качеств выделяет следующие: интроверсия — экстра­версия, мобильность — ригидность, доми­нантность — недоминантность.
Процесс взаимодействия состоит из функ­циональных единиц взаимодействия (акты, действия). Впервые изучил Д. Мид. Действие состоит из четырех фаз: побуждения (первых стимулов к общению), уточнения ситуации (восприятия другого человека, ситуации и ин­формации), непосредственного действия, завершения.

Функциональная единица общения называ­ется трансакцией. Понятие введено Э. Бер­ном. Представляет взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: взрослый, ребенок, родитель. Опираясь на тео­рию трансактного анализа Э. Берна, можно изучать закономерности общения людей.

В различных ситуациях человек может вести себя по-разному. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.
Ритуальный — задан культурой. Его цель — подтвердить свое присутствие в данной культу­ре, ситуации, заявить о компетенции и т. п.
Манипулятивный— состоит в желании управ­лять, обучать, оказать влияние, навязать свою точку зрения.
Гуманистический — его целью является не изменить другого, а изменить представления обоих партнеров относительно объектов взаимодействия. Подробно исследуется в работах К. Роджерса.

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Наиболее распространено антагонистиче­ское деление на два вида взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие — конфликт, приспособление — оппозиция, ассоциация — диссоциация и т. д.
Кооперация — координация единичных сил участников, что проявляется во взаимопомощи, взаимовлиянии. А. Н. Леонтьев выделял в ка­честве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого.

По определению И.М. Шмелева кон­куренция выражает отрицательное отноше­ние к процессу взаимодействия, но может рас­сматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возни­кает конкурентно-созидательная моти­вация.

Степени продуктивной конкуренции: соревнование, соперничество, конфрон­тация, конфликт.

Конфликт — форма взаимодействия, харак­теризующаяся наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия.
Современная социальная психология в конф­ликте выделяет следующие элементы:
1) стороны (участники) конфликта (черта лично­сти — черта личности; личность — личность; личность — группа и группа — группа);
2) условия протекания конфликта (пространствен­но-временные; социально-психологические (психологический климат, тип и уровень обще­ния, степень конфронтации, состояние участ­ников конфликта); социальные (вовлеченность в конфликт, интересов различных социальных групп));
3) образы конфликтной ситуации {представле­ние о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях протекания конфликта);
4) возможные действия участников конфликта (характер действия (наступательные, обо­ронительные, нейтральные); степень активности в их осуществлении (активные — пассивные, инициирующие — ответные); направленность этих действий (на оппонен­та, к третьим лицам, на самого себя));
5) опасения и интересы сторон;

6) ресурсы сторон (времени, уважения, финансовый, уважения, др.).
7) исходы конфликтных действий (полное или частичное подчинение другому; компромисс; прерывание конфликтных действий; интегра­ция).

Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас выделяют пять стратегий взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание.

Стратегия взаимодействия — совокупность доминирующих особенностей поведения челове­ка в отношениях с другими людьми, проявляющих­ся в гой или иной социальной ситуации.

Приспособление — сглаживание противо­речий, перестройка своих позиций.
Компромисс — урегулирование разногла­сий через уступки.
Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.

Избегание (уклонение) — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

Соперничество (конкуренция) — откры­тая борьба за свои интересы, упорное отстаи­вание своей позиции.

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
По определению, данному А. Н. Суховым, А. А. Бодалевым, В.Н. Казанцевым, обще­ние — это процесс передачи и приема сообще­ний с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в резуль­тате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
В качестве основных компонентов обще­ния выделяют:
1) передатчик, отправитель;
2) получатель, приемник, адресат;
3) канал связи;
4) шум, сигнал;
5) код, декодер.
В структуре общения выделяются следую­щие элементы:
1) коммуникативно-информационный, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;
2) познавательный, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга (социальная перцепция);
3) интерактивный (контактный), связанный с процессом воздействия, поведения.
По мнению Н. А. Соловьевой, в реальном общении каждая из этих сторон не существует изолированно от других, их выделение возмож­но лишь в экспериментальных исследованиях.
Рассмотренные выше стороны общения про­являются в малых группах, поэтому необходи­мо дополнительное исследование средств и механизмов воздействия людей друг на друга в условиях совместных массовых действий, при изучении больших групп и социальных движений. Общение — это полифункциональный процесс.

Исследователи, выделяя разно­образные критерии, представляют различную классификацию функций общения:
1) эмоциональная, информационная, социа­лизирующая, связующая самопознания (А. В. Мудрик),
2) установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович)',
3) сплочения, инструментальная, трансляцион­ная, самовыражения (А. А.Брудный);
4) контактная, информационная, побудитель­ная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влия­ния (Л. А. Карпенко) и др.
Однако наиболее актуально рассматривать общение в системе отношений, что позволяет выделить три группы функций:
1) психологические, определяющие разви­тие человека как индивида и личности;
2) социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы;
3) инструментальные, определяющие связи между человеком и миром в широком смыс­ле этого слова, между различными социальны­ми группами.

В целом выделение тех или иных функций общения определяется социально-психологи­ческими проблемами, стоящими перед иссле­дователем

Наши рекомендации