Характеристика основных стилевых компонентов

Директивный компонент - д

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой, формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент ( пассивного невмешательства) – п

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – к

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.

Текст опросника

а б в
1.Центральное руководст-во требует, чтобы о всех делах докладывали имен-но ему. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает толь-ко самые срочные и оперативные вопросы. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководите-ля. Его функции выпол-няют другие работники.
2.Всегда что- нибудь при-казывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит. Приказывает так, что хочется выполнить. Приказывать не умеет.
3.Старается, чтобы его заместители были квали-фицированными специа-листами. Руководителю безраз-лично, кто работает у него заместителем, помощником. Он добивается безотказ-ного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
4.Его интересует только выполнение плана, слу-жебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу. В работе не заинтересо-ван, подходит к делу формально. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллек-тиве.
5.Наверное, он консерва-тивен, так как боится нового. Инициатива подчинен-ных руководителем не принимается. Способствует тому, чтобы подчиненные ра-ботали самостоятельно.
6.На критику вышестоя-щего руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней. Не любит, когда его критикуют, и не старает-ся это скрыть. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7.Складывается впечат-ление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает умень-шить свою ответствен-ность. Ответственность распре-деляет между собой и подчиненными. Руководитель едино-лично принимает реш-ения или отменяет их.
8.Регулярно советуется с подчиненными, особен-но с опытными работни-ками. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9.Обычно советуется с заместителями и нижес-тоящими руководителя-ми, но не с рядовыми подчиненными. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в кол-лективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. Для выполнения какой- либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10.Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. В обращении с подчи-ненными часто прояв-ляяет равнодушие. По отношению к подчи-ненным бывает нетак-тичным и даже грубым.
11.В критических ситуа-циях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. В критических ситуа-циях руководитель, как правило, переходит к более жестким методам управления. Критические ситуации не изменяют способа его управления.
12.Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком. Если что- то не знает, то не боится этого показать и обращается за помо-щью к другим. Он не может действовать сам, ждет “подталки-вания” со стороны, ука-заний сверху.
13. Пожалуй, он не очень требовательный человек. Он требователен, но одновременно и справед-лив. О нем можно сказать, что он бывает слишком стро-гим и даже придирчивым.
14.Контролируя резуль-таты, всегда замечает по-ложительную сторону, хвалит персонал. Всегда очень строго контролирует работу под-чиненных и коллектива в целом. Контролирует работу от случая к случаю.
15.Руководитель умеет поддерживать дисцип-лину и порядок. Часто делает замечания и выговоры подчинен-ным, наказывает их. Не может влиять на состояние дисциплины.
16.В присутствии руко-водителя персонал все время находится в напряжении С руководителем работать интересно. Персонал предоставлен сам себе.


Опросный лист.

1.а б в 9. а б в 2.а б в 10.а б в 3.а б в 11.а б в 4.а б в 12.а б в 5.а б в 13.а б в 6.а б в 14.а б в 7.а б в 15.а б в 8.а б в 16.а б в

Определение индекса

групповой сплоченности Сишора [138, с. 179 – 180]

Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная - -5). B ходе опроса баллы указывать не нужно.

Инструкция.

Вам предлагается ответить на 5 вопросов, выбрав один из вариантов ответа.

Наши рекомендации