Тема: Диагностирование детско-родительских взаимоотношений
Задание:
· подобрать,
· выполнить(не менее трех методик на выбор, использовать методики как из списка А, так и Б - в зависимости от содержания предложите их для выполнения детям дошкольного возраста и родителям детей (или выполнить самим, представив себя в качестве родителей),
· презентовать методики диагностирования детско-родительских взаимоотношений (принести итоговые результаты опросников и анкет и рисунки детей):
А) Методики диагностирования родителей:
Родительское сочинение (автор – В.В. Столин, адаптация – А.И. Тащева),
ВРР (Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.И. Марковской),
Шкала степени отверженности ребенка в семье,
ОРО (Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В. Столина),
Методика АСВ (Анализ семейного воспитания) и др.
Б) Методики диагностирования детей:
Методика «День рождения»,
Методика интервью с ребенком (автор А.И. Захаров),
Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи,
«Лесенка» (методика В.Г. Щур, применительно к членам семьи),
КРС (Кинетический рисунок семьи) и др.
!!! При желании можно использовать иные методики диагностирования детско-родительских взаимоотношений с учетом требований к валидности и надежности данных методик!!!
Литература
- Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.
· Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д.
Марцинковской - М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
- Немов, Р.С. Психология: учебник для высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995. -
o Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 1995. – 512 с.
- Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. - М.: Владос, 2004. –
- Кн. 1. Система работы с детьми разного возраста. – 2004. – 384 с.
- Кн. 2. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 2004. – 480 с.
- Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. - М.: Владос,2005. –158 с.
- Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.
Лабораторная работа № 2
Тема: Психолого-педагогическое консультирование
К занятию повторить материал лекции по консультированию!!!!
Задачи: 1. Обучение студентов решению ситуаций психологического консультирования.
Часть 1. Студентам задаются ситуации реального психологического консультирования. По поводу решения каждой ситуации организуется группа студентов (3-4 человека), которая на основе теоретических знаний о возрастно-психологических особенностях развития ребенка прогнозирует возможное развитие событий процесса консультации по алгоритму возрастно-психологического консультирования. По окончании выполнения задания организуется обсуждение результатов решения каждой ситуации психологического консультирования.
2.Выработка навыков ведения беседы с целью сбора информации и воздействия на собеседника.
Часть 2. Студенты разбиваются на группы из двух человек, каждому задается ситуация психологического консультирования, при этом один студент из пары исполняет роль консультанта, а другой – консультируемого. Затем происходит обмен ролями. По окончании выполнения задания организуется обсуждение результатов и выяснение условий наиболее эффективного использования данного метода.
Вопросы к итоговому экзамену
1. Цели использования психологических знаний в образовательном процессе ДОУ. Направления психологической работы, предполагающие сотрудничество педагога и психолога. Психологическая компетентность педагога.
2. Предмет, содержание, задачи психологической диагностики. Факторы риска, предполагающие диагностическое обследование ребенка.
3. Методики высокого уровня формализации: понятие, отличительные характеристики. Тесты (стандартизированные тесты и тесты с поуровневой дифференциацией: примеры, особенности интерпретации показателей), возможности применения тестовых диагностик в ДОУ. Личностные опросники, особенности применения личностных опросников в ДОУ. Проективные методики, возможности использования в ДОУ, примеры.
4. Малоформализованные методики диагностирования: понятие, отличительные характеристики. Наблюдение, принципы наблюдения, формализация метода, возможности использования в ДОУ. Анкетирование и метод интервью, возможности их использования в ДОУ. Беседа, особенности проведения беседы с детьми
5. Понятие стандартизации, надёжности и валидности диагностических методик.
6. Диагностирование параметров развития ребёнка. Примеры диагностических методик. Правила психодиагностического обследования в ДОУ.
7. Понятие коррекционно-развивающей работы, формы коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми. Специфика психокоррекционной работы с детьми. Проблемы определения основных трудностей развития ребенка.
8. Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Принципы формулирования целей коррекционной работы с детьми. Виды коррекционных программ.
9. Игровая коррекция поведения (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).Особенности формирования групп.
10. Сказкотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).
11. Куклотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).
12. Библиотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).
13. Проективный рисунок (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).
14. Психогимнастика (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).
15. Дети с синдромом СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью): причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям
16. Замкнутость: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.
17. Детский аутизм: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.
18. Психология агрессивного поведения. Характеристика видов проявлений агрессивности. Причины/факторы риска проявления агрессии, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция. Рекомендации родителям и педагогам, работающим с агрессивными детьми.
19. Застенчивость и тревожность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.
20. Демонстративность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.
21. Страхи и их коррекция.
22. Проблема одаренности. Возрастно-психологическая специфика обучения и развития одаренных детей. Трудности одаренных детей, психологическая помощь в их преодолении. Рекомендации педагогам и родителям одаренных детей.
23. Феномен детей-индиго: характеристика детей-индиго, проблема выявления детей-индиго, особенности развития детей-индиго, особенности воспитания и создания условий развития детей-индиго
24. Определение семьи и брака. Функции семьи. Особенности современной российской семьи. Модель эффективной гармоничной семьи.
25. Стадии развития семьи. Проблемное и благополучное протекание стадии «семья с маленькими детьми», содержание понятия «родительская позиция». Нормативные и ненормативные семейные кризисы.
26. Особенности развития личности ребенка в семье с алкогольной зависимостью: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.
27. Особенности развития личности ребенка в конфликтной семье (семье с нарушениями общения): характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.
28. Особенности развития личности ребенка в неполной семье: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.
29. Особенности развития личности ребенка в приемной семье: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.
30. Охарактеризуйте следующие параметры детско-родительских взаимоотношений: характер эмоциональной связи; мотивы воспитания и родительства (по А.С. Спиваковской); степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения; удовлетворение потребностей ребенка.
31. Социальный контроль как один из параметров детско-родительских взаимоотношений: требования и запреты, их функции. Правила предъявления требований и запретов, способы контроля исполнения требований и запретов.
32. Социальный контроль как один из параметров детско-родительских взаимоотношений: поощрения и наказания. Виды наказаний, их допустимость. Рекомендации предъявления наказаний. Виды поощрений, правильные и неправильные способы предъявления поощрений.
33. Типы семейного воспитания (стили родительского общения). Гармоничный и дисгармоничные типы воспитания.
34. Техника «активного слушания» как основной фактор гармонизации детско-родительских отношений: принципы позитивного общения, техника эмпатического активного слушания, техника эффективной похвалы. Пример эффективной похвалы.
35. Техника «активного слушания» как основной фактор гармонизации детско-родительских отношений: техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний, пример «Я-высказывания». Ошибки общения с ребенком.
36. Характеристика психолого-педагогического консультирования в ДОУ: понятие, специфика консультативной деятельности в ДОУ, типы консультирования и их характерные черты, правила консультирования, требования к консультанту.
37. Возрастно-психологическое консультирование в ДОУ, его алгоритм. Приведите пример. Виды реальных запросов.
38. Коррекционно-развивающая работа с родителями (семьей): виды и цели групповой работы с семьей, социально-психологический тренинг как основной метод гармонизации детско-родительских отношений, частные методы коррекционно-развивающей работы. Приведите примеры.
[1] Обязательна подготовка группой из 3-4 студентов