Взаимоотношения в ходе терапии
Отношения сотрудничества между пациентом и терапевтом являются главными условиями успешного лечения. Структурная когнитивная терапия полностью принимает эту точку зрения. И терапевт, и пациент должны выработать объединяющий их общий смысл целей и задач терапии, и сотрудничать в осуществлении предложенных терапевтом планах.
В терапевтических отношениях сотрудничества разные формы сопротивления заданиям терапевта и другим его усилиям не возникают или возникают в более управляемой и выгодной для терапевта форме, чем в отношениях другого типа. Если наладить сотрудничество, спокойные терапевтические отношения, можно ожидать, что пациент будет видеть в них «надежную опору» для исследования более болезненных аспектов своей эмоциональной жизни и самоидентичности. При установлении отношений сотрудничества с пациентом для терапевта важно знание общих видов патологической когнитивной организации, соответствующих им моделей неудачного родительства и нарушения отношений привязанности. Личная идентичность пациента с синдромом агорофобии зависит от потребности контролировать взаимоотношения с кем-либо, по крайней мере, до тех пор, пока он не научится доверять партнеру. Терапевту, следовательно, необходимо предоставить пациенту широкие возможности для контроля в начальной стадии терапии.
Депрессивный пациент обычно идентифицирует себя в связи с идеей «усилия». Терапевт, следовательно, должен показать пациенту, что он признает и уважает эту черту его личности, спрашивая например: «Вы полагаете, что вам есть что терять, когда вы готовы напрячь свои силы, чтобы привлечь меня к исследованию ваших затруднений?»
Пациент с расстройствами питания, по всей вероятности, будет неохотно идти на самораскрытие и сотрудничество. Терапевту хорошо бы признать, что у пациента, по-видимому, сложилось давнее и твердое жизненное убеждение, что не стоит раскрывать свои мысли и чувства перед незнакомыми людьми, а терапевт, действительно, новый и незнакомый человек, по крайней мере вначале. Во время первых терапевтических встреч терапевту лучше принять уклончивую позицию тучных пациентов или больных анорексией и не требовать детальной информации до появления ощутимого терапевтического прогресса.
Многие обсессивные пациенты во время первых встреч с терапевтом демонстрируют явно амбивалентное отношение к лечению. С одной стороны, они возмущены тем, что их подготавливают к «жертвам», пусть даже ради улучшения их самочувствия. С другой стороны, они боятся, что могут претерпеть слишком много, стремясь к выздоровлению (они, кажется, представляют себе невыносимые тотальные, «настоящие» страдания). Терапевт, помогая, может тогда попросить пациента быть готовым сохранить малую часть прежней установки к концу курса терапии - именно малую часть, которая потребуется, чтобы избежать ненужных эмоциональных переживаний и одновременно быть способным вести иную, нормальную и удовлетворительную жизнь. Так терапевт частично удовлетворяет обсессивную потребность пациента в определенности, показывая ему, что точное предположение результата лечения возможно. В то же время терапевт непринужденно размывает установку пациента, что имеют ценность только «полные» (100%) решения проблемы, подкрепляя эту более реалистическую установку на примере достигнутых даже незначительных или частичных улучшении. В структурной когнитивной терапии некоторые феномены, частично относящиеся к терапевтическим взаимоотношениям, могут стать объектом совместных исследований пациента и терапевта. Наиболее значительным из них является способ, которым пациент склонен истолковывать поведение терапевта во время терапии. Таким способом может быть обнаружен искусный намек на приближение и изменение взаимосвязей между различными уровнями когнитивной организации пациента. Женщина с синдромом агорофобии, например, может намечать обсуждение с терапевтом недавнего эпизода с приступом боязни и бегством и знать, что это делается согласно обоюдному с терапевтом договору. Когда на очередном сеансе пациентка будет описывать этот эпизод, она неосознанно сравнит происходящее взаимодействие со своим идеализированным самопортретом (ущербность, не позволяющая ей быть зависимой от кого-либо). Такой идеальный самопортрет связан с основным конструктом, отражающим взаимодействие с деспотичным отцом, вынуждавшим ее выполнять очень неприятные для нее вещи, угрожающим оставить ее одну на улице, если она откажется подчиниться Во время сеанса терапевт заметил изменения в отношении пациентки к нему. Теперь она, кажется, понимает его вопросы, касающиеся эпизода с бегством, как если бы они были нацелены на то, чтобы вынудить ее разговориться и продемонстрировать болезненную ситуацию бегства. В ответ на вопросы терапевта об изменении ее отношения к нему пациентка, во-первых, объяснила свой страх зависимости («Я боюсь, что стану слишком зависимой от вас, доктор») и затем упомянутое ранее опасение, что терапевт - «всемогущий» и пытается вынудить ее проявить невыносимую активность, подобную тому, чтобы остаться одной на улице.
Осознание противоречия между таким способом понимания представленной ситуации и ее намерением рассмотреть эпизод в дружеской атмосфере терапевтического сеанса дает пациентке возможность припомнить болезненные эпизоды взаимодействия со своим строгим отцом. Случайно может быть замечено, что это вообще не «бессознательные» воспоминания. Просто пациентка не связывала их со страхом зависимости и обычным способом оценки межличностных взаимодействий. Вероятнее всего, толкование пациенткой своей болезни (мысль о физической и умственной неспособности) и озабоченности сохранением контроля над собой и другими мешала ей понять взаимосвязь прошлого опыта, мировоззрения и актуальных мыслей, эмоций, оценок и поступков.
Содержание и стратегия психотерапии
Когда возникает желаемый терапевтический климат, терапевт надеется, что пациент:
повысил свое мастерство самонаблюдения;
по крайней мере, понял некоторые аспекты структуры когнитивной организации;
самостоятельно может продолжить выявление и коррекию на основе описанных навыков, аспектов своей внутренней жизни, приводящих к нежелательным «невротическим» переживаниям.
Для приближения и достижения этих целей требуется динамическое, последовательное взаимодействие наблюдаемых и изменяемых процессов, предусмотренных соглашением между пациентом и терапевтом.
Договоренность в терапии. Как правило, во время первых сеансов терапевт осторожно расспрашивает пациента о цели его прихода. Затем он выражает готовность в пределах своей профессиональной компетенции помочь пациенту достичь целей своего прихода Исключение составляют крайние случаи (пациент сообщает о желании причинять вред себе и другим), которые терапевт осторожно обходит, не подтверждая эффективности и правильности такой цели. Даже если изъявленное желание явно связано с главными проблемами пациента, терапевт должен попытаться переформулировать их, но не отвергать как патологические или не имеющие отношения к делу.