Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 349
______________________________ 9—10 лет
Занятие 1
«Игры в кругу». Дети стоят в кругу. Они кидают по кругу большой мяч: первый ребенок по воздуху, следующий — ударяя об пол и т.д. По хлопку дети начинают перекидывать мяч в обратную сторону.
«Вратарь». Ребенок встает у стены. Это ворота. Остальные дети по очереди кидают большой мяч, сначала непосредственно в руки вратарю, затем немного правее, немного левее, выше, ниже. Задача вратаря — поймать мяч. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками. Потом вратарь должен отбивать мячик.
Занятие 2
«Игры со стенкой». Ребенок кидает мяч об стену двумя способами:
—кидает и сразу ловит;
—кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после это
го ловит.
Ребенок должен кидать сначала большой, а затем средний мяч.
«Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты — левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
Модификация для двоих. Взрослый и ребенок или два ребенка садятся на пол на расстоянии 2—3 метра друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и перекатывают мяч по полу.
Занятие 3
«Игры со стенкой». Ребенок кидает мяч об стенку с хлопком (кинул — хлопнул в ладоши — поймал). Он кидает все мячи по очереди (большой, средний, теннисный).
«Катание мячей». Дети перекатывают друг другу средний мяч, а затем сразу два мяча (средний и большой). У каждого в руках по мячу, и эти два мяча перекатываются друг другу одновременно. Мячи не должны сталкиваться. Ребенок всегда должен прослеживать глазами всю траекторию движения мяча.
350 Часть III. Дидактические материалщ
Занятие 4
«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят теннисный мяч двумя руками. Мяч кидают с разных расстояний. Ребенок ловит мяч и называет любой синий (красный, мокрый, холодный, горячий и т.д.) предмет.
«Катание мячей». Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу. Одновременно большой и теннисный мячи катятся друг другу в руки. Мячи не должны сталкиваться.
Занятие 5 '
«Игры в кругу». В этом упражнении должно участвовать как минимум 3 человека. Мячик кидают по кругу. Правила игры: один хлопок — мяч движется в том же направлении, два хлопка, мяч меняет направление. После того как ребенок усвоил программу, меняется инструкция: один хлопок — мяч меняет направление, два хлопка — мяч движется в том же направлении.
Модификация для двух человек. Ребенок и взрослый кидают мяч друг другу. Инструкция: «Если слышишь один хлопок — кидаешь мяч, ударяя об пол, если два хлопка — кидаешь по воздуху».
Занятие 6
«Игры в кругу». В этом упражнении должно участвовать как минимум 3 человека. Мячик кидаются по кругу. Правила игры: если звучит один хлопок, надо изменить способ кидания мяча (если кидали его по воздуху, то после хлопка надо кинуть например, ударив об пол), если звучит два хлопка, то мяч изменяет направление движения. После того как ребенок усвоил программу, инструкция меняется на обратную: один хлопок — мяч меняет направление, два хлопка — мяч кидают другим способом.
«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок перекидывает из правой руки в левую теннисный мяч, затем дети встают в круг и перекидывают теннисный мяч сначала из одной своей руки в другую, а затем в руку соседа слева.
Занятие 7
«Чеканка». Ребенок ударяет большим мячом об пол одной и двумя руками. При этом он сначала стоит на месте, затем продвигается вперед.
«Упражнения с теннисным мячом». Дети кидают друг другу и ловят теннисный мяч одной рукой (сначала правой, потом левой).
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 351
Занятие 8
«Чеканка». Ребенок ударяет большим мячом об пол попеременно правой и левой рукой. При этом он сначала стоит на месте, затем — продвигается вперед.
«Упражнения с теннисным мячом». Дети (или ребенок и взрослый) бросают друг другу в руки теннисный мяч одной рукой (сначала правой, потом левой).
Занятие 9
«Меткость». Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок и взрослый стоят друг напротив друга. У каждого в руке по мячу. Нужно кидать друг другу и одновременно ловить мячи. Взрослый и ребенок кидают сначала правыми руками, затем левыми, сначала по команде «Начали!», затем молча. Потом дети играют друг с другом.
Занятие 10
«Месяцы и дни недели». Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу. Если звучит название месяца, мяч надо поймать. Если называются дни недели, то мяч не ловится.
«Упражнения с теннисным мячом» (см. занятие 9).
Занятие 11
«Игры со стенкой». Ребенок стоит около стены и кидает мяч об стену. Кинув мяч, ребенок должен повернуться вокруг своей оси и поймать мяч.
«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок и взрослый кидают друг другу теннисный мяч. Если взрослый кинул правой рукой, то ребенок ловит тоже правой рукой. Если левой, то ребенок ловит левой.
Занятие 12 «Игры в кругу*.
1) Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч
и называет слово, связанное со словом взрослого. Например, взрос
лый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» — и кидает мяч.
2) Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или
другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами по
очередно.
352 Часть III. Дидактические матери,
Занятие 13
«Игры в кругу». Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
Занятие 14
«Игры со стенкой». Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, перепрыгивает через него.
«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок кидает об стену теннисный мяч правой рукой, а ловит левой. Затем наоборот — левой кидает, а правой ловит.
Занятие 15
«Меткость». Взрослый размещает перед ребенком мишень, которую надо сбить. Например, на табуретку ставятся 2 предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8—10 шагов и пытается сбить их мячиком (большим, средним, теннисным).
t
Занятие 16
«Меткость». Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка — попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).
«Упражнения с теннисным мячом». У взрослого в каждой руке по теннисному мячу. Он одновременно кидает мячи ребенку, который должен их поймать и бросить обратно взрослому.
Занятие 17
«Катаем мяч». Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку — вправо, влево).
«Упражнения с теннисным мячом» (см. занятие 16).
Занятие 18 «Мячом об пол*.
1) Ребенок ударяет мячом об пол попеременно каждой рукой. При этом он говорит: «Я знаю пять имен: Саша, Маша, Валя, Надя,
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 353
Лена». Каждое слово сопровождается ударом мяча об пол. Можно перечислять названия фруктов, овощей, машин и т.д.
2) Ребенок стоит и держит мяч средних размеров в правой руке. Левая нога поднята и согнута в колене. Ребенок ударяет мячом об пол под левую ногу и ловит левой рукой. И наоборот.
Занятие 19
«Чеканка по линии». На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч то справа от линии, то слева от нее. Сначала чеканит левой рукой слева, правой справа, потом наоборот — левой справа, а правой слева от линии.
«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок кидает теннисный мяч об стенку одной рукой, стоя на одной ноге, и ловит его одной рукой.
Занятие 20
«Передай мяч». Дети строятся в линию друг за другом. Тот, кто стоит первым, бросает мяч назад, не оборачиваясь. Следующий за ним должен поймать мяч и, бросив его себе под ноги, перепрыгнуть через мяч. Следующий ловит мяч и опять кидает его, не оборачиваясь и т.д. Затем дети разворачиваются в другую сторону и продолжают игру.
«Мяч по кругу». Ребенок ведет вокруг себя большой мяч, поворачиваясь вокруг своей оси, чеканя мяч поочередно то правой рукой, то левой.
Раздел 5. РАСТЯЖКИ
_______________________________ 5—10 лет
Занятие 1
«Струночка». Ребенок лежит на полу (вытянувшись струночкой, руки вместе над головой, ноги вместе), расслабившись. Один взрослый берет ребенка за руки, другой за ноги. По команде они одновременно, очень медленно и осторожно начинают растягивать ребенка в противоположные стороны.
Заканчивают растягивать также одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Подается команда расслабить-
354 Часть III. Дидактические материалы
ся. Обязательно обратите внимание на то, чтобы в этой «растяжке», равно как и во всех последующих, соблюдалось непременное условие: напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени.
Будьте осторожны и внимательны, действуйте с партнером синхронно. Не берите ребенка за лодыжки и запястья (во избежание вывихов), а чуть выше (на 5—7 см). Не сжимайте сильно руки. Следите за тем, чтобы во время упражнения ребенок не напрягался. Если напряжение возникает и сохраняется — не растягивайте дальше.
«Качалка». Сесть на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. На этом упражнении мы часто обнаруживаем, что у ребенка проблемы с удержанием головы. В этом случае ведущий (мама или кто-то из детей) помогает ему, кладя свою руку ему под голову (на уровне сочленения шеи и затылка).
«Бревнышко». Ребенок лежит на спине, руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перекатываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что обгоняет — ноги, руки, голова с плечами и т.д.» — и скорректировать движения. Если ребенок не замечает, что его «сносит» в сторону, или не может самостоятельно исправить этот крен, ему дают внешние ориентиры — рисунок на ковре, линия стены и т.п. Полезно периодически останавливать ребенка и просить, закрыв глаза, «подровнять» свое тело. Помогите ему стабилизировать свои ощущения, фиксируя его тело руками.
Занятие 2
«Полетели-1». Ребенок ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко), растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не зажимая его губами и зубами) и мысочки ног вниз. По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок «летит», пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время.
«Качалка» (см. занятие 1). «Бревнышко» (см. занятие 1).
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 355
Занятие 3
«Полетели-2». Команды даются отдельно для разных частей тела. Например: «клювик взлетел» — высунуть язык, «крылышки полетели» — руки поднять, пальчики растопырить, «ножки взлетели» — ноги поднять, мысочки вытянуть, «крылышки опустились» — руки опустить на пол, «ножки опустились» — ноги опустить на пол и «клювик опустился» — язык убрать в рот. Чередовать команды в разных вариациях.
«Качалка» (см. занятие 1). «Бревнышко» (см. занятие 1).
«Лодочка». Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить их лодочкой (ладонь к ладони), приподнять прямые ноги, прогнуться и покачаться на животе в таком положении. Если ребенку трудно выполнять упражнение, взрослый помогает ему (качает его, поднимая, то руки, то ноги).
Занятие 4
«Полетели-1, 2» (см. занятия 2, 3).
«Лодочка» (см. занятие 3).
«Фараон». Ребенок ложится на спину, обняв себя руками (правая кисть держит левое плечо, левая — правое). Он должен отрывать голову от пола и поднимать ее к груди, не поднимая плеч. Туловище лежит неподвижно, ногами не шевелить.
Занятие 5
«Активные растяжки-1». Ребенок лежит на спине, руки вверху, над головой, ноги вместе. По команде руки тянутся вверх, а ноги и мысочки — вниз. По другой команде — руки и ноги расслабляются.
«Дотянись». Ребенок лежит на животе. Взрослый, сидя перед ним, держит предмет перед ребенком, а ребенок тянется к нему сначала правой рукой, а потом левой. Затем взрослый, сидя у его ног, просит дотянуться до предмета ногами — сначала правой, а потом левой.
«Лодочка» (см. занятие 3). «Фараон» (см. занятие 4).
356 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 6
«Активные растяжки-2». Ребенок лежит на спине. Руки вверху над головой, ноги вместе. По команде правая рука тянется вверх, а правая нога — вниз; при этом левая рука и нога расслаблены. Ребенок должен удержаться в таком положении в течение 3—5 секунд. По команде все конечности расслабляются в течение того же интервала времени. Затем так же «растягивается» левая сторона тела.
«Дотянись» (см. занятие 5).
«Кошка». Ребенок встает на четвереньки. Выгибает и прогибает спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание — голова вверх, выгибание — голова вниз. Если ему это не удается, помогите ребенку, фиксируя статику и динамику данной позы собственными руками (буквально — надавливая ему на поясницу или, напротив, приподнимая ее), прося его только о том, чтобы он опускал голову, когда его спина выгибается, и поднимал, когда она выгибается.
Потом это же упражнение выполняется с неподвижной головой, которая при необходимости фиксируется руками взрослого.
Занятие 7
«Активные растяжки-3». Ребенок лежит на спине, руки вверху над головой, ноги вместе. По команде правая рука тянется вверх, а левая нога — вниз, при этом левая рука и правая нога расслаблены. По следующей команде — все конечности расслабляются. Затем таким же образом растягивается левая рука и правая нога.
«Дотянись» (см. занятие 5).
«Здравствуй, пол». Ребенок, лежа на спине, затылком на полу, поднимает и закидывает ноги к ушам. Его задача — постараться дотронуться мысочками до пола за головой и полежать в этом положении 2—5 секунды. Затем надо медленно возвратиться в исходное положение. Упражнение выполняется от 2—5 до 10 раз.
Примечание. Это упражнение удается почти всем детям, хоть и с трудом, и впоследствии оно им очень нравится. Вначале взрослый может помочь ребенку, чуть приподнимая его за спину. Можно аккуратно «дотянуть» мысочки ребенка до пола. Важно также стараться, чтобы ребенок держал максимально прямые ноги и когда их поднимает, и когда опускает. Не стоит также спешить, не обязательно дотягиваться до пола сразу.
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет
Занятие 8
«Активные растяжки-4». Ребенок лежит на спине, руки вверху, над головой, правая рука лежит на левой руке, а правая нога лежит на левой ноге. По команде тянутся правая рука и правая нога, при этом левые рука и нога расслаблены. По следующей команде все тело расслабляется. Затем таким же образом растягиваются левая рука и нога.
«Дотянись» (см. занятие 5).
«Локотки». Ребенок ложится на живот, лбом на пальцы рук, прижатых к полу. Локти также лежат на полу. По команде ребенок поднимает локти как можно выше на 3—5 секунд, после чего опускает их. Упражнение выполняется 5—6 раз.
Старайтесь добиться того, чтобы локти были подняты как можно выше. Можно также немного «потянуть» ребенка за руки вверх.
После полноценного освоения этого упражнения желательно усложнить задачу реципрокными взаимодействиями рук и головы: локти лежат — голова поднимается, голова опускается — поднимаются локти.
Занятие 9
«Активные растяжки-5». Ребенок лежит на спине, руки вверху над головой, левая рука лежит на правой руке, а левая нога лежит на правой ноге. По команде тянутся правая рука и правая нога, при этом левая рука и нога расслаблены. По другой команде — все конечности расслабляются. Затем таким же образом растягиваются левая рука и нога.
«Велосипед». Ребенок лежит на спине. Правая ладонь — под затылком. Локоть лежит на полу. Ноги сгибаются в коленях. Левой рукой нужно обхватить колено левой ноги. Наклониться вперед, локтем правой руки коснуться правого колена (глаза смотрят на колено). Поменять руки. Упражнение выполняется 15—20 раз.
Занятие 10
«К солнцу». Ребенок садится на пол, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь пальцами дотянуться до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко, ребенок как бы «потягивается» (3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды). Выполняется 3—5 раз.
Во время выполнения задания полезно подойти к ребенку и потянуть его за руки повыше/подальше.
358 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 11
«К солнцу» (см. занятие 10).
«Флюгер-1». Сидя, скрестить ноги, спина прямая; руки за голову. Ребенок выполняет свободные повороты налево — направо, по возможности максимально скручивая позвоночник.
а) Голова поворачивается в ту же сторону, что и тело.
б) Голова поворачивается в противоположную сторону от тела, а
язык поворачивается в ту же сторону, что и голова.
Занятие 12
«Флюгер-2». Встать на колени, спина прямая; руки за голову. Ребенок выполняет свободные повороты налево—направо, по возможности максимально скручивая позвоночник.
а) Голова поворачивается в ту же сторону, что и тело.
б) Голова поворачивается в противоположную сторону от тела, а
язык поворачивается в ту же сторону, что и тело.
«Бабочка». Ребенок ровно стоит на коленях, мыски вытянуты, стопы направлены вверх, спина прямая, руки вытянуты в стороны, глаза смотрят вперед. По команде взрослого:
—пальцы сжимаются в кулак;
—руки сгибаются в локтях, кулаками вверх, плечи параллельны
полу;
—голова запрокидывается назад, глаза смотрят в потолок;
—плечи, находясь параллельно полу, сводятся максимально
назад;
—плечи возвращаются в исходное положение, находясь парал—
ельно полу, кулаками вверх, а голова остается запрокинутой
вверх;
—голова приходит в исходное положение;
—руки разгибаются и разводятся в стороны;
—кулаки разжимаются.
Сначала упражнение выполняется под развернутые инструкции взрослого: «Пальцы в кулак, руки согнуть в локтях, глаза в потолок» и т.д., вплоть до полного усвоения ребенком последовательности действий. На следующем этапе полезно предложить детям по очереди исполнять роль ведущего. Необходимо следить, чтобы ребенок не разводил локти в стороны.
Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет___ "59
Занятие 13
«Бабочка» (см. занятие 12).
«Маятник». Ребенок, сидя на коленях и пятках, наклоняется вперед, пока лоб не будет лежать на полу. Руки ладонями вверх положить вдоль туловища, кисти рядом со стопами. Вернуться медленно в исходное положение. Затем постепенно опускаться назад (стараясь дотронуться до пола), сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Не спеша, в обратном порядке вернуться в исходное положение.
Занятия 14—15
«Маятник» (см. занятие 13).
«Гусеница», Ребенок встает на ноги и руки так, чтобы его тело образовало букву «л». Руки и ноги должны быть как можно ближе друг к другу, при этом оставаясь прямыми. Затем по команде ведущего «Руки побежали!» ребенок шагает только руками вперед, а ноги при этом стоят на месте. По команде «Ноги догоняют!» ребенок доходит ногами к рукам, при этом руки стоят на месте и т.д. Затем ребенок таким же образом передвигается назад («задним ходом»).
Занятие 16
«Потягивание». Ребенок стоит, руки на ширине плеч, пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на мыски, постепенно напрягая все тело как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Медленно вернуться в исходное положение, выполняя движения в обратном порядке.
Занятие 17
«Флюгер-3». Выполняется аналогично упражнению, описанному в занятии 12, только стоя.
«Растяжки для ног». Ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч; поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз:
— Медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении пять секунд. Стараться не сгибать ноги и руки. То же — для правой руки и ноги.
360 Часть III. Дидактические материалы
— Медленно наклониться и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Остаться в этом положении пять секунд. Не сгибать руки и ноги. То же — для левой руки и правой ноги.
«Растяжки для рук». Прямые руки складываются за спиной в замочек, а затем поднимаются вверх с наклоном туловища вперед. k
/
Занятие 18
«К солнцу». Выполняется аналогично упражнению, описанному в занятии 10, только стоя.
«Растяжки для ног» (см. занятие 17). «Растяжки для рук» (см. занятие 17).
Занятия 19—20
«Растяжки для ног» (см. занятие 17). «Растяжки для рук» (см. занятие 17).
"*' «Скручивание корпуса». Ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, стопы параллельны друг другу. Руки полностью расслаблены. Поворачивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Следите за тем, чтобы подошвы ступней всей плоскостью касались пола и не отрывались от него при поворотах; поддерживайте позвоночник вертикальным, представляя его неподвижной осью вращения, и максимально расслабляйте мышцы корпуса. Голова при этом сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками, потом — в противоположную от рук сторону.
; tt