Глава 5. гештальт-терапия - теория и практика личностного роста
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только.
Живым, и только до конца.
Б. Л. Пастернак
Фредерик (Фриц) Перлс (1893-1970) - один из основоположников гештальт-терапии, ее главный теоретик, а также блестящий мастер практической демонстрации ее использования в рамках так называемых воркшопов (практических семинаров и тренингов), чья работа всегда оказывала глубокое и захватывающее воздействие на участников и в немалой степени способствовала широкому распространению групп личностного роста. Между тем Ф. Перлс, как и многие другие создатели психотерапевтических систем гуманистической ориентации, начинал с изучения психоанализа в Берлине и Вене. Его персональным психоаналитиком был В. Райх, оказавший большое воздействие как на становление личности Ф. Перлса, так и на его учение. Сам Ф. Перлс признавался, что, если бы не угроза фашизма, заставившая его покинуть Европу, он всю свою профессиональную жизнь мог бы потратить на психоанализ нескольких своих пациентов. Однако в 1934 г. он принял предложение известного психоаналитика Эрнста Джонса и основал Институт психоанализа в Йоханесбурге (Южная Африка), где и провел последующие 12 лет, разрабатывая собственную версию психоанализа. В 1947 г. вышла в свет его первая книга «Эго, голод и агрессия: ревизия фрейдовской теории и метода». В это время он еще не вполне освободился от влияния фрейдовской теории инстинктов, хотя и предпринял ее ревизию, что сказалось, в частности, на его трактовке голода как ключевого инстинкта в процессе выживания индивида. В 1946 г. под давлением режима апартеида Ф. Перлс покидает Южную Африку и поселяется в США с женой Лаурой, психотерапевтом и специалистом по нарушениям питания. Постепенно, в полемике с ключевыми положениями психоанализа, оформляется новое направление в психотерапии: в Нью-Йорке Ф.Перлс основывает Институтгештальт-терапии, в 1951 г. вместе с Ральфом Хафферлином и Полом Гудменом публикует труд «Гештальт-терапия: возбуждение и ростчеловеческой личности», где излагаются не только начала теории созданной им психотерапевтической системы, получившей название «гештальт-психотерапия», но и структурированная практика Психотерапевтических методов или «упражнений», своего рода «экспериментов», соединяющих в единое целое опыт активного переживания, действия и осознания. И, наконец, в 1969 г. выходят «Введение в гештальт-терапию» и «Гештальт-терапия дословно» с подробным изложением базовых положений нового психотерапевтического подхода и многочисленными иллюстрациями его применения Ф.Перлсом в практике консультирования и в рамках учебных семинаров.
В опубликованных трудах Ф. Перлса отчетливо проступает его портрет. Он не скрывает своей парадоксальности, порой граничащей с безумием, демонстрирует любовь к юмору и острословию, необыкновенное жизнелюбие и презрение к общепринятым условностям. В своих многочисленных воркшопах, в 1960-е гг. привлекавших толпы профессионалов и просто интересующихся личностным ростом людей в Эсален на Калифорнийский берег Тихого океана, Ф. Перлс предстает человеком тонко чувствующим и вдохновенным проницательным, провоцирующим, умело манипулирующим; его показательные сеансы терапии порой напоминают захватывающие мистерии или колдовские исцеления в духе шаманизма.
Ф.Перлс точно отразил умонастроение американских «шестидесятников», жаждавших свободы, необычных ощущений, не знающих, как порвать путы рутинной жизни и вернуть жизни смысл и прелесть новизны. Неслучайно, что именно на 1960-е и 1970-е гг. приходится пик расцвета гештальт-терапии; ее теория и практика благодарно впитали ставшие широким достоянием интеллектуалов «опрощенные» идеи французского экзистенциализма и эзотерический опыт «предельных» переживаний любителей ЛСД. Кажущаяся простота технических приемов вкупе с иллюзией мгновенного исцеления, в значительной степени намеренно провоцируемые харизматической фигурой самого Ф.Перлса, немало содействовали быстрому распространению гештальт-терапии прежде всего среди учителей, социальных работников и психологов-консультантов.
После смерти Ф.Перлса в 1970 г. остались неосуществленными многие проекты и разработки. Так, Перлс мечтал создать в Британской Колумбии учебный центр и при нем общину, в организации которой смогли бы воплотиться его представления о человеческой природе, о развитии индивидуальности и аутентичности. Спустя десятилетия стала очевидной утопичность ряда идей Ф. Перлса, обозначились пробелы в теории и практике, особенно неоправданны оказались надежды на применение гештальт-терапии в клинике, но популярность ее в среде психологов-консультантов возросла, В последние годы можно отметить и некоторую, хотя и весьма существенную, ревизию методологии, особенно заметную в российском варианте, исторически свободном от «школьных» рамок: гештальт-терапия несколько отдалилась от своей исходной организмической парадигмы и приблизилась к гуманистически-ориентированной; заметно возросла тенденция к интеграции с современными концепциями когнитивной психологии и неопсихоанализом.