Общение как взаимодействие
(интерактивная функция общения)
В процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, который обусловлен индивидуальными особенностями субъектов, спецификой ситуации, преобладающими стратегиями поведения, возможными противоречиями. Установление такого контакта называется интеракцией. Интерактивный аспект общения включает многообразные проблемы взаимодействия людей. В процессе интеракции происходит развитие личности, при этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого и зависят от него.
По Н. Н. Обозову, Т. Шибутани — продуктивность общения во многом определяется совместимостью субъектов.
Психологическая совместимость в социальной группе - это осуществление взаимодействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Экспериментально установлено, что наиболее совместимы;
1) люди, испытывающие высокую потребность в общении;
2) эмоциональные, аффективные лица, предпочитающие иметь дело с себе подобными;
3) субъекты с сильной нервной системой, склонные к общению с людьми со слабой нервной системой;
4) лица с разным практическим интеллектом. На эффективность взаимодействия влияют социальные качества человека. А. Б. Добрович в качестве наиболее значимых таких качеств выделяет следующие: интроверсия — экстраверсия, мобильность — ригидность, доминантность — недоминантность.
Процесс взаимодействия состоит из функциональных единиц взаимодействия (акты, действия). Впервые изучил Д. Мид. Действие состоит из четырех фаз: побуждения (первых стимулов к общению), уточнения ситуации (восприятия другого человека, ситуации и информации), непосредственного действия, завершения.
Функциональная единица общения называется трансакцией. Понятие введено Э. Берном. Представляет взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: взрослый, ребенок, родитель. Опираясь на теорию трансактного анализа Э. Берна, можно изучать закономерности общения людей.
В различных ситуациях человек может вести себя по-разному. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.
Ритуальный — задан культурой. Его цель — подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о компетенции и т. п.
Манипулятивный— состоит в желании управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою точку зрения.
Гуманистический — его целью является не изменить другого, а изменить представления обоих партнеров относительно объектов взаимодействия. Подробно исследуется в работах К. Роджерса.
ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Наиболее распространено антагонистическое деление на два вида взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие — конфликт, приспособление — оппозиция, ассоциация — диссоциация и т. д.
Кооперация — координация единичных сил участников, что проявляется во взаимопомощи, взаимовлиянии. А. Н. Леонтьев выделял в качестве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого.
По определению И.М. Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация.
Степени продуктивной конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.
Конфликт — форма взаимодействия, характеризующаяся наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия.
Современная социальная психология в конфликте выделяет следующие элементы:
1) стороны (участники) конфликта (черта личности — черта личности; личность — личность; личность — группа и группа — группа);
2) условия протекания конфликта (пространственно-временные; социально-психологические (психологический климат, тип и уровень общения, степень конфронтации, состояние участников конфликта); социальные (вовлеченность в конфликт, интересов различных социальных групп));
3) образы конфликтной ситуации {представление о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях протекания конфликта);
4) возможные действия участников конфликта (характер действия (наступательные, оборонительные, нейтральные); степень активности в их осуществлении (активные — пассивные, инициирующие — ответные); направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя));
5) опасения и интересы сторон;
6) ресурсы сторон (времени, уважения, финансовый, уважения, др.).
7) исходы конфликтных действий (полное или частичное подчинение другому; компромисс; прерывание конфликтных действий; интеграция).
Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас выделяют пять стратегий взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание.
Стратегия взаимодействия — совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в гой или иной социальной ситуации.
Приспособление — сглаживание противоречий, перестройка своих позиций.
Компромисс — урегулирование разногласий через уступки.
Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.
Избегание (уклонение) — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.
Соперничество (конкуренция) — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
По определению, данному А. Н. Суховым, А. А. Бодалевым, В.Н. Казанцевым, общение — это процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
В качестве основных компонентов общения выделяют:
1) передатчик, отправитель;
2) получатель, приемник, адресат;
3) канал связи;
4) шум, сигнал;
5) код, декодер.
В структуре общения выделяются следующие элементы:
1) коммуникативно-информационный, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;
2) познавательный, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга (социальная перцепция);
3) интерактивный (контактный), связанный с процессом воздействия, поведения.
По мнению Н. А. Соловьевой, в реальном общении каждая из этих сторон не существует изолированно от других, их выделение возможно лишь в экспериментальных исследованиях.
Рассмотренные выше стороны общения проявляются в малых группах, поэтому необходимо дополнительное исследование средств и механизмов воздействия людей друг на друга в условиях совместных массовых действий, при изучении больших групп и социальных движений. Общение — это полифункциональный процесс.
Исследователи, выделяя разнообразные критерии, представляют различную классификацию функций общения:
1) эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая самопознания (А. В. Мудрик),
2) установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович)',
3) сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А. А.Брудный);
4) контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.
Однако наиболее актуально рассматривать общение в системе отношений, что позволяет выделить три группы функций:
1) психологические, определяющие развитие человека как индивида и личности;
2) социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы;
3) инструментальные, определяющие связи между человеком и миром в широком смысле этого слова, между различными социальными группами.
В целом выделение тех или иных функций общения определяется социально-психологическими проблемами, стоящими перед исследователем