Медитация и трансцендентальный мир
Ю.Л.Каптен
ОСНОВЫ МЕДИТАЦИИ
Вводный практический курс
ОТ АВТОРА........................................................................................................................................................................................... 4
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................... 6
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ............................................................................................................................................................................. 11
МЕДИТАЦИЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МИР................................................................................................................ 12
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕДИТАЦИИ.......................................................................................... 12
1.1. Что такое "медитация"?................................................................................................................................................. 12
1.2. Цели медитативной практики...................................................................................................................................... 15
1.3. Медитативная практика и мировая культура........................................................................................................ 17
1.3.1 Медитация в период античности и в средневековой Европе........................................................................... 18
1.3.2. Медитация в древнем Китае..................................................................................................................................... 22
1.3.3. Медитация в чань(дзэн)-буддизме.......................................................................................................................... 32
1.3.4. Медитация в тантризме............................................................................................................................................. 37
1.3.5. Медитация в индуизме............................................................................................................................................... 42
1.3.6. Медитация в мусульманстве.................................................................................................................................... 50
Глава 2. МЕДИТАЦИЯ В ИНДИЙСКОЙ ЙОГЕ.................................................................................................................. 54
2.1. Шесть даршан и "йога-сутра" патанджали............................................................................................................ 54
2.2. Восьмеричный путь индийской йоги......................................................................................................................... 64
2.3. Ветви йоговского учения.............................................................................................................................................. 70
2.4. Типы медитации.............................................................................................................................................................. 74
Глава 3. МИРЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ И УРОВНИ ДУХОВНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ............................................................ 78
3.1. Миры во вселенной........................................................................................................................................................ 78
3.2. Жизнь на астральном плане........................................................................................................................................ 83
3.3. Что такое "прана"?......................................................................................................................................................... 87
3.4. Биополе человека и его структура............................................................................................................................ 89
1) МУЛАДХАРА-ЧАКРА............................................................................................................................................................ 91
2) СВАДИСТХАНА-ЧАКРА (СВАДХИСТХАНА-ЧАКРА; СВАДИСТАНА-ЧАКРА)............................................... 92
3) МАНИПУРА-ЧАКРА (МАНИПУРАКА-ЧАКРА)............................................................................................................. 92
4) АНАХАТА-ЧАКРА.................................................................................................................................................................. 93
5) ВИШУДХА-ЧАКРА (ВИАДХА-ЧАКРА)............................................................................................................................ 94
6) АДЖНА-ЧАКРА (АГНИ-ЧАКРА, ТРИКУТА).................................................................................................................. 95
7) САХАСРАРА-ЧАКРА (ТЫСЯЧЕЛЕПЕСТКОВЫЙ ЛОТОС)........................................................................................ 95
3.5. Макрокосм и микрокосм............................................................................................................................................. 100
3.6. Психофизиологические аспекты медитации......................................................................................................... 105
Глава 4. САМАДХИ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА....................................................................... 110
4.1. Самадхи.......................................................................................................................................................................... 110
4.2. Сверхнормальные способности человека............................................................................................................. 118
4.3. Ступени духовного развития человека и общества........................................................................................... 124
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОСНОВЫ........................................................................................................................................................ 134
МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................................................................................. 135
Глава 5. МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ 135
5.1. Образ жизни................................................................................................................................................................... 136
5.1.1. Основы психогигиены в йоге.................................................................................................................................. 136
5.1.2. Этические аспекты Садханы................................................................................................................................. 138
5.1.3. Распорядок дня.......................................................................................................................................................... 144
5.1.4. Секс и вредные привычки....................................................................................................................................... 147
5.1.5. Совершенствование духовных знаний............................................................................................................... 149
5.1.6. Благоприятные астрологические соответствия............................................................................................... 151
5.2. Диета................................................................................................................................................................................ 153
5.3. Контроль дыхания....................................................................................................................................................... 155
5.4. Позы для медитации.................................................................................................................................................... 161
УПРАЖНЕНИЕ 1.................................................................................................................................................................. 164
УПРАЖНЕНИЕ 2.................................................................................................................................................................. 164
УПРАЖНЕНИЕ 3.................................................................................................................................................................. 164
УПРАЖНЕНИЕ 4.................................................................................................................................................................. 164
5.5. МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА...................................................................................... 165
5.6. Ограничения и противопоказания........................................................................................................................... 168
5.7. Сочетания упражнений в одном цикле занятий.................................................................................................. 170
Глава 6. Описание упражнений в концентрации и медитации.................................................................................... 172
6.1. Медитация над звуками.............................................................................................................................................. 173
6.2. Медитация над мантрами (1 и 2)............................................................................................................................. 176
ПЕРВОЕ УПРАЖЕНИЕ............................................................................................................................................................ 176
ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ......................................................................................................................................................... 180
6.3. Медитация над дыханием (1 и 2)............................................................................................................................. 181
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ......................................................................................................................................................... 182
ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ......................................................................................................................................................... 182
6.4. Медитация над "ментальным небом"..................................................................................................................... 182
6.5. Тратака на свечу.......................................................................................................................................................... 184
6.6. Тратака на предмет..................................................................................................................................................... 185
6.7. Тратта на цветок........................................................................................................................................................... 187
6.8. Медитация над янтрой................................................................................................................................................ 187
6.9. Пять малых упражнений в медитации (для развития памяти)......................................................................... 189
6.10. Медитация над безмолвием ("ментальная пауза")........................................................................................... 191
6.11. Медитация над музыкой (1).................................................................................................................................... 194
6.12. Медитация над музыкой (2).................................................................................................................................... 196
6.13. Медитация над музыкой (3).................................................................................................................................... 198
6.14. Медитация над расширением сознания (1)........................................................................................................ 199
6.15. Медитация над первоэлементами......................................................................................................................... 200
МЕДИТАЦИЯ НАД "ЗЕМЛЕЙ"............................................................................................................................................. 201
МЕДИТАЦИЯ НАД "ВОДОЙ"................................................................................................................................................ 201
МЕДИТАЦИЯ НАД "ОГНЕМ"............................................................................................................................................... 201
МЕДИТАЦИЯ НАД "ВОЗДУХОМ"...................................................................................................................................... 202
МЕДИТАЦИЯ НАД "НЕБОМ"............................................................................................................................................... 202
6.16. Медитация над расширением сознания (2)........................................................................................................ 202
6.17. "Я — точка света "..................................................................................................................................................... 205
6.18. Психическое дыхание (1 и 2).................................................................................................................................. 206
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ......................................................................................................................................................... 206
ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ......................................................................................................................................................... 207
6.19. Медитация над мантрой (3).................................................................................................................................... 209
6.20. Генерация тумо........................................................................................................................................................... 210
6.21. "Поменять луну и солнце местами"....................................................................................................................... 212
6.22. Медитация над чакрами и нади............................................................................................................................. 213
6.23. Медитативная пранайама....................................................................................................................................... 216
6.24. Джива-комплекс (1).................................................................................................................................................... 217
6.25. Джива-комплекс (2).................................................................................................................................................... 219
6.26. Медитация над мантрой (4 и 5).............................................................................................................................. 220
МАНТРА"СОЛЬ"....................................................................................................................................................................... 220
МАНТРА"ХИАЛ"....................................................................................................................................................................... 221
6.27. Пробуждение кундалини......................................................................................................................................... 221
6.28. Активизация чакр (1)................................................................................................................................................. 223
6.29. Активизация чакр (2)................................................................................................................................................. 224
6.30. Активизация чакр (3)................................................................................................................................................. 225
Глава 7. ЭЛЕМЕНТЫ ЭКСТРАСЕНСОРИКИ.................................................................................................................. 227
7.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА............................................................................................................................ 228
7.2. Методы исцеления правой......................................................................................................................................... 230
7.3. Развитие экстрасенсорных способностей............................................................................................................. 231
Глава 8. ПОМОЩЬ В САДХАНЕ.......................................................................................................................................... 234
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................................................................................ 249
ПРИЛОЖЕНИЕ 1....................................................................................................................................................................... 249
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ САМОУСПОКОЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ СИЛ [51]................................................................................................................................................................................................. 249
ПРИЛОЖЕНИЕ 2....................................................................................................................................................................... 249
НЕКОТОРЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ОТРЫВКИ........................................................................................................................ 249
БХАРТРИХАРИ [89] СТИХ 173 ИЗ "ШАТАКАТРАИ"............................................................................................... 250
ШРИ АУРОБИН ДО ГХОШ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ [1271................................. 250
ПРИЛОЖЕНИЕ З....................................................................................................................................................................... 251
ФОРМУЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ САМОВНУШЕНИЯ....................................................................................... 251
ПРИЛОЖЕНИЕ 4....................................................................................................................................................................... 252
МОЛИТВЕННЫЕ ФОРМУЛЫ............................................................................................................................................... 252
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ И СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ [103 ]............................................................ 252
МОЛИТВЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ В ЙОГЕ [24; 105; 184]........................................................................................ 253
ПРИЛОЖЕНИЕ 5....................................................................................................................................................................... 254
М А Н Т Р Ы........................................................................................................................................................................... 254
ОТ АВТОРА
Данную книгу следует рассматривать прежде всего как элементарное введение в медитативную практику, т. е. как пособие для людей, которые ранее не занимались медитацией и вообще имели о ней весьма смутное представление.
К сожалению, обсуждение всего, что связано с экстрасенсами, НЛО, йогой, включая и проблему снежного человека, стало своего рода модным занятием. Чуть ли не каждый десятый сейчас пытается читать чужие мысли, воздействовать биополем или вызывать духов из астрального мира. Понятно, что длительные игры в экстрасенсорику людей, знающих о ней лишь понаслышке, могут привести некоторых к нервно-психическим расстройствам. Большинство же других вскоре вообще разочаровываются в возможностях расширить свои способности, объявляя все это ненаучным или просто шарлатанством.
Другая нежелательная крайность — запретить йогу и другие восточные системы. Надо сказать, что негласный запрет в нашей стране в «застойный период» на все, что связано с йогой, не был единственным в мировой истории. Так, согласно кодексу законов Китая 1740 года предписывалось «занимающихся дыхательной гимнастикой приговаривать к 80 палкам» [145]. Однако прогресс и духовную эволюцию человечества не удалось еще остановить никому! Кроме того, изменения в биосфере и ноосфере делают сейчас просто необходимыми процессы самосовершенствования — физического, нравственного и умственно-духовного.
Главная трудность, с которой столкнулся автор в процессе работы над книгой, — системность йоги и всех других учений Востока. Все аспекты восточных оздоровительных систем, включая морально-нравственный кодекс, заботу о физическом теле и др., сплавлены воедино с теоретическими представлениями о Космосе и душе человека. Понять все эти аспекты в отрыве от других практически невозможно. Поэтому книга изобилует перекрестными ссылками на другие ее разделы. Ввиду малой доступности многих источников для массового читателя автор позволил себе приводить длинные цитаты, а также — ссылаться на самиздатовские копии целого ряда важных работ (СИ), которые к тому же не всегда можно было четко датировать (б. г. — без года).
В итоге основными источниками при написании книги оказались:
· крупные работы признанных востоковедов и йогов, преимущественно англоязычные;
· самиздатовские копии эзотерических или редких книг по Востоку;
· личный опыт автора, практикующего йогу с 1978 года, т. е. более 12 лет.
