Раздел III. Психическая организация личности
Глава 11. Индивид и личность
Основные понятия: Человек, индивид, личность, индивидуаль-ность, психические свойства личности, духовный мир личности, духовные качества личности, самооценка личности, образ “Я”, при-тязания личности, воспитание и самовоспитание личности.
Понятие о личности.
Человек - сложно организованное, многомерное и разносторон-нее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесно-му строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся
особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт при-надлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии “ Ин-дивид”. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.
Гл а в н о е отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек - одухот-воренное существо, наделенное многообразными психическими свой-ствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружа-ющий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, созда-вать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные каче-ства. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, прояв-лять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии “личность”.
Таким образом, личностью может являться только одухотворен-ный человек, член общества, обладающий многообразными психичес-кими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность про-низывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на по-стижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.
Внутренний мир человека - это его субъективный мир. Субъек-тивность, или по философской терминологии “самость”, является ос-новной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента. Самость объе-диняет все формы проявления психики человека и управляет ими. Ф. Ниц-ше писал: “Чувство и ум всего лишь орудия и игрушки: за ними скрывает-ся САМ О СТЬ ... Она господствует и повелевает твоим “Я”.”1
Субъективный духовный мир каждого человека является уникаль-ным и неповторимым. Так же как отпечатки пальцев не могут быть иден-тичными, так и психические свойства и качества личности не могут быть тождественными. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Инди-видуальность личности заключается в своеобразном сочетании пси-хических свойств и качеств, отличающих ее от других людей.
Для того, чтобы жить и развиваться, личность должна все время
преодолевать в себе то, что досталось ей от животных предков. “Че-ловек, - писал Ф. Ницше, - есть нечто, что должно преодолеть... Вы совершили путь от червя до человека, но многое еще в вас - от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезья-на, нежели иная из обезьян.”2
Целью преодоления является формирование полноценного человека, освободившегося душой и телом от животных влече-ний, доставшихся ему от животных предков. Высшей целью пре-одоления, по Ф. Ницше, является создание Сверхчеловека, ко-торый должен появиться на земле и стать ее смыслом. “Сверх-человек - смысл земли”, - писал Ф. Ницше.3 Современный чело-век для Сверхчеловека, по мнению Ницше, должен быть посмеши-щем, мучительным позором. Сверхчеловек - это человек отдаленного будущего, который своей созидательной деятельностью будет не раз-рушать, а украшать землю.
Для того, чтобы стать полноценным человеком, каждый ин-дивид должен заниматься самосовершенствованием. Целью са-мосовершенствования является стремление личности приобрес-ти такие качества, которые дали бы ей возможность занять дос-тойное место среди людей и стать полезным членом общества.
Человек является общественным существом. Основным ус-ловием существования общества является общение, в котором проявляется человеческая сущность. В процессе общения и со-вместной деятельности между людьми устанавливаются обще-ственные отношения, под влиянием которых у человека возни-кает новое качество - личность.
По мнению А.Н. Леонтьева, это качество является слож-ным системным образованием. По своей природе оно является “сверхчувственым ” явлением, так как связи и отношения меж-ду людьми, под влиянием которых оно возникает, не могут не-посредственно восприниматься, их отражение возможно только посредством мышления человека.
Существование личности в системе общественных отноше-ний, ее место и роль в обществе вызвало появление так называ-емой “ролевой теории личности”. Действительно, каждый чело-век в течение своей жизни выполняет различные общественные функции. Он может быть сыном или дочерью, отцом или мате-рью, начальником или подчиненным, учителем или учеником и
т.д. Значит ли это, что выполняя эти функции, человек играет просто роль. Против такого упрощенного понимания личности резко выступал А.Н. Леонтьев. Он считал, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, игр ает не “ роль”, а выполняет свою “ м иссию”. Правда, иног-да человек разыгрывает какую-то “роль”, но эта “роль” не личность человека, а то “изображение, за которым она скрывается”.
Против такого упрощенного понимания личности, функции кото-рой сводятся к выполнению только определенной “роли”, говорит так-же и тот факт, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, не просто является исполнителем определенной “роли”, а является твор-цом, созидателем материальных и духовных ценностей.
С точки зрения гуманистической психологии, главной особеннос-тью личности является реализация творческих возможностей, ее спо-собность совершенствовать окружающий мир и управлять своим соб-ственным развитием, осуществляя самоактуализацию и самосовер-шенствование.
Проявляя творчество, личность создает общественно цен-ные продукты, и тем самым не только совершенствует свои пси-хические свойства, но и способствует развитию общества.