Вопрос. Сознание и его структура. Бессознательное в человеческой психике
Тема 2. Развитие психики и сознания.
Вопрос. Развитие психики в онтогенезе.
Стадии развития психики в онтогенезе изучали многие психологи. Были созданы возрастные периодизации психического развития: весь жизненный путь человека был разбит на периоды (стадии, этапы).
Американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) выделил восемь основных стадий в психическом развитии человека, которые проходят все люди. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает человека к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.
Первая стадия — раннее младенчество - до 1 года, в это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к окружающему.
Вторая стадия — позднее младенчество - с 1 года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство автономности (самостоятельности) или чувство зависимости от окружающих в зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.
Третья стадия — раннее детство - с 3 до 6 лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины, развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовать собственную активность в заданном обществом русле и нормах.
Четвертая стадия — среднее детство - с 6 до 14 лет, в течение которой у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, и зависит развитие данных качеств личности.
Пятая стадия — главная - подростничество и юность - с 14 до 20 лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности (жизненное самоопределение) или неопределенности (спутанность ролей). На этой стадии главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры, т.е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.
Шестая стадия — ранняя взрослость - с 20 до 35 лет связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола, тогда формируется близость к людям. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.
Седьмая стадия — средняя взрослость - с 35 до 60—65 лет. Она является одной из важнейших, по мнению Эриксона, так как связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности. В этот период большое значение имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых, человек также может развиваться и сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для личности, считает Эриксон. Таким образом, на этой стадии формируются такие черты, как творчество или, наоборот, застой.
Восьмая, последняя стадия – поздняя взрослость - наступает после 60—65 лет и продолжается до конца жизни. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации. Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но оно всегда связано с потерей идентичности, с полным или частичным отвержением каких-то эпизодов своей жизни или свойств личности. Таким образом, на этой стадии формируются такие черты, как полнота жизни или, наоборот, отчаяние от того, что жизнь прожита зря.
вопрос. Сознание и его структура. Бессознательное в человеческой психике.
Возникновение сознания у человека – это качественно новый этап в развитии психики.
Сознание - это высшая форма психики, которая сложилась под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.
Основными характеристиками сознания являются:
1. со-знание – совокупность знаний, т.е. отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).
Предполагается именно со-знание (сравни с сочувствием, состраданием, сопереживанием, сотрудничеством и т. п.), то есть такое знание, которое может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Осознать - значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свое знание другому.
2. различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека.
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. И только к трём годам ребенок начинает воспринимать себя как отдельный объект мира.
3. обеспечение целеустремлённой деятельности человека.
В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д.