Одним из краеугольных камней духовного совершенствования, как считает автор, является идея Бога. Она раскрывается во всех философско-религиозных учениях Востока, а также в христианстве. Однако данная книга предназначена и для атеистов, поскольку, как считает автор, атеизм — один из этапов эволюции сознания, причем далеко не конечный.
Главные задачи здесь — дать обзор медитативных практик Востока, помочь читателям полнее раскрыть самих себя и освоить элементарные упражнения на практике. Насколько хорошо эти задачи были решены, судить уже самим читателям.
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональным перегрузкам мы можем противостоять, воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые "эмоциональные стрессы"
П. Анохин
Духовные упражнения и медитация через последовательные ступени ведут к цели — познанию
Г. Гессе
Стрессы подстерегают нас повсюду — на работе, в магазинах, транспорте, в семье. Одни стрессовые ситуации сменяются другими, накладываются друг на друга, порождают новые, и все вертится, безостановочно вращается так в круговороте жизни. Эпоха НТР, разрешив одни проблемы, принесла новые, и негативные последствия современной жизни известны: преждевременное старение, издерганные нервы, разлад тела и души, наконец — психические расстройства. Такие болезни, как инфаркт, гипертония, одышка, считавшиеся ранее уделом стариков, по единодушным оценкам медиков, заметно "помолодели" в последнее время. Все это, конечно, не случайно и представляет собой целый комплекс проблем первоочередной важности наряду с экологическими.
Крылатая фраза "Учитесь властвовать собой!" зачастую так и повисает в воздухе, становясь риторическим вопросом: как это реально сделать, большинство не знает. В итоге современная цивилизация и является технократической, т. к. все последние достижения науки и техники обычно сопровождаются полной духовной беспомощностью, крайней отсталостью в развитии духовной составляющей человека. Духовность — это не только благотворительная деятельность (хотя без этого она также не существует). Прежде всего — это умение в совершенстве управлять своей психикой и умом, быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций. Научиться этому непросто, но в наших силах.
Что же могут предложить людям, уставшим от стрессов, те сферы общественного бытия, на которые они так уповают, — искусство, литература, наука? К сожалению, пока очень мало, почти ничего, если судить по конечным результатам. Человек, страдающий от дисгармонии тела и души, идет, например, в кино или театр. Если не смакование ужасов и жутких преступлений он увидит на экране, то ему обязательно покажут какие-то сложные переживания людей в их семейной жизни, на работе и т. д., которых, впрочем, и у него хватает сполна. Театр, кино, телевидение зачастую преподносят те же стрессы, от которых человек устал, но в иной форме. И это считается духовной жизнью — смотреть на проблемы других людей, пытаясь найти там решения своих собственных вопросов! И это считается отдыхом — переживать вместе с героями произведений дикие погони, драки, убийства! Как справедливо заметил один французский писатель-публицист, мы можем быть исполнены высших чувств благородства, испытывать глубочайшие духовные порывы, сидя в зрительном зале, но вот мы выходим из кино, и через несколько минут снова обнажаются старые раны, снова проявляются уродливые гримасы, когда мы сталкиваемся с интересами других людей в конфликтных ситуациях.
Театр и кино, особенно политизированные в нашей стране, чуть ли не соревнуются в том, чтобы убедить зрителей, что нет и не может быть никакой иной жизни, кроме той, которой мы живем. Те, кто хотят просто отдохнуть, считаются чуть ли не обывателями, игнорирующими высокую воспитательную ценность искусства(!). Действительно, "что может быть слаще морковки"! Далее, к ним присоединяются авторы детективов, устроившие из поисков убийцы или грабителей тонкую психологическую игру и приглашающие читателей поучаствовать в "охоте на человечка". Все знают, что убийства и грабежи — один из самых тяжких грехов, но не все задумываются, что с их исчезновением перестанет существовать и целый жанр в области литературы! В сферах искусства и литературы до сих пор царит дух той самой "фельетонистической эпохи", о которой писал Герман Гессе [35 ]. Ее отличительная черта — девальвация слова, горы никчемной печатной продукции, уводящей читателей от решения их основных проблем, чудовищная подмена подлинных ценностей мнимыми, фальсификация истины.
Не находя ответа на мучающие его вопросы, человек обращается к науке. Он пытается понять происходящее через философию, но эти духовные поиски также в большинстве случаев дают мало пользы. Сопоставив свои проблемы с "соотношениями модальностей и предикатов", "инвариантностью перцептивных взаимодействий", "дискурсивными свойствами синкретических систем", он скоро делает вывод о полном несоответствии жизненных проблем с теми, что решаются в философии. Отсюда — насмешки над философствующими "чудаками", и само слово "философ" часто произносят с иронией.
Проанализировав такие ситуации, становится понятным возник новениемассовых явлений алкоголима, наркомании, хулиганства среди молодежи, и снова возникает старый вопрос "Что делать?". Действительно, что еще остается делать, если решения проблем духовного развития человека остаются в зачаточном состоянии?
Сейчас очень много говорят и пишут о духовности. Но поучать, с важным видом рассуждая о том, что "человек — это звучит гордо", гораздо легче, чем указать конкретные и правильные пути духовного роста. И все благие призывы зачастую так и повисают в воздухе. Вместо этого по-прежнему печать и телевидение предоставляют людям старую жвачку из житейских дрязг, суетных хлопот и человеческих страстей.
В последнее время духовная жизнь нашего общества напоминает пестрое одеяло, сшитое из лоскутов разноцветной ткани: отцы христианской церкви и кришнаиты, евангелисты и баптисты, экстрасенсы и маги — с чем только не встретишься в свободное время! Афиши, приглашающие на воскресные проповеди, соседствуют с рекламой секций каратэ, у-шу и других восточных единоборств, и разобраться во всем этом бывает с первого взгляда нелегко. Однако самая большая досада возникает, когда благие устремления, основанные на христианских заповедях и высоких идеалах, разбиваются, как корабль о рифы, в море бытовых ситуаций и жизненных проблем. Так и получается: с одной стороны — Бог и духовно-нравственные ценности, а с другой — быт и житейские проблемы. Это — как два полюса, переход между которыми кажется порой непреодолимым.
Но выход здесь есть, и он может быть только один — преобразование нашего сознания, перестройка миросозерцания, которые позволяют совместить высочайшие истины, настоящие духовные ценности с обычными рабочими буднями, с конкретной жизнью большинства людей. Так, Л. Н. Толстой писал незадолго до своей смерти: "Что делать? ...всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой ".
Шри Ауробиндо Гхош [см. 93: с. 145—146] писал: "...Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, — даже не смесь всех этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозной или этической формуле — не являются духовными достижениями или испытаниями... Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души, — внутреннее устремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней, войти в контакт с высшей действительностью, имманентной в Космосе и вне Космоса, а также в нашем существе; ...соединиться с ней, и как следствие этого контакта и соединения — преобразить все наше существо, превращая его в новое существо, в новую личность, новую природу."
Это — Путь, и хотя следуя по нему человек сталкивается с терниями и неудачами, жизнь его становится более яркой и богатой, чем у тех, кто просто плывет по течению, полностью отдаваясь страстям и направляя все усилия на удовлетворение исключительно животных инстинктов. Этот Путь, реализующий в жизни человека высшие идеалы и устремления, искали и утверждали Лев Толстой и Герман Гессе, Ибн Сина и Эразм Роттердамский, Рабиндранат Тагор и Стефан Цвейг — они и другие великие гуманисты всех времен и наций. Восток и Запад объединяются в поисках высшего человеческого бытия, в решении общемировых проблем духовной эволюции человечества. Сейчас, по мере становления глобальных этических ценностей, представляются похожими йог, сидящий в ритуальной индийской позе, и странствующий дервиш-суфий, русский странник и буддийский монах. Все они имеют право на жизнь, все они идут по пути познания Истины, все они—представители одного и того же человечества на Земле.
Поиски лучшей жизни издавна объединяли как отдельных людей, так и целые племена и народности. Поэтому решения проблем духовного развития человечества и становления высшего человеческого бытия можно найти только из общих свойств культурной жизни разных народов во все времена. Культура древних цивилизаций — это не только разбитые черепки глиняной посуды, поврежденные фрески и чудом сохранившиеся листки памятников письменности. Одним из важнейших компонентов культурной жизни общества во все времена была религия, и этого не могут отрицать даже самые рьяные атеисты. На протяжении многих тысячелетий представители религиозных кругов собрали в себе весь известный положительный опыт человеческой практики, аккумулировали поистине огромный эмпирический опыт общения человека с природой.
Идея Бога всегда была связана у людей с неким образом "высшего-Я", которое объединяло воедино все стороны и формы проявления бытия. Поэтому, анализируя проявления сил природы, рассматривая их как проявления Божественного, человек одновременно как бы возвращался к истокам своего личного "Я", пытался оценивать свою жизнь и деятельность с позиций высших ценностей. Вопросы "Кто я? Зачем я живу? Чего я достиг в своей жизни? Почему люди рождаются и умирают? Что будет после смерти?" исходно были связаны с религиозными взглядами.
Помимо науки, объединявшей в себе конкретные знания людей о свойствах природы, во все времена и у всех народов существовало "тайное знание". В то время, как позитивная наука, избрав объектом мир, постигаемый внешними чувствами, стремилась утвердить свое господство над ним через математические, химические, физические формулы и механические процессы, "тайная" наука избрала себе путь погружения внутрь человеческого духа, и в глубинах человеческого "Я" нашла мир, через зеркала которого открыла иную сторону законов Вселенной и научилась управлять многими процессами природы без помощи техники. Эти знания всегда оставались эзотерическими, передавались от Учителя к ученику или строго ограниченному числу посвященных лиц. Такая эзотеричность большей части древних знаний, как и их раскрытие в настоящее время, конечно, имеют свои причины, главные из которых — неготовность к тому людей прошлого и угроза всеобщей экологической катастрофы в настоящем.
Война, объявленная официальной позитивной наукой против разного рода феноменов, не укладывающихся в строго обоснованные концепции (например, пророчества, телепатия, левитация, НЛО), привела к группировке таких знаний в своего рода "метанауку" или "паранауку", в составе которой — оккультизм, теософия, магия и мн. др.
Оккультизм стремится проникнуть за ту черту, которую определила для себя позитивная наука, подойти к решению человеческих проблем с иных позиций, минуя аппарат формальных научных представлений. Однако оккультизм не противостоит научным данным, решительно отрицая существование чего-либо сверхъестественного в мире. Он основывается, с одной стороны, на эзотерических древних концепциях о происхождении и развитии Вселенной, сущности и свойствах человека, тайны которых хранились египетскими жрецами и индийскими брахманами, а с другой стороны — на исторических и современных фактах, опытах и научных данных [150 ]. С оккультизмом близко смыкается теософия, где, однако, больший упор делается не на человека, а на мистические аспекты богопознания, и магия — древняя наука о силах природы и способах овладения ими. Рассматривая их вместе, можно выделить общую область, где они пересекаются. Это — взгляды о разных уровнях строения человека, действующих в нем сил; возможностях и способах управления этими силами. Важным практическим разделом этой общей части оккультных наук является медитация.
Особенно важное значение придается медитации в древней йоге. Йога — учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума, признающее существование в человеке неосознанных сил и возможностей управления ими через определенную систему физических и духовных упражнений.
Вы спросите: "Что общего между христианскими заповедями и йогой? Какая здесь может быть связь?". Ответы на эти и многие другие вопросы мы и попытаемся дать в этой книге.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
МЕДИТАЦИЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МИР