Общие сведения о процедуре медиации
Правовое регулирование, задачи, принципы, виды медиации
С 2011 г. в России действует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-Φ3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", которым регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений. Федеральный закон направлен на создание правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц - медиаторов, осуществляющих свою деятельность, в том числе профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему
России. Федеральным законом определяются понятие медиации, сфера ее применения, порядок проведения процедуры медиации, порядок заключения соглашения о проведении процедуры медиации, последствием которого является начало процедуры медиации и заключение медиативного соглашения. Кроме того, в Федеральном законе содержатся требования к медиаторам, а также положения, касающиеся профессиональной деятельности медиаторов и создаваемых ими саморегулируемый организаций.
Основная задача медиации - сделать разрешение споров между партнерами более быстрым и удобным, при этом услуги по ее проведению могут быть как платными, так и бесплатными. Договор будет заключаться в письменной форме, а общий срок рассмотрения дела составит от 60 до 180 дней. Интересно, что посредником в споре может стать как профессиональный медиатор (лицо старше 25 лет, имеющее высшее образование и прошедшее курс обучения по специальной программе подготовки), так и непрофессиональное лицо.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. Процедура медиации может стать эффективной при следующих условиях:
o партнеры не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;
o в дальнейшем партнеры предполагают развивать деловые отношения;
o конфликт затрагивает принципиальные для бизнеса вопросы;
o конфликт весьма сложен в юридическом плане;
o партнеры по определенным причинам не хотят, чтобы их конфликт рассматривал суд (высокие финансовые затраты на разбирательство, требуется много времени, конечный результат весьма непредсказуем и др.);
o судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано.
Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение 30 дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласия другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.
Эксперты отмечают следующие основные преимущества медиации:
- значительно менее затратная процедура по сравнению с арбитражем;
- предполагает достаточно быстрое разрешение споров в сравнении с судебными разбирательствами;
- личное участие каждой стороны в урегулировании спора с помощью медиатора более эффективно по сравнению с арбитражем;
- достаточно высокая степень контроля и предсказуемость результата;
- возможность сохранения отношений между сторонами в долгосрочной перспективе;
- возможность принятия взаимоприемлемых решений, выгодных для всех сторон;
- достижение соглашения между сторонами - лучшее решение, чем стратегия "выиграть - проиграть".
Различают несколько видов медиации: прямое и косвенное, формальное и неформальное, официальное и неофициальное посредничество.
1. Прямое посредничество: все стороны, включая посредников, одновременно присутствуют на переговорах.
2. Косвенное посредничество: сторона, осуществляющая посреднические функции, поочередно проводит консультации или переговоры с каждой из сторон.
3. Формальное посредничество: третья сторона имеет закрепленный за собой формальный статус посредника, признаваемый всеми сторонами, участвующими в переговорах. Данный вид посредничества осуществляют специально созданные для этого структуры (специальные центры, число которых стремительно возрастает в США, Великобритании, Австралии).
4. Неформальное посредничество: посредник не имеет закрепленного за собой официального статуса. Неформальное посредничество предполагает реализацию не всех посреднических функций, а лишь их части, например только выяснение точек зрения и мнений. Замечено, что этот вид посредничества в последние годы получает все большее распространение на многосторонних международных переговорах.
5. Официальное посредничество: в роли посредника выступает некое лицо, облеченное властью.
6. Неофициальное посредничество: не предусматривается наличие обязательных властных полномочий у лица, осуществляющего функции посредника.