Анализ и интепретация данных
Анализ данных полученных в ходе проведения опростника САН:
Анализ данных полученных в ходе проведения методики на телесное самочувствие в экспериментальной и контрольной группах показал:
В экспериментальной группе:
По шкале «самочувствие»: 13 участников имеют высокие оценки (от 51 до 67), а 2 средние оценки (40 и 50).
По шкале «активность»: 10 участников имеют высокие оценки (от 51 до 68), а 5 средние оценки (от 38 до 47).
По шкале «настроение»: 14 участников имеют высокие оценки (от 51 до 68), а 1 среднюю оценку (49).
По шкале «общее самочувствие»: 13 участников имеют высокие оценки (от 51 до 70), а 2 средние оценки (45 и 47.6).
В конторльной группе:
По шкале «самочувствие»: 8 участников имеют высокие оценки (от 52 до 64), а 5 средние оценки (31и 48) и 2- низкие оценки (15 и 35).
По шкале «активность»: 3 участников имеют высокие оценки ( от 55 до 62), а 7 средние оценки (от 35 до 48) и 5- низкие оценки (от 18 до 28).
По шкале «настроение»: 7 участников имеют высокие оценки (от 51 до 67), а 5 средние оценки (от 34 до 47) и 3- низкие оценки (от 20 до 25).
По шкале «общее самочувствие»: 6 участников имеют высокие оценки (от 50 до 61), а 6 средние оценки (от 31 дои 48) и 3- низкие оценки (от 19 и 25).
Далее представим в процентном соотношении распределение оценок по шкале «общее самочувствие» в экспериментальной и контрольной группах.
Таблица 1- Распределение оценок по шкале «общее самочувствие»
Общая оценка телесного самочувствия | Высокая оценка (В) | Средняя оценка (С) | Низкая оценка (Н) |
Экспериментальная группа | 86.7 % (13) | 13.3 % (2) | 0 % |
Контрольная группа | 40%(6) | 40 %(6) | 20%(3) |
Представим наглядно распределение оценок телесного самочувствия в экспериментальной и контрольной группах:
Рисунок 2- Распределение оценок по шкале «общее самочувствие»
Из диаграммы видно что количество респондентов с высокими оценками телесного самочувствия в экспериментальной группе существенно больше чем в контрольной. Они имеют более высокие оценки как по отдельным шкалам: самочувствие, активность, настроение, так и по общему показателю самочувствия. Они чувствуют себя здоровыми, активными, подвижными, сильными, работоспособными. И это ощущение своей активности делает их жизнерадостными и позитивными.
В контрольной же группе мы видим, что появляются подростки, которые имеют низкие показатели телесного самочувствия, а в эксперименатальной группе таких подростков нет вообще. Именно эти подростки. по нашему предположению, имеют наибольшие риски аддиктивного поведения. Поскольку они чувствуют себя разбитыми, уставшими, медлительными и неработоспособными.
Статистическая обработка данных полученных в результате проведения опростника САН:
Мы сравнили общие оценки телесного самочувствия в экспериментальной и контрольной группах с помощью t-критерия Стьюдента.
t-критерия Стьюдента направлен на оценку различий величин средних значений показателей двух выборок [54]. И с помощью t-критерия Стьюдента мы проверяем гиптезу о том, что общие оценки телесного самочувствия у подростков занимающихся танцами выше чем у подростков не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.
Гипотезы:
Но: Общие оценки телесного самочувствия в экспериментальной группе и общие оценки телесного самочувствия в контрольной группе сходятся.
Н1: Общие оценки телесного самочувствия в экспериментальной группе выше общих оценок телесного самочувствия в контрольной группе.
Результат: tЭмп = 3.5
Полученное эмпирическое значение t (3.5) находится в зоне значимости.
В терминах статистический гипотез это утверждение звучит так: гипотеза Но о сходстве отклоняется и на 0,1 % уровне значимости принимается альтернативная гипотеза Н1 - о различии между экспериментальной и контрольной группами.
Таким образом обнаруженные нами различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0,1 % уровне, или иначе говоря общие оценки телесного самочувствия у подростков занимающихся танцами существенно выше чем у подростков не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.
Анализ данных полученных в ходе проведения теста-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» :
В экспериментальной группе:
По шкале «общая саморегуляция»: 11 участников имеют высокие показатели (от 14 до 20), 3- средние показатели (по 12) и 1-низкий показатель (7).
По шкале «настойчивость»: 10 участников имеют высокие показатели (от 9 до 14), а 4-средние показатели (по 8) и 1-низкий показатель (5).
По шкале «самообладание»: 13 участников имеют высокие показатели (от 7до12), 1-средний показатель (6) и 1 низкий показатель (4).
В контрольной группе:
По шкале «общая саморегуляция»: 4 участников имеют высокие показатели (от 13 до 17),
1- средний показатель (12) и 10-низкие показатели (от 4 до 8).
По шкале «настойчивость»: 4 участников имеют высокие показатели (от 13 до 15), а 2-средние показатели (по 8) и 9-низкие показатели (от 3 до 5).
По шкале «самообладание»: 5 участников имеют высокие показатели (от 8 до 9), 2-средние показатели (по 6) и 8 низкие показатели (от 3 до 5).
Далее представим распределение показетелей общей саморегуляции в экспериментальной и контрольной группах в процентном соотношении.
Таблица 2- Распределение показателей по шкале « общая саморегуляция»
Показатель общей саморегуляции | Высокий показатель (В) | Средний показатель (С) | Низкий показатель (Н) |
Экспериментальная группа | 73.4% (11) | 20% (3) | 6.6% (1) |
Контрольная группа | 26.6% (4) | 6.6%(1) | 66.8% (10) |
Представим наглядно распределение волевой саморегуляции в экспериментальной и контрольной группах:
Рисунок 3- Распределение показателей по шкале « общая саморегуляция»
Как видно из диаграммы в экспериментальной группе большая часть подростков имеют высокие показатели как по шкале «общая волевая саморегуляция», так и по отдельным шкалам «настойчивость и «самообладание». Таких подростков можно охарактеризовать как уверенных в себе, они умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. Высокие показатели по шкале «настойчивость» говорят о них как о деятельных, работоспособных людях, активно стремящихся к выполнению намеченного, способны справляться с трудностями, которые возникают у них на пути. В меньшей степени подвержены соблазнам. Отличаются работоспособностью.
Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают подростки, которые способны совладать со своими эмоциями в различных ситуациях.
Все эти факторы говорят о том, что у подростка формируется чувство взрослости, растет уровень произвольности и самостоятельности. Также умение владеть собственным поведением говорит о развитии рефлексии, что является главным из новообразований в подростковом возрасте. И все это мы связываем с развитие телесного самочувствия подростка. С его ощущением собственной активности. Подростки на занятиях работают с собственным телом. Они овладевают собственным телом как ресурсом, и это позволяет им быть более свободными в общении, лучше себя чувствовать, регулировать лучше свое поведение.
Что мы видим в контрольной группе, где собраны подростки, которые не занимаются спортом, танцами или другими видами специально организованными видами активности. В этой группе большая часть подростков, десять человек, имеют низкие показатели как по шкале «общая саморегуляция», так и по отдельным шкалам «настойчивость и «самообладание». Низкий балл наблюдается у чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе подростков. Общий фон активности, как правило, снижен. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм. Для поведения такого подростка характерна спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и неустойчивость намерений. У них как правило неразвитая способность к рефлексии и самоконтролю. На самом деле такие характеристики как раз свойственны подростку переживающему возрастной кризис.
Статистическая обработка данных полученных в ходе проведения теста-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»:
С помощью t-критерия Стьюдента мы проверяем гиптезу о том, что общие показатели волевой саморегуляции у подростков занимающихся танцами выше чем у подростков не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.
Гипотезы.
Но: Общие показатели волевой саморегуляции в экспериментальной группе и общие показатели волевой саморегуляции в контрольной группе сходятся.
Н1: Общие показатели волевой саморегуляции в экспериментальной группе выше общих показатели волевой саморегуляции в контрольной группе.
Результат: tЭмп = 3.9