Психологическое понимание труда и профессии
Труд— это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека.
Труд— это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д.
Достижение целей труда обеспечивается следующими его функциями:
Реализация функций труда требует создания определенных
предпосылок для успешной реализации:
1. отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности;
2. профессиональная подготовка;
3. рациональные условия и организация трудового процесса
4. удобство и эффективность орудий труда;
5. адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам
6. система безопасности труда, сохранения профессионального здоровья и долголетия, психологической поддержки работоспособности.
Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами.
Психологическое содержание труда.Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические. Внутренней стороной овладения профессией является формирование на основе индивидуальных качеств субъекта труда психологической системы деятельностикак совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности.
структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности. Она включает:
1)мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);
2)цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;
3)программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;
4)информационная основа деятельности — совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);
5)процессы принятия решения — выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);
6)психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);
7)профессионально важные качества — психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.
Позднее Е.А. Климов выделяет конкретные аспекты понятия "профессия":
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Конечно, уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых "доходов").
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
4. Профессия как исторически развивающаяся система. Само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - "говорить публично". Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем.
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу "по инструкции".
Т.О. Профессия— это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда.