Q Как можно восполнить этот дефицит?
Во-первых, с помощью проб, направленных на анализ движений, которые формируются и выполняются непроизвольно, инстинктивно.
Это следующие пробы: «переплетение пальцев рук», «поза Наполеона», «аплодирование», «прогибание кистей рук» (Лурия, 1962).
В первой пробе ведущей считается рука, большой палец которой при переплетении пальцев оказывается сверху. Испытуемый может по просьбе психолога изменить положение пальцев, поместив сверху большой палец другой руки, но будет при этом испытывать неловкость, дискомфорт. В «позе Наполеона» ведущей считается та рука, которая первой начинает движение и располагается сверху. Осуществление смены положения рук возможно только при усиленном произвольном контроле; получившаяся в результате такой смены поза также крайне неудобна испытуемому. При выполнении аплодирования ведущей считается более активная рука, осуществляющая ударные движения о ладонь неведущей руки. Наконец, при прогибании сложенных вместе кистей рук, кисть более слабой (неведущей) руки прогибается сильнее (Лурия, 1962).
Во-вторых, помогает учет некоторых антропометрических показателей.
Приведем примеры. Известно, что ширина ногтевых лож больших пальцев или мизинцев больше на ведущей руке. Ведущая рука несколько длиннее неведущей; на тыльной стороне ведущей руки сильнее развита венозная сеть; на подушечках пальцев ведущей руки более сложные дерматоглифические узоры (Хомская, Привалова, Ениколопова и др., 1995).
q Очень интересно! А есть ли еще какие-нибудь пробы на определение ведущей руки?
Да, есть еще аппаратурные методы. В них динамические (то есть скоростные) и силовые показатели регистрируются с помощью специальных приборов. К таким методам можно отнести динамометрию (измерение силы каждой руки динамометром), теппинг-тест (оценка темпа, ритма, равномерности движений, возможности их произвольного ускорения или замедления), а также многочисленные тесты, в которых с помощью секундомера или других приборов точно фиксируется время выполнения различных предметных действий или время моторной реакции на звуковые, световые, тактильные стимулы, скоростные, силовые показатели и точность движений выше в ведущей руке.
q И последний вопрос. Есть два теста, которые вы еще не упомянули: заведение часов и миокинетический тест. Можно ли отнести их к аппаратурным методам определения мануальной доминантности?
Давайте подумаем. При выполнении первой методики испытуемого просят завести механические наручные часы или будильник; можно также попросить его изменить показания стрелок на часах. При этом неведущая рука держит часы, а ведущая рука осуществляет точно дозированные (и пространственно-ориентированные) движения, с помощью которых заводятся часы или переводятся стрелки. Таким образом, данную методику едва ли можно отнести к аппаратурным. Ведь в ее основе лежит простое наблюдение за тем, какой рукой совершается определенное предметное действие; ни для предъявления стимулов, ни для регистрации показателей не используются специальные приборы. Во второй методике, которая вас заинтересовала, испытуемому предлагается обводить карандашом (поочередно правой и левой руками) линии различной конфигурации, сначала со зрительным контролем, а потом без него. Конечно, можно и «на глазок» оценить разницу в темпе и характере обведения линий разными руками. Однако мы думаем, что проведение такого эксперимента, детальная регистрация точности движений рук, качества рисунка невозможны без применения специального оборудования. Вообще же во время выполнения двигательных заданий используются различные методы регистрации — электромиография (ЭМГ), электроэнцефалография (ЭЭГ), вызванные потенциалы (ВП), видеозапись с последующей компьютерной обработкой (Хомская, Привалова, Ениколопова и др., 1995).
q Давайте перейдем к обсуждению методов исследования другого вида моторных асимметрий — функциональной асимметрии ног. Их меньше, чем в случае определения мануального доминирования?
Да, это так. Для иллюстрации приведем только один пример. В уже упомянутом нами опроснике для оценки функциональной асимметрии (Annett, 1970) двадцать вопросов касаются мануального доминирования и только один — ведущей ноги.
q Ясно. А какие приемы используются для определения функциональной асимметрии ног?
Их, как и методы определения ведущей руки, можно разделить на три группы:
1) анализ выполнения каких-либо действий;
2) учет морфометрических показателей;
3) аппаратурные методы.
К первой группе можно отнести следующие приемы: предложить испытуемому подпрыгнуть на одной ноге, сделать шаг вперед, ударить по мячу, сесть на стул, закинув ногу на ногу. Ведущая нога совершает движения первой, она сильнее. Этот факт находит подтверждение в одном любопытном бытовом наблюдении: на обуви, надетой на неведущую ногу, быстрее снашивается набойка, потому что она слабее ведущей и незаметно для субъекта чуть приволакивается при ходьбе. В последней из перечисленных проб ведущей считается нога, которая располагается сверху; именно при таком расположении ног человек может просидеть дольше, не ощущая дискомфорта и утомления.
Что касается морфометрических показателей, то известно, что стопа и шаг у ведущей ноги несколько длиннее, чем у неведущей. Первая закономерность приводит к следующему: примеряя в магазине новую пару обуви, мы порой замечаем, что на одной ноге (чаще на левой) туфля или ботинок сидит чуть свободнее. Кстати, обращали ли вы внимание, что примерка новой пары обуви обычно начинается с правой ноги? Уж если она подойдет для правой ноги, для левой точно сгодится. Со второй из упомянутых закономерностей связана одна особенность организации спортивных соревнований. Еще со времен античной Греции бегуны (а впоследствии и конькобежцы) двигаются по дистанции против часовой стрелки. Таким образом, левая нога (неведущая у большинства людей, а поэтому с более коротким шагом) проходит меньшее расстояние, чем правая.
К аппаратурным методам можно отнести, например, точное измерение отклонения движения от заданного направления (Брагина, Доброхотова, 1988), динамометрию, определение тонуса и силы мышц с помощью специальных приборов (Хомская, Привалова, Ениколопова и др., 1995).
q Давайте перейдем к сенсорным асимметриям и обсудим способы исследования слуховой (и в том числе слухоречевой) асимметрии.
Вы уже можете догадаться, что прежде всего следует задать испытуемому ряд вопросов, касающихся его слуховых функций (одинаково ли он слышит обоими ушами, каким ухом он лучше разбирает речь, есть ли у него музыкальный слух и т.п.).
Как отмечают Е.Д. Хомская и соавторы (1995), во многие опросники, направленные на изучение функциональных асимметрий, включается вопрос о том, к какому уху испытуемый чаще всего подносит телефонную трубку, когда говорит по телефону. Большинство людей подносит трубку к левому уху. Означает ли этот факт, что у них ведущим в восприятии речи является правое полушарие? Видимо, нет, тем более что такое предположение противоречит данным, полученным с помощью других методик. В чем же дело? Вероятно, человеку часто, когда он говорит по телефону, необходимо освободить правую руку для письма или каких-нибудь других действий